В основе - изучение теоретических источников педагогической информации и теоретическая обработка результатов исследований, проведенных с помощью других групп методов. Они используются для:
- вторичной обработки имеющихся данных и
- поисков причинно-следственных связей,
- выявления тенденций и закономерностей,
- построения систем, составления программ и т. д.
Теоретические методы:
· изучение литературных источников;
· конкретно-исторический анализ;
· восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;
· моделирование.
1. Метод изучения литературных источников:
- ознакомление с результатами уже проведенных в данной области исследований,
- систематизация материала по избранной проблеме,
- поиск сфер приложения собственных исследовательских усилий.
Первичный материал (источниковая база):
- программные документы (Законы, постановления, программы и пр.),
- монографическая и справочная литература,
- сборники научных трудов, материалы конференций, периодические педагогические издания и пр.
|
|
Использование метода изучения литературных источников требует от исследователя владения целым рядом специальных умений, таких как умение пользоваться библиотечными фондами, каталогами, библиографическими указателями и описаниями.
Работая с текстом, он должен уметь выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, аргументировано доказывать или опровергать известные и неизвестные истины.
Особо важным в этом перечне является умение соответствующим образом оформлять изученный материал: делать выписки, конспектировать, составлять тезисы, писать рецензии, аннотации, рефераты, научные статьи, делать обоснования предстоящих исследований.
Источник и образец изложения и оформления научной мысли.
2. Метод конкретно-исторического анализа базируется на принципе социальной обусловленности педагогического процесса.
Он представляет собой изучение педагогических явлений с учетом места, времени и условий их протекания, а также связей и зависимостей, в каких они состояли или состоят в реальной действительности, то есть, с учетом конкретно-исторических условий и причинно-следственных связей появления, протекания и преобразования педагогического явления.
Грамотное применение метода конкретно-исторического анализа позволяет взять на вооружение лучшее из педагогического прошлого и не допустить уже пережитых ранее ошибок.
3. Метод восхождения от конкретного к абстрактному нацелен на выявление закономерностей функционирования педагогических систем и их составных частей. В ходе его реализации можно выделить следующие этапы:
|
|
· изучение и описание педагогического явления;
· выделение его компонентов;
· объединение их в целостную систему;
· изучение ее внутренних и внешних связей;
· нахождение главных особенностей изучаемого явления;
· выявление закономерностей развития и функционирования исследуемой системы.
В основе метода восхождения от конкретного к абстрактному лежит индуктивный путь познания педагогической действительности, когда изучение частного приводит к открытию общего.
Так, изучение деятельности учителя и учащихся на уроке открывает закономерности передачи социального опыта от одного поколения к другому.
Включая механизмы дедуктивного познания (от общего к частному), можно говорить о методе восхождения от абстрактного к конкретному.
4. Метод моделирования – это наглядно-образное изображение педагогических явлений, процессов, закономерностей и т.д. в виде формул, схем, таблиц, матриц, диаграмм, рисунков, чертежей, геометрических фигур и пр.
Сворачивание и разворачивание информации:
- приводит к совершенствованию мыслительной деятельности,
- дает полную сущностную видимость изучаемого процесса,
- позволяет найти его место в более широкой общности явлений.