Уровни развития знаний, умений и навыков специалистов в области кадрового менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

 

Выполнил: ФИО, курс, группа

Проверил: Перекрестова В.А.

Москва

2018

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1

«ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

 


Задание 1

На основании исследования, проведённого Национальным Союзом Кадровиков для разработки «Стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента», выделите знания, умения и навыки работы с информацией и информационными технологиями, которыми должен обладать современный менеджер по персоналу. Обоснуйте свой ответ.

Справочная информация:

Предпосылки создания стандартов

В мае 2002 года российские кадровики объявили о том, что назрела необходимость составить четкое описание профессии, определить и зафиксировать комплекс функций и задач, знаний и навыков, требований и рекомендаций для специалистов, занятых в сфере управления персоналом и трудовых отношений.

Тогда участниками профессиональной конференции была принята Резолюция об инициативе разработки единых общероссийских Стандартов профессиональной деятельности в области управления персоналом. Резолюция положила начало огромной работе, ставшей для НСК приоритетной и неотложной.

Объективных оснований для создания единых общероссийских стандартов в области кадрового менеджмента можно назвать достаточно много, и актуальность решения этой задачи возрастает по мере развития профессии. В процессе ее формирования и становления в нашей стране стали очевидны такие проблемы, как:

•      отсутствие ясных критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации специалистов в сфере управления персоналом и трудовых отношений;

•      оторванность профессионального образования от реалий кадровой практики;

•      несформировавшееся восприятие всех направлений работы с персоналом как единых и взаимосвязанных составляющих профессии;

•      слабое представление о системе управления персоналом как элементе всей системы менеджмента компании;

•      непонимание руководителями и собственниками российских предприятий роли, места и целей службы персонала.

Наличие общепризнанных стандартов, как показывает международная практика и в чем убеждены российские кадровики, во многом способствует преодолению существующих проблем и повышению авторитета профессии.

Дело профессионального сообщества

Современные специалисты по персоналу являются не только свидетелями, но и непосредственными участниками процесса формирования кадрового менеджмента в нашей стране. И описание профессии, ее систематизация, разработка «системы координат» происходит внутри профессиональной среды. В сфере кадрового менеджмента в России сегодня сложилась благоприятная ситуация. У нас существует, активно действует и пользуется авторитетом не только среди профессионалов крупнейшая организация, объединяющая специалистов со всей страны, – Национальный союз кадровиков. Благодаря ему инициатива, исходящая от представителей сообщества, получила дальнейшее развитие.

Стандарты профессии разрабатывались и принимались теми, кто имеет к ней непосредственное отношение. Никто, кроме самих специалистов, не может сформулировать реальные задачи, решаемые службой персонала, обозначить круг профессиональных обязанностей, необходимых умений и знаний.

Эффективность этого принципа, которого придерживаются российские специалисты в области кадрового менеджмента, подтверждается и зарубежным опытом. Все стандарты в данной сфере, действующие в странах – членах Европейской ассоциации по управлению персоналом, в которую теперь входит и НСК, разработаны и внедряются национальными HR-объединениями.

Важно отметить, что точка зрения представителей кадрового менеджмента в этом вопросе совпала в России с позицией государства. Практика, когда стандарты спускались министерствами, давно ушла в прошлое. Задачу их формирования власть делегирует сегодня общественным профессиональным организациям. И ключевая роль в создании и внедрении Стандартов профессиональной деятельности в области управления персоналом отводится Национальному союзу кадровиков как авторитетному российскому кадровому объединению, в состав которого входят более 5000 специалистов со всей страны и которое признано международным HR-сообществом

В основе – российская практика и зарубежный опыт

К началу создания текста Стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента Национальный союз кадровиков располагал результатами многочисленных исследований и анализа современного состояния профессии в России. НСК была проделана масштабная работа, в которой участвовали десятки тысяч представителей профессии. В период с 2002 по 2006 год собран и проанализирован огромный массив информации. Большинство проектов Союза было направлено на создание базы для разработки профессиональных стандартов, существование которых является важным условием дальнейшего развития профессии.

Первыми значимыми и масштабными исследованиями в этой области стали проекты «Портрет российского кадровика» и «Роль и статус службы управления персоналом на российских предприятиях», которые позволяют опираться при формировании Стандартов на реальные данные о работе реальных специалистов. В исследованиях приняли участие более 3000 человек из всех регионов страны, и на основе полученной информации была составлена детальная картина, отражающая как действительное положение дел в профессии, так и представление кадровиков о том, какой она должна быть. В ходе исследований были определены: существующий круг должностных обязанностей и взгляд специалистов на то, чем они должны заниматься; имеющийся в их распоряжении профессиональный инструментарий; особенности работы в той или иной отрасли, в компаниях с разной численностью персонала; требования к профессиональному образованию – и еще целый ряд аспектов, которые затем нашли отражение в Стандартах.

Кроме того, были проанализированы содержание и методики разработки профессиональных стандартов специалистов в области кадрового менеджмента, действующих в настоящее время в других странах. Работа Комитета по международным связям НСК была вплотную связана с изучением мирового опыта стандартизации профессии.

Проведен детальный анализ деятельности в этом направлении в Канаде, США и многих других странах, где подобные документы существуют уже давно. О том, как разрабатывались стандарты профессии национальными HR-организациями, подробно рассказали руководители ассоциаций специалистов по управлению персоналом Болгарии, где Стандарт был принят в 2002 году, Великобритании и Германии.

Источники информации, использовавшиеся в процессе разработки Стандартов:

•      Зарубежные Стандарты профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента (Германия, Великобритания, Канада, Болгария, США)

•      Материалы о процессе разработки стандартов деятельности в других профессиональных сферах

•      Данные исследований профессиональных компетенций в сфере управления персоналом, проводимых Всемирной федерацией ассоциаций менеджеров по управлению персоналом

•      Данные исследований роли, задач, функций, карьерных стратегий специалистов в сфере кадрового менеджмента на российских предприятиях, проводимых Национальным союзом кадровиков

•      Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

•      Материалы крупнейших российских предприятий: положения об отделах и департаментах по управлению персоналом, должностные инструкции специалистов по управлению персоналом всех уровней, профили должностей, компетенции специалистов по управлению персоналом, требования к специалистам по управлению персоналом

•      Экспертные мнения представителей профессии

•      Статистические данные российских предприятий

•      Образовательные стандарты ГОСТ ВПО по специальности 062100 «Управление персоналом»

 

 

Стандарты профессии – результат работы всего профессионального сообщества

В 2006 году приступила к работе Комиссия НСК по формированию стандартов. В состав Комиссии вошли ведущие специалисты-практики в области управления персоналом и трудовых отношений, известные консультанты, представители науки и образования, органов государственной власти.

В рамках Комиссии действовали: Рабочая группа, перед каждым участником которой стояла индивидуальная задача разработки вариантов модели Стандартов, и Научная группа, формировавшая методологию и алгоритм создания Стандартов. Стандарты стали итогом совместной аналитической и экспертной деятельности всех членов Комиссии, изучения и синтеза данных, предоставленных специалистами служб персонала российских предприятий.

Более 1000 кадровиков приняли участие в исследовании «Основные направления, задачи и функции деятельности специалистов в области кадрового менеджмента на российских предприятиях», организованном Центром исследований и аналитики НСК в ходе подготовки профессиональных Стандартов. Данные, представленные участниками исследования, были использованы Комиссией по разработке стандартов при составлении перечня направлений деятельности, задач, функций, компетенций, а также знаний и навыков специалистов службы персонала.

Каждый подраздел Стандартов подвергся подробному обсуждению членами профессионального сообщества. Были организованы фокус-группы и круглые столы в разных городах России, проведены десятки углубленных интервью со специалистами в области кадрового менеджмента. Это позволило получить дополнительную информацию и более детально проработать каждый вопрос.

Взгляды специалистов на многообразие задач и направлений кадровой работы, информация о действующих на разных предприятиях системах компетенций, профилях требований для сотрудников службы управления персоналом – все, что должно было найти отражение в Стандартах, внимательно изучалось членами Комиссии.

Подробные отчеты об этапах работы по формированию Стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента регулярно публиковались на всероссийском кадровом интернет-портале www.kadrovik.ru, на специально созданном сайте http://standards.kadrovik.ru. И каждый специалист имел возможность получать информацию не только о тех исследованиях, проектах и обсуждениях, в которых в ходе работы над Стандартами участвовал он лично. Члены профессионального сообщества на протяжении всего процесса формирования Стандартов могли получить полное представление о том, что уже сделано, каковы результаты их деятельности и какие задачи еще предстоит выполнить.

В апреле 2007 года по итогам голосования членов Национального союза кадровиков Стандарты профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента утверждены и вступили в силу.


 


Материал для анализа

Структура стандартов

Исходя из стоящих перед представителями профессии задач в рамках системы управления персоналом, в Стандартах введено структурное деление на три уровня развития знаний, умений и навыков специалистов: оперативный, тактический и стратегический.

Уровни развития знаний, умений и навыков специалистов в области кадрового менеджмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: