В группу наглядных методов обучения входят методы демонстрации, иллюстрации и видеометод. В их основе лежит реализация принципа наглядности в учебном процессе.
Демонстрация и иллюстрация базируются на показе,
- в первом случае, реальных событий (явлений, процессов) в их динамике (это демонстрация опытов, фильмов, моделей одежды и т.д.),
- во втором - статического отображения реальных событий в виде рисунков, схем, диаграмм, графиков и др.
Видеометод, раскрывая сущность исследуемых явлений, позволяет интегрировать преимущества двух предыдущих и организовать учебный процесс наиболее эффективным способом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
При использовании практических методов обучения источником знаний являются действия самих учащихся. Цель таких методов - формирование умений и навыков. В их основе лежит деятельность учащихся по применению полученных знаний.
К этой группе методов большинство авторов относят упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения представляют собой многократное повторение умственной или практического действия, что происходит с целью овладения ею или для его совершенствования. Они используются при изучении всех предметов на всех этапах обучения.
В зависимости от предметной направленности упражнения бывают:
- математическими (упражнения в вычислениях, в решении задач определенного типа, в выборе рационального способа решения, в применении математических формул и т.п.),
- литературными (упражнения в стихосложении, в выразительном чтении и т.п.),
- химическими (упражнения в распознавании химвеществ, в составлении химических формул и уравнений реакций, в химрасчетах и т.д.) и т. д.
По сфере приложения усилий можно выделить:
- физические упражнения, которые требуют напряжения тела,
- интеллектуальные, требующие напряжения ума.
По виду учебной деятельности упражнения могут быть:
- устными,
- письменными,
- графическими.
По характеру учебной деятельности:
- репродуктивными, которые воспроизводят определенную деятельность без изменения, и
- творческими (производительными, требующими работы с выходом за пределы известного.
В качестве комплексных можно рассматривать лабораторно-практические производственно-трудовые упражнения.
• Устные упражнения широко применяются в учебном процессе, связаны с развитием речи и мышления, используются для изложения знаний, овладение техникой и культурой чтения, говорения и тому подобное.
• Письменные упражнения способствуют развитию культуры письменной речи. Они выполняются в виде диктантов, сочинений, конспектов, рассказов, записи решения задач и т.д., учат самостоятельности мышления и лаконичной форме изложения мысли. С их помощью отрабатываются механизмы грамотного письма.
• Графические упражнения развивают пространственное мышление, учат упорядочивать изображения на плоскости, аккуратно писать, чертить, рисовать, сворачивать информацию до определенного сигнала и разворачивать ее в случае необходимости.
• Лабораторно-практическиеупражнения способствуют формированию умения пользоваться приборами, измерительной аппаратурой, реактивами, природными и искусственно созданными материалами. Они формируют конструктивно-технические умения, а также умение проводить опыты и оформлять отчеты об экспериментах.
• Производственно-трудовые упражнения готовят детей к выполнению определенной
производственной деятельности, учат их трудиться. Простые упражнения направлены на отработки отдельных трудовых приемов, сложные - на выполнение трудовых дел в целом.
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (по степени познавательной активности школьников)
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предлагают классифицировать методы обучения по внутренним показателям взаимодействия преподавания и уч-ся, а именно: по характеру познавательной деятельности или познавательной активности школьников. При этом внутреннее и внешнее проявления метода сосуществуют в своем единстве. Внутреннее рассматривается как способ взаимодействия преподавания и обучения, а внешнее - как форма проявления этого способа.
Например, объяснительно-иллюстративный метод представляет собою способ передачи и усвоения информации. Он реализуется в форме: лекции, рассказа, инструктажа и тому подобное.
Это пять способов обучения, расположенных в порядке возрастания познавательной активности школьников.
Это:
- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (круглосуточно - восприятие) метод,
- репродуктивный,
- метод проблемного изложения материала,
- частично-поисковый и
- исследовательский.
Классификация методов обучения по составу СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
Зн. – объяснительно-иллюстративный метод
СД+УН – репродкуктивный метод
ОТД – методы проблемного обучения
ОЭЦО – личность учителя
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
| Форма обучения – это целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и ученика(преподавания и учения)с целью передачи и усвоения социального опыта |
Основными признаками формы обучения являются:
· распределение учебно-организационных функций между участниками учебного процесса;
· выбор и последовательность звеньев учебной деятельности;
· режим работы;
· количество участников.
Положив в основу степень обобщенности ( соотношение общего и частного, части и целого), можно выделить три разновидности форм обучения
1. формы организации обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);
2. организационные формы обучения (урок, факультатив, экскурсия, домашняя работа и пр.);
3. образовательные системы (классно-урочная, семестрово-зачетная, модульная).






