Комплектование и состав группы

В ВОДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ

НА ПЛОТАХ

 

В туристской группе плот – это техническое средство передвижения. В отличие от всех остальных туристских судов плоты почти не имеют собственной скорости. Маневрирование осуществляется только за счет поперечных перемещений.

  К преимуществам плотового туризма можно отнести его доступность для каждого практически здорового человека и возможность везти на плотах значительный груз, что позволяет комфортабельно обставить походный быт, взять с собой больше продуктов, кино- и фотоаппаратуры.

   Сплав на плотах характеризуется высокой эмоциональной насыщен-ностью. Предпосылкой накала таких путешествий является динамичность прохождения водных препятствий. Она заключается в том, что пороги преодолеваются туристами в быстром темпе, без остановок на отдых и раздумье. Причем водный поток оказывает не только физическое сопротивление, но и влияет на психическое состояние своей мощью, скоростью, ревом. Действия плотовиков должны быть заранее рассчитанными, быстрыми и решительными.

   Для обеспечения безопасности похода необходимо знать причины аварий, которые могут случиться в путешествии на плоту.

Основные причины:

– недостаточность фактического опыта группы для прохождения сложных препятствий;

– нарушение «Правил путешествий» по количественному составу тури-сткой группы;

– прохождение маршрута на одном судне всей группой;

– недисциплинированность участников и разлад в группе;

– пренебрежение разведкой сложных препятствий;

– незнание способов, отсутствие или неэффективность страховки;

– нарушение правил безопасности;

– низкая физическая и техническая подготовка отдельных участников;

– неумелая швартовка;

– отсутствие решительных действий в критических ситуациях;

– неукомплектованность группы специальным снаряжением или его низкое качество;

– изъяны в конструкции плота или в отдельных его узлах.

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПОХОДА

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОХОДА

Перед руководителем похода стоят три основные задачи: провести группу по маршруту в запланированный срок, совершить поход без чрезвычайных происшествий и сохранить в коллективе высокий моральный дух дружбы и товарищества.

   Ответственность за действия участников, приведшие к возникновению аварийной ситуации, как и за поведение группы в экстремальных условиях, целиком лежит на руководителе группы. Не могут служить оправданием для руководителя неправильные действия участников из-за их технической неграмотности, физической неподготовленности или отсутствия необходимого снаряжения.

    Руководитель должен знать психологические особенности, фактические возможности всех участников, соразмерять их со сложностью готовящегося путешествия. В равной мере он должен четко уяснить свою ответственность, моральные и юридические обязанности по обеспечению безопасности группы в предстоящем путешествии. В обязанности руководителя входит:

– комплектование психологически устойчивого, с достаточным тури-стским опытом коллектива, объединенного общими целями и инте-ресами;

– выбор реки для сплава и сроков проведения похода в соответствии с фактическим опытом, подготовленностью, желаниями и возможностями участников;

– разработка маршрута, тактического плана путешествия и графика движения. Тщательное изучение различных вариантов маршрута, характера препятствий и ознакомление с этими сведениями всех участников группы;

– распределение обязанностей между участниками, составление походной сметы, подробных списков снаряжения и продуктов питания, постоянный контроль за подготовкой и упаковкой снаряжения, а также продуктов пита­ния для похода. Руководителю рекомендуется обсудить с участниками списки личного и общественного снаряжения. Это позволит избежать лишнего груза в рюкзаках, особенно у неопытных туристов. Списки личного снаряжения целесообразно раздать всем членам, а списки общественного и специального снаряжения, ремонтного набора, медицинской аптечки и продуктов – должностным лицам группы;  

– составление графика подготовки похода с указанием наименований подготовительных мероприятий, их сроков и ответственных за исполнение;

– получение разрешения врача на участие в путешествии каждого члена группы;      

– техническая и психологическая подготовка участников с учетом ожидаемой сложности маршрута, проведение предпоходных тренировок, отработка приемов и навыков страховки и самостраховки;

– оформление  заявочных и маршрутных документов. На путешествия I–III категорий сложности (к. с.) заявка на поход должна представ-ляться руководителем для рассмотрения маршрутной комиссией не позднее чем за месяц, на маршруты IV–V к. с. – за полтора месяца. Это время требуется для оказания помощи руководителю в подготовке похода, проверки готовности группы к предстоящему путешествию и соответствия ее фактического опыта сложности заявленного маршрута. Руководитель похода обязан своевременно уведомить контрольно-спасательную службу (КСС) района предстоящего путешествия о маршруте, количественном составе группы и контрольных сроках не позднее чем за десять дней до выезда к началу маршрута. После получения маршрутных документов не разрешается изменять состав группы или варианты маршрута без соответствующей дозаявки и переутверждения в маршрутной комиссии. Нельзя также изменять списки общественного и личного снаряжения в сторону их количественного уменьшения;

– подготовка отчета и справок о походе, вручение последних участни-кам путешествия.

 

КОМПЛЕКТОВАНИЕ И СОСТАВ ГРУППЫ

 

   Туристский поход начинается с организации группы и подбора участников. На собрании выбираются или утверждаются ­маршрут, его варианты а также удобные для всех сроки похода, распределяются обязанности между участниками. И, самое главное, определяется цель предстоящего путешествия, так как для создания сплоченной группы необходимо единство цели всех участников.

  Каждый участник получает должность в соответствии со своей туристской подготовкой и складом характера. Подготовка к походу должна быть в основном закончена за полмесяца до выхода на маршрут. Такой срок необходим для того, чтобы у руководителя оставалось время для выполнения всех намеченных мероприятий, с которыми не справился какой-либо член группы.

   Основное требование при комплектовании группы заключается в том, чтобы опыт участников будущего похода соответствовал сложности самых серьезных препятствий на маршруте. Минимальный количественный состав группы определен «Правилами путешествий». Для походов I–III к. с. он составляет четыре человека, для последующих – шесть. Количество судов в группе правилами не оговаривается. Но только имея в группе хотя бы два плота или плот и легкое судно можно обеспечить надежную страховку при прохождении препятствий.

   Оптимальное количество участников плотовой группы – 8–10 человек, которые сплавляются на двух плотах. Экипаж плота не должен превышать 4–6 человек, иначе снижается спортивность сплава. В водных походах I–III к. с. количество женщин в группе не ограничивается, в высших - соотношение мужчин и женщин рекомендуется не менее чем 4:1. Управление плотом на сложных участках горных рек – тяжелая физическая работа, связанная с риском. В порогах часто возникают аварийные ситуации, выход из которых иногда возможен только с помощью большой физической силы

   Руководитель, комплектуя группу, должен знать особенности характера каждого участника и помнить, что для сложных походов всем участникам следует быть психологически совместимыми, несмотря на ограниченную (обычно 2–4 недели) продолжительность похода: психологическая совместимость или несовместимость проявляются тем быстрее, чем сложнее и напряженнее сплав.

   В туристских группах можно выделить три типа людей. К первому относятся лидеры, которые во всем проявляют инициативу и стоят во главе образовавшихся подгрупп, объединяющих участников по свойствам характера; ко второму - люди, желающие быть равноправными организаторами подготовки и проведения похода; к третьему – так называемые ведомые – безынициативные участники, не перегружающие себя походными проблемами. В группах начинающих туристов бывает еще один тип – люди замкнутые или сторонящиеся от общения по некоторым причинам, например, свойствам характера.

   Любой группе в походе требуется безобидный «громоотвод», способный разряжать излишнее эмоциональное напряжение. В этом качестве выступают обычно простодушные добрые люди с колоритной речью. Если таковых в группе нет, эту роль должен принять на себя опытный турист.

   Группу следует набирать с количественным запасом в 1– 2 человека, так как к началу путешествия отдельные участники не смогут пойти в поход по различным обстоятельствам: из-за болезни, работы, семейных дел, психологической несовместимости и т. д.

   При окончательном утверждении состава группы не реко­мендуется брать в сложный поход участников, не ладящих меж­ду собой, имеющих разногласия или конфликты с руководителем, незнакомых или не проверенных на практике, нетренированных или ослабевших (например, после болезни), не принимавших участия в подготовкепохода, теряющихся в экстремальных си­туациях и не умеющих бороться за свою жизнь.

 

 

СНАРЯЖЕНИЕ И ЭКИПИРОВКА ПЛОТОВИКА

 

   Безопасность путешествия на плотах в значительной мере определяется правильным подбором снаряжения. Это – техни­ческая основа безаварийного прохождения маршрута. Снаряже­ние должно соответствовать условиям проведения водного по­хода, учитывать технические, тактические особенности и слож­ность маршрута, его продолжительность, сезонность, климати­ческие и географические особенности района путешествия. При подготовке снаряжения необходимо добиваться максимально возможного сокращения его веса, обеспечивая выполнение дру­гих требований, таких, как надежность, прочность, удобство при­менения, возможная универсальность и привлекательное оформление.

   Все походное снаряжение условно можно разделить на сле­дующие группы: специальное, бивуачное, упаковочное, маршрут­ное, ремонтное, медицинское, съемочное.

   Специальное включает в себя не только общественное (для изготовления плота и обеспечения страховки), но и личное, кото­рым экипируются плотовики. С повышением сложности препят­ствий на маршруте повышаются конструктивные требования к специальному снаряжению и растет его количество. Так, на про­стых реках для страховки достаточно иметь основную веревку и спасательный круг с репшнуром. Для рек с большим падением и каньонными участками требуются несколько веревок, карабины, причальные приспособления, дополнительное судно и др. Все снаряжение должно быть отремонтировано и проверено до похо­да, особенно то, от которого зависит безопасность путешествия. Водник должен иметь индивидуальное спасательное и защитное снаряжение, обладающее необходимым запасом плавучести, про­чности, тепловой изоляцией и удобством. Для прохождения рек, не превышающих IV–V к. с., достаточно иметь жилет воздушной емкостью в 15–20 л. Надувные морские или авиационные спаса­тельные жилеты предпочтительнее пробковых, которые неудобны из-за неизменяющегося объема при транспортировке и крошения наполнителя. Кроме того, пробковый жилет может помешать вы­браться из водяной «бочки». Надо знать, что объем передней грудной части жилета дол­жен быть больше, чем на спине, чтобы оказавшийся в воде чело­век держался на воде лицом вверх.

   При прохождении участков высшей сложности емкость спасательного ком­плекта должна быть не менее 30-40л, а иногда и больше, так как удельный вес пенной воды низок.

   Для увеличения плавучести и предохранения водника от травм, начиная с маршрутов IV к. с., костюм дополняется пе­нопластовыми (или из другой газонаполненной пластмассы) щитками и пристегивающимся воротником, куда укладывается надуваемый резиновый круг. Объем дополнительной емкости – 5 л. Щитки защищают переднюю часть голени и бедер, а также плечи и локти. Пластинки толщиной 1–1,5 см и размерами около 4х8 см зашивают в матерчатый чехол. Суммарный объем че­тырех щитков составляет 4–6 л. Их транспортируют в сложен­ном виде, а пришивают на брюки и рубашку перед началом сплава (рис.1).

 

 

 


 

           Рис. 1. Экипировка плотовика            Рис. 2. Герметизация груза                 

                                                          в упаковочных чехлах

 

   В качестве защитной каски допускается использовать хок­кейные или велосипедные пластмассовые шлемы с ребрами же­сткости.

   Сложные каньонные участки плотовикам необходимо прохо­дить в грудной обвязке с карабином, чтобы можно было, если понадобится, пристегнуться к страховочной веревке. Такое сна­ряжение необходимо также для организации страховки и наве­дения переправ.

    Для предупреждения переохлаждения надо, независимо от температуры воздуха, кроме нижнего белья надевать шерстя­ные костюм и носки. При постоянном намокании или попадании в воду слой шерстяной одежды предохраняет тело от интенсив­ного охлаждения. Если сплав происходит в межсезонье или если у реки ледниковое питание и температура воды не превышает 6–8 °С, следует брать в поход брюки от гидрокостюма. Поверх шерстяной одежды надевают прочные брюки и рубашку (куртку) из тонкого брезента или подобной ткани. Верхняя одежда плотовика должна быть окрашена в яркие цвета или иметь цветные маркировочные пятна, чтобы туриста можно было увидеть на фоне воды, серых камней, леса. На рубашке целесообразно иметь один - два застегивающихся кармана, где хранят запаянные в полиэтилен спички, документы, деньги.

   Для сплава на плоту пригодны только ботинки или кроссов­ки с толстой твердой подошвой. Но в межсезонье на простой ре­ке удобнее быть в сапогах. Для предохранения ног от сырости лучше всего склеить чулки из водонепроницаемого материала – клеенки, прорезиненного капрона. Такие чулки-чуни надева­ют на носки и шерстяные брюки, а сверху на них – хлопчатобу­мажные носки и ботинки. Туристские ботинки должны быть с войлочными стельками и без утепляющей подкладки, чтобы лег­че было сушить. Собираясь на сплав, надо иметь две пары спецовочных хло­пчатобумажных перчаток. Они сберегут руки от царапин, ссадин, обветривания и образования глубоких кровоточащих трещин на пальцах. Перчатки предохраняют руки от обмерзания, обеспе­чивают безопасность при работе с веревками. В межсезонье сле­дует иметь также шерстяные рукавицы.

   Чтобы вещи и продукты не намокли во время сплава, осо­бенно при аварии, их укладывают в водонепроницаемый мешок-вкладыш, изготовляемый из прорезиненного капрона, детской клеенки, полиэтилена и других материалов. Его раз­меры должны превышать размеры рюкзака, чтобы он не нес на­грузки и не лопнул. Завязывают вкладыш дважды, перегнув соб­ранный в пучок верх мешка (рис. 2). Для сохранности герметич­ности вкладыша надо до сплава сберегать его в мягком чехле. При необходимости рюкзак с вкладышем можно использовать как плавучую емкость, например, при глубоких переправах на спокойных местах.

   Плотовику необходимо иметь легкий, остронаточенный нож типа охотничьего, обязательно в жестких ножнах. Их крепят на брюках с наружной стороны бедра или голени правой ноги. Ру­коять ножа присоеди-няют прочным шнуром к поясу или нож­нам. Длина шнура – около 1 м, чтобы нож можно было дер­жать в вытянутой руке. До сплава нож лучше хранить в рюкзаке.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: