Математизация науки избавляет педагогику от одностороннего, только качественного, описания педагогических явлений, дает возможность выйти на уровень обобщающих абстракций и позволяет ревизовать достигнутое.
Статистико-математические методы – это аппарат количественного исследования педагогических явлений. Они работают в двух направлениях: для обработки данных, полученных при использовании других методов, и для диагностики, прогнозирования и компьютеризации как педагогического процесса, так и научно-педагогических исследований.
Метод долевого участия - определение доли (части, степени, уровня) участия изучаемого явления в общем процессе. Чаще всего для определения степени такого участия используется процентная шкала, основанная на сотой доле от целого, реже – уровневая и балльная, предполагающие заблаговременное определение качественно-количественных критериев-распределителей.
Метод долевого участия позволяет перевести педагогические характеристики на формализованный язык и дает возможность сопоставить не только сходные явления, но и внешне несравнимые величины. Например, уроки литературы и физкультуры, мастерство учителей музыки и математики, эффективность деятельности учителя и учеников.
|
|
Метод рейтинга - оценка определенной деятельности компетентными судьями по избранной шкале.
Для оценивания педагогических явлений, как правило, используется интервальная шкала, в данном случае – балльная.
Она может быть двух-, трех-, четырех-, пяти-, … стобалльной и т.д.
Двухбалльная шкала содержит две оценки:
· "0" – качество не проявляется (нет);
· "1" – качество проявляется (да);
Трехбалльная шкала:
· "0" – качество не проявляется (нет);
· "1" – проявляется частично (иногда);
· "2" – проявляется полностью (всегда).
Четырехбалльная шкала:
· "0" - …
· "1" – скорее нет, чем да;
· "2" – скорее да, чем нет;
· "3" - …
В педагогических исследованиях довольно часто применяются так называемые полярные шкалы. Они используются для одновременного оценивания двух противоположных величин. Так, полярное шкалирование личностных качеств при пятибалльной шкале оценивания может быть представлено в трех вариантах.
1-й: организованность +2 +1 0 -1 -2 неорганизованность;
трудолюбие +2 +1 0 -1 -2 лень;
честность +2 +1 0 -1 -2 лживость;
2-й: организованность 4 3 2 1 0 неорганизованность;
трудолюбие 4 3 2 1 0 лень;
честность 4 3 2 1 0 лживость;
3-й: организованность 0 1 2 3 4 неорганизованность;
трудолюбие 0 1 2 3 4 лень;
|
|
честность 0 1 2 3 4 лживость.
Нужный вариант из возможных выбирается в зависимости от целей и акцентов проводимого исследования, но в любом случае значение каждого балла предварительно оговаривается. Указанный вариант применения метода рейтинга легко поддается машинной обработке.
3. Метод ранжирования – это последовательное расположение изучаемых явлений по их значимости: ранжирование по убыванию и по возрастанию.
4. Метод корреляции - выявление связей и зависимостей между двумя изучаемыми явлениями. Коэффициент корреляции (r) показывает меру и характер этой зависимости. Он изменяется в пределах [ –1 ÷ +1 ]
| 0,7 ÷ 1 | - зависимость существенная, ее надо учитывать при организации педагогического процесса.
| 0 – 0,7| -зависимость несущественна, ею можно пренебречь. Отрицательное значение коэффициента указывает на обратно пропорциональную связь между изучаемыми явлениями, положительное – на прямо пропорциональную.