И Техника их прохождения

 

 

   Аварийные ситуации в путешествии на плотах всегда возни­кают неожиданно, хотя потенциальную опасность представляют все препятствия водного маршрута. Сложность любого препятст­вия на реке определяется скоростью течения, зависящей от рас­хода воды и уклона, топографией и протяженностью препятствия. Главным, определяющим фактором сложности является скорость воды. Чем выше уровень воды при одном и том же уклоне, тем выше скорость. С ростом скорости или повышением уровня растет и напор, сила потока. Понижение уровня воды уменьшает слож­ность препятствия, хотя тяжесть его преодоления может воз­расти. Например, протаскивание плота по обмелевшей реке угрозы не представляет, хотя физическая нагрузка очень высока. Если посадка на камень в низкую воду означает лишь задержку, то в высокую воду это препятствие ставит команду плота в критическое положение.

   В отличие от других видов туризма сложные метеорологи­ческие условия не представляют опасности, хотя иногда и ставят плотовиков в тяжелое положение. Экстремальные погодные ус­ловия усугубляют влияние других опасностей. Это может быть и резкий подъем воды, и сырые камни, и оползни, и холод.

   Водные препятствия можно разделить на естественные и искусствен-ные.

   Естественные препятствия – это поваленные деревья, водовороты, камни, перекаты и т. д. Деревья, нависшие над водой, характерны для рек низших категорий, но встречаются как препятствия в вер­ховьях «серьезных» рек. Деревья наклоняются над водой в результате подмыва навального берега. Если плот попадает под «расческу», всей команде следует улечься на палубу, иначе толстые ветки могут сильно прижать туристов к рюкзакам или подгребице.

   Деревья, поваленные в воду с берега. Это препятствие опас­но тем, что плот наезжает на него одним из передних углов, ко­торый приподнимается над водой. Противоположный задний угол плота притапливается и превращается в водяной парус, в результате чего плот переворачивается. При наезде на поваленное дерево надо всем переместиться на приподнятый нос, а кормовой гребью удерживать продольную ось плота по потоку, после чего, осмотревшись, принять решение о дальнейших действиях.

   Затопленные деревья, коряги, топляки. Эти препятствия, как и первые, – особенность небольших речек. Они могут задер­жать движение, повредить воздушные камеры плота. А в поло­водье вешние воды могут даже опрокинуть застрявший плот с высоким центром тяжести.

        Заторы из подмытых деревьев образуются при расширении русла и на перекатах во время подъема воды, когда река интенсивно подмывает берега, поросшие лесом. От них следует заранее отгрести, так как вода на таких участках проходит, не задерживаясь, как через сито. Еще лучше причалить и просмо­треть с берега линию прохождения. Если все же встреча с затором неизбежна, необходимо упе­реться в затор одним из торцов плота и свободной гребью удер­живать его в таком состоянии. Плот, особенно с большим запасом плавучести, обладает значительной остойчивостью в продольном направлении. Это позволит сойти экипажу по затору на берег и с помощью веревок подтянуть плот в безопасное место. В критической ситуации, когда плот остановится и его прижи­мает к затору, всем сплавщикам следует выпрыгивать на завал. Чальщики, покидая плот, по возможности должны взять с собой причальные концы, что позволит спасти плот и вещи.

   Острые береговые камни встречаются, если вода разрушает берег, сложенный из плиточных пород или у осыпей. Это пре­пятствие ожидает каркасные плоты только во время причали­вания. Поэтому при остановках следует быть внимательным и выбирать безопасные места.

        Протоки образуются при выполаживании (расширении) до­лины реки, разлившейся между островами. Обилие островов на таком участке, затрудняя ориентировку, таит в себе ловушки. Плот может оказаться на мели или перед непроходимым участ­ком. При плавании по протокам следует держаться основной струи или идти у коренного навального берега, где собирается основная масса воды.

   Спрямление русла реки случается, хотя и редко, во время весенних или дождевых паводков. Если есть протоки, этот про­цесс происходит незаметно. Если узкое русло реки располагается в лесистой низкой долине, то во время обильного половодья высокая вода, устремляясь через частокол деревьев, тащит туда и плоты. Такое препятствие опасно тем, что без гребного судна нельзя оказать помощь потерпевшим аварию, а самим устранить ее последствия или выбраться на сухой берег сложно. По таким местам двигаются с повышенной осторожностью, следуя вдоль выпуклых берегов и оставаясь в русле реки. Если выбраться или достать застрявший плот из затопленного леса невозможно, придется разобрать судно на плаву, сделать из него легкие салики или катамараны и выходить на них с помощью шестов. Пос­ле чего в безопасном месте строить заново средство сплава.

   Перекаты – это участки реки, где русло поворачивает или расширяется, в результате чего течение замедляется и образует­ся наносная песчаная, галечная или каменистая отмель. Глу­бина реки на перекате минимальная, поэтому приходится искать проходы для плота, чтобы не очутиться на мели. Проход (обычно самое глубокое место на перекате) определяют по поверхности воды. На струе она ровнее и темнее, чем на мели. Застряв на перекате, надо слезть в воду и, приподняв плот за борта, передвинуть его с помощью ваг или вручную на глубокое место. Плот на перекате разворачивают таким образом, чтобы водная парусность была наибольшей и течение помогало перемещать остановившееся судно. Этот прием особенно эффективен в узких местах и протоках.

   Водовороты, воронки образуются на реках в нижнем течении и с большим расходом воды при сужении русла с неровным дном и подводными береговыми выступами. При прохождении этих препятствий ухудшается управляе­мость туристскими судами, особенно в большую воду. Плоты с малым запасом плавучести встают почти вертикально при заса­сывании в воронку носа или кормы плота. Кроме того, это од­но из самых опасных препятствий для плотовика, оказавшегося за бортом. Крупные водовороты лучше миновать стороной или, проходя через них, отгребать от центра воронки.

        Уловы – это омуты с регулярным круговым движением воды, возникающим при отрыве течения от берега после резкого расширения русла или перед резким сужением, когда часть потока останавливается выступающим к центру реки берегом и закручивается водоворотом. Плот, попавший в улов, долго может кружиться в нем, так как скорость основной струи выше и она заталкивает судно обратно в омут. При выходе из улова плоту следует придать ускорение поперек струи и при заходе в нее забросить корму, а затем выровнять плот по потоку.

   Подводные камни при средней и низкой воде не очень опас­ны, хотя могут повредить камеры, порвать вязки. Обычно явля­ются причиной только небольших задержек. Камень, выходя­щий близко к поверхности, всегда заявляет о себе бурунчиком или встречной волной, образующейся ниже валуна. При наезде на него в большую воду плот может перевернуться. В случае посадки плота на подводный камень экипаж дол­жен переместиться на ту часть плота, которая на плаву и рас­шатывать плот гребью, в результате чего плот сползает с кам­ня. При незначительной посадке помогают одновременные прыж­ки вверх всего экипажа. Плот приподнимается и постепенно сталкивается с камня течением.

   Надводные камни становятся препятствием при обилии их на сильном течении. Усложняют остальные препятствия на реке, ограничивая маневр плота.

   После каждого надводного камня ниже по течению образу­ется затишье, так называемая водяная тень. Чем крупнее ка­мень, тем больше тень, которой могут воспользоваться плотовики, чтобы замедлить скорость плота или развернуть его. В мо­мент прохождения кормы плота мимо камня задние гребцы де­лают резкий гребок в его сторону. Корма попадает в тихую воду, а струя выталкивает плот с течения. Чем ближе к камню проходит плот, тем эффективнее удается этот маневр. При раз­вороте плота в тень забрасывают нос судна. Скорость плота можно погасить также, слегка набрасывая корму на неболь­шие обливные или полуобливные камни.

Обход камней – одна из стандартных ситуаций на сплаве, поэтому гребцы должны действовать автоматически без команд капитана. Эта слаженность достигается тренировкой в начале сплава. При команде, например, «обойти камень слева» плот направляют почти на камень, чуть левее. Перед препятствием носовые гребцы делают гребок влево, кормовые – вправо. Под­ходя правым бортом к камню, нос плота заводят вправо, кор­му – влево. После прохождения камня плот выравнивают и продолжают движение.

  Основательная посадка плота обычно происходит на камни, едва выступающие из воды, и на подводные валуны, выходящие близко к поверхности. Если плот засел на мелком месте, можно сойти в воду и столкнуть его. На глубине, да еще на струе, посадка судна на камень может превратиться в неприятную задержку.

  Самый эффективный способ снятия плота с камня – удер­живание греби в воде поперек струи. Плот поворачивается и струей снимается с камня. Экипаж при этом маневре переме­щается на ту сторону палубы, которая находится над водой. Помогает также раскручивание плота на камне с помощью гре­бей, в результате чего плот сползает с каменного бугра. Можно воспользоваться старинным способом – сооружением водяного паруса. Для этого запасную гребь (иногда с двумя-тремя рюк­заками) привязывают к плоту и опускают в воду. Рывок паруса за выступающую часть плота сдергивает или сдвигает застряв­шее судно. У деревянного плота для организации водяного па­руса отделяют одно из крайних бревен.

   Когда попытки сняться с камня безуспешны, нужно обра­титься за помощью к другому экипажу, который с берега с помощью полиспаста из системы карабинов, рычагов со схва­тывающими узлами или ворота из подручных материалов стянет плот с камня. При небольших подходах к реке плотовикам рекомендуется брать удобные малогабаритные монтажные по­лиспасты или самохваты.

   Если группа, перепробовав все возможные средства, в пол­ном составе бедствует на остановившемся посреди реки плоту, а помощи ждать не от кого, остается хорошему пловцу уходить с плота на берег. Между берегом и плотом натягивают перепра­ву, по которой люди, а иногда и вещи, переправляются на твер­дую землю. После чего плот стаскивают с камней и подтягивают к берегу.

    Шиверы – участки крутого падения реки, беспорядочно засоренные камнями, разбивающими речной поток. В шивере обычно нет четких сливов. Шиверы могут быть наносными из камней, принесенных рекой, и размывными, образовавшимися при размыве, например, морены. Наносные шиверы часто обра­зуются в местах впадения крупных притоков, за островами.

   При малой и средней воде в шивере преобладают надводные камни, между которыми плот лавирует по проходам и сливам. В паводок камни скрываются и струя, встречаясь с подводными валунами, образует одиночные волны-валы, иногда высо­той до 3 м и более. «Пляской» этих валов и характеризуются шиверы.

   Шиверы – желанные препятствия плотовиков. Чаще всего, когда камни скрыты водой, они не опасны и доставляют не только удовольствие качаться в валах, но и возможность проверить ходовые качества плота и слаженность экипажа.

   Ворота из камней или скал, местное сужение русла реки – чаще всего являются ориентирами или появляются перед по­рогами. Иногда ими заканчивается каскад порогов или выход из ущелий. Чем уже ворота, тем больше подпор воды, высота слива за ними и тем глубже ныряет плот.

   Валы – это система стоячих волн (неподвижных относитель­но берега), образующихся после неровностей дна, нарушающих прямолинейное движение водного потока. Чаще всего причиной образования волн являются подводные камни. На сплаве встре­чаются валы трех разновидностей: прямые, косые и крученые. Прямые валы образуются, когда струя наталкивается на подвод­ный камень или гряду валунов, обходит его с боков и сверху. Часть струи, вздымающаяся вверх, образует стоячий водяной холм или пирамиду. Когда подводные камни выстраиваются на одной линии, водяные холмы сливаются воедино и полу­чается почти сплошная волна. При длине плота более чем в два раза превышающей высоту водяного гребня это препятствие можно пройти, держа продольную ось перпендикулярно валу. Если нет необхо­димости в поперечном перемещении плота, лопасть передней греби поднимают, а плот ставят на вал с помощью задней греби. Малые валы плот «прошивает», по большим вздымается вверх-вниз. С дальнейшим ростом высоты вала маленькое судно будет скатываться назад с водяной горки и практически стоять на месте. В таком случае надо удержать плот носом к валу и помочь плоту водяным парусом.

   В определенных условиях, когда поднимающаяся вода за­кручивается, образуется опасный крученый вал. Разгоняясь, он веретеном закручивает и часть потока. При встрече с таким препятствием для увеличения остойчивости плота его ось держат перпендикулярно валу.

   Маневрируя в валах, надо стараться, чтобы лопасть греби не «зарылась». Для этого ее погружают в гребень вала, а не во впадину между водяными буграми.

   Каждый плотовик должен помнить, что лопасть греби опу­скается в воду только для гребка и верхняя ее кромка погру­жается не более чем на 5–10 см от поверхности. Если плот идет по ровной воде и для его управле-ния достаточно работы кор­мовой греби, рукоятка носовой греби наклоняется к палубе и на нее набрасывается стременная петля.

   На участках с большим уклоном и неровным дном возни­кает разность скоростей и направлений внутренних струйпо высоте. При захвате лопасти глубинной боковой струей или косым валом (когда гребь «ведет») рукоятка ее часто сталкивает неопытных гребцов за борт. Для предотвращения схода с плота при захвате греби следует немедленно опустить рукоятку вниз до настила, чтобы лопасть вышла из воды. Этот прием должен быть отработан у каждого плотовика до автоматизма.

   Водопады, сливы. Водопадом называют ступень в русле, с которой почти отвесно падает вода. При углах падения воды меньше 45° их именуют сливами. Слив образуется в результате ступенчатого дна русла или при сжатии потока воротами из скал и глыб, после которых русло расширяется. Скатываясь со слива, плот может встать «свечкой» на нос, который оказы­вается в стоячей воде, корму же подталкивает падающая струя, стремящаяся перекинуть судно через нос. Когда на сливе струя отрывается от поверхности препятствия, происходит подсос воз­духа в струю. Внизу слива образуется пенный «котел». Попав в «котел», плот сильно погружается в воду и может быть залит полностью. В «котле» действуют мощные обратные и поперечные течения, останавливающие и разворачивающие плот, отрываю­щие его экипаж от палубы.

   В настоящее время предельная высота слива для деревян­ных плотов около 2 м, для каркасных – около 4 м. Слив – это одна из частей сложного препятствия порога на реке. Боль­шие сливы, так же как и прижимы, таят самую серьезную опасность на сплаве.

   Готовясь к прохождению больших сливов, следует облег­чить нос плота, увеличить грузоподъемность и остойчивость за счет понтонов запасной плавучести, временно сняв ходовые гон­долы с другого плота. Чтобы плот не тормозил в сливе, надо спереди развернуть гондолы вдоль судна.

   Проходя препятствие, необходимо выходить на середину «языка» слива и стараться спуститься по центру, не попадая в боковые завихрения. Перед нырком плота греби вытаскивают из погребицы до лопасти и прижимают к палубе. На сливе пе­редним гребцам рекомендуется крепко зацепиться за плот, иначе вода смоет их за борт. Иногда нырнувший плот, ткнувшись углом в подводный камень или получив толчок от поперечной струи, начинает прямо в воде поворачиваться вокруг продольной оси. В этом случае, как только подгребицы покажутся из воды, следует резко грести в противоположную наклону сторону, и плот вновь примет горизонтальное положение.

   Сход струй. На участке с крутым падением воды, обтекающей крупные надводные препятствия, или при впадении в реку мощ­ного притока, на границе течений с разными скоростями встре­чающиеся потоки образуют водяной гребень, загибающийся в сторону слабого потока. Он возникает обычно во время паводка или при резком подъеме уровня и скорости воды. Плот, попадая на водяную гряду, подвергается действию противоположных течений.

   Водяные «бочки». Ударяясь после слива в препятствие или углубление в ложе русла, поток разбивается, подсасывая воздух, который переме­шивается с водяными струями. Чем больше скорость в сливе, тем больше толчея из пены и брызг в «бочке». Человека, по­павшего в такое место, начинает крутить, как бочку, если пред­ставить ее брошенной в бешеный поток. При погружении плота после слива в «бочку» носовым гребцам надо крепко держаться за плот. Водяные «бочки» больше 1 м в диаметре сталкивают легкие плоты вбок и бьют в один из бортов. Во избежание переворота необходимо после слива быстрее браться за греби и стараться по­ставить продольную ось плота в радиальном направлении к «бочке».

        Прижим – навал воды на отвесный берег, стоящий поперек или под некоторым углом к водному потоку при повороте реки. Внутренний выпуклый берег представляет обычно отмель, су­жающую русло реки. На границе препятствия у ударяющейся в него воды образуется сложная система движения разбивающего­ся потока. Вода, наваливающаяся на стенку прижима, в зависи­мости от скорости, угла встречи и подводной топографии русла, отражается вверх, образуя отбойный вал. Но может не отра­жаться и уходить вниз, в глубину. Это самые неприятные пре­пятствия на сплаве, особенно в большую воду, которая прижи­мает к вставшему на ее пути «шлагбауму» все, что несет с со­бой, в том числе и плот.

   Плот хорошо минует прижим, если заходит перед ним как можно ближе к выпуклому берегу и идет не вдоль прижима, а под углом от 70 до 30° к стенке. В последний момент, когда передней гребью грести уже невозможно, корму подают к при­жиму, вновь давая возможность работать носовым гребцам.

   Если видно, что плот неизбежно прижмет, команде следует попытаться поставить его перпендикулярно прижиму. Для этого переднюю гребь вытаскивают на плот, а задней гребью развора­чивают корму и упираются носом в стенку. Рано или поздно плот разворачивается кормой вперед, но отбойные струи уже не дают прижать его к скале. Такой маневр – прохождение прижимов «тыром» – нужно опробовать сперва на простых препятствиях.

   Когда плот все же начинает прижимать к стенке (обычно днищем), следует взобраться на поднимающийся борт, чтобы препятствовать опрокидыванию судна.

        Пороги – препятствие для сплава, характеризуемое увели­ченным перепадом высоты, возросшей скоростью течения, изме­нением направления потока, выходами коренных пород или ка­менных глыб. Прорываясь через хребты, лавовые потоки, обвалы и селевые выносы, неравномерно разрушая и размывая коренную породу, река создает пороги, где резкие сужения русла, беспо­рядочное расположение в нем валунов и скальных пород обра­зуют ступени – сливы или их систему различной протяженности. Перед порогом – естественной плотиной, подпружающей реку, течение обычно замедляется, и иногда образуются спокойные плесы.

   Настоящие пороги начинаются на реках III к. с. Такие пороги однозначны и просты в топографии. Они дают возможность водникам почувствовать вкус настоящей борьбы с водной стихией.

   «Щеки» – сибирское название скального сужения русла реки на значительном протяжении. Ввиду неоднородности размывае­мой породы и обвалов скальных берегов, «щеки» представляют собой каскад порогов, прижимов и водоворотов.

   Сложность прохождения «щек» заключается иногда не столько в значительности находящихся в них порогов, сколько в невозможности спуска к воде по высоким скальным берегам для проведения разведки и организации надежной страховки.

        Каньоны – участки реки, где вода проходит в скальном кори­доре с отвесными стенками. Если ниже каньона подпор, то вода в скальном сужении спокойна. При большой протяженности каньона и значительном перепаде высот он превращается в сложнейшую цепь иногда непроходимых порогов.

   Ледяные забереги, заторы, невскрывшиеся участки рек ха­рактерны для сплава в межсезонье. Лед на берегу, особенно в верховьях рек, делает эти участки похожими на каньоны, в кото­рых нет возможности причалить в ледяном коридоре. При расши­рении долины и русла реки в верховьях, образовании проток всегда образуются ледяные заторы. В межсезонье, в период ле­дохода, не следует начинать сплав в мелководных верховьях. Хотя лед и тронулся, но это не половодье на равнине, поэтому можно застрять перед невскрывшимися участками и ледяными заторами.

   Сплавляясь в межсезонье, сразу же после вскрытия реки, нельзя останавливаться у навального наружного берега. Лед, идущий сверху, может сорвать или повредить плоты. Если плы­вущий плот оказался в окружении льдин, следует выбираться и причаливать к выпуклому внутреннему берегу, чтобы переждать ледоход.

   Искусственные препятствия – сваи мостов, мосты, тросы, устройства для сплава леса.

   Сваи разрушенных мостов, строительный мусор под водой опасны из-за посадки на них или прорыва воздушных емкостей. Подхо­дить к остаткам мостостроительной деятельности следует осто­рожно, особенно при зачаливании.

   Подводные и надводные тросы встречаются в местах паром­ных и люлечных переправ (как бывших, так и действующих). На лоциях известных рек эти места обозначены. Однако при прохо­ждении вблизи поселков сплавщикам надо быть внимательными.

   Мосты бывают подвесные и на опорах. Эти сооружения пред­ставляют опасность в паводки, когда просвет между водой и настилом моста может оказаться недостаточным для прохожде­ния плота. Перед низким мостом необходимо пристать, оценить расстояние между ним и уровнем воды, определить путь прохода и направления струи. Иногда в паводок, когда плот не проходит под мостом, приходится обносить его или загружать палубу камнями для увеличения осадки плота. Можно частично спустить воздух из баллонов. Для сохранения остойчивости балласт рав­номерно раскладывают по бортам плота и сбрасывают в воду после прохождения под мостом.

   На некоторых реках Урала и Сибири во время весеннего по­ловодья сплавляют лес. Плот, попадая между беспорядочно плы­вущими бревнами, частично теряет управляемость, и экипаж не может быстро маневрировать. Но самое неприятное – образую­щиеся на мелях, протоках и поворотах заторы из бревен. Перед за­тором следует остановиться и сделать разведку, после чего про­вести плот намеченным путем или обнести его по берегу.

   Для остановки плывущих бревен или направления их в нужную сторону уст­раиваются запани, боны и ряжевые стенки. Они угрожают плоту прорывом камер и переворачиванием в случае прижатия к этим надводным заграждениям. Во время сплава надо держаться от них подальше.

   Искусственные пороги образуются в результате взрывных ра­бот при строительстве или отсыпке дорог вдоль реки и наведении мостов. Отличаются от природных только тем, что кроме обломков скал, глыбы и камни не сглажены водой. Надо остерегаться пов­реждения ими мягких оболочек плота.

 

СИГНАЛИЗАЦИЯ И СВЯЗЬ

   В водном походе трудно обойтись без сигнализации и связи. Рекомендуется иметь телефоны или компактные рации даже с небольшим радиусом действия. Особенно необходимы они в больших груп­пах для обеспечения страховки и связи между плотами. Наличие радиосвязи значительно ускоряет прохождение препятствий, по­вышает надежность и безопасность сплава. При преодолении сверхсложных порогов руководитель с берега по рации может руководить действиями экипажа, вовремя обратить внимание лоцмана на непредвиденный случай и подать наиболее верную команду. Рекомендуется устанавливать связь и между группами обеспечения страховки.

   Управление на плоту осуществляется с помощью команд. Набор их обычно ограничен: «Право», «Лево», «Стоп», «Хорош», «прижать греби», «убрать гребь», «держись», «разворот». Коман­да должна подаваться четко и громко, без вводных и вступитель­ных вежливых слов. На спокойных участках или в стандартных ситуациях лоцман подает команды, определяющие общую линию движения, например «идем левой протокой», «правее камня».

   На каждом плоту желательно иметь несколько ракет разного цвета для сигнализации как на воде, так и на берегу. Перед на­чалом похода, а иногда и перед началом каких-то действий, не­обходимо обусловить применение сигналов на возможные ситуа­ции. Так, при подаче знаков на большом расстоянии и поисках потерявшегося вблизи лагеря подают две ракеты в условленное время с интервалом в 5 мин.

Экипаж отставшего или остановившегося надолго плота, а иногда и потерявшийся на берегу участник могут подать сигналы находящимся ниже по течению товарищам, сбрасывая на струю пучки обломленных веток, чурбаки, связки лапника, кучи щепок. По течению этот сигнал обязательно дойдет по назначению.

Для переклички и звуковой сигнализации внутри группы можно воспользоваться двухслоговыми отрывистыми звуковыми сигналами, перекрывающими шум реки, типа: «Э-оп».

Связь в зоне видимости осуществляется ручными сигналами. На рис.30 предлагаются некоторые обозначения таких сигналов. Чтобы избежать их обилия и усложнения, каждому знаку следует давать несколько значений: одно на воде, другое на суше или страховке. Они должны быть близкими по смыслу и характеру действия. На каменистом, сером берегу, особенно в ненастную погоду, сигнальщики должны брать в руки яркие предметы или надевать цветную одежду. Правом подавать сигналы в группе располагают только руководитель, его заместитель, лоцман плота и кто-либо из участников, кому это поручено.

Положение рук сигнальщика Обозначение сигнала Положение рук сигнальщика Обозначение сигнала
1. Внимание 2. Слушаю, смотрю   1.Отставить 2.Прекратить действие  
1. Все хорошо 2. Страховка готова 3. Отчаливать готовы 4. Плот прошел успешно   1.Конец участка 2.Действие закончено 3.Посадка плота
1. Пошел 2. Начинай   1. Ко мне 2. Возвращайся 3.Переворот плота
  1. Указание берега для причаливания 2.Указание направления движения (на суше) 1.Количество людей в группе 2.Число оставшихся на плоту

 

Рис. 30. Рекомендуемые знаки ручного семафора, применяемые в водных походах

  Официальное общение группы с представителями местных властей, руководителями других туристских коллективов может осуществлять только руководитель или специально назначенный участник.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: