Несколько иной подход к определению структуры урока предлагает дидактическая школа под руководством М.И. Махмутова.
Структура урока в двух ее разновидностях:
· постоянная, характеризующуюся фиксированными связями, повторяющуюся из урока в урок, и
· переменная, которая изменяется в зависимости от целей урока, условий его проведения, методического обеспечения, возможностей учителя и учащихся и пр.
В качестве постоянной в данном подходе выступает дидактическая структура урока, которая состоит из тех этапов:
1) актуализации опорных знаний и способов деятельности;
2) формирования новых знаний и способов деятельности;
3) применения полученных знаний и способов деятельности и реализуется на каждом уроке, независимо от его типа и вида.
В качестве переменных выступают две подструктуры: методическая и логико-психологическая.
Методическая подструктура представляет собой совокупность методов, какими пользуется учитель для реализации дидактической структуры урока. Так, для актуализации опорных знаний один учитель проводит опрос, другой – эвристическую беседу, третий – репродуктивную.
|
|
В основе логико-психологической подструктуры урока лежит логика усвоения материала, которая может быть представлена как логика репродуктивного усвоения (воспринял – понял – запомнил - повторил по образцу) и как логика продуктивного усвоения (усвоение материала в процессе решения проблемной задачи).
Как в первом, так и во втором случае возможны несколько вариантов построения урока. При репродуктивном усвоении это будет зависеть от качества преподнесения материала и мнемических характеристик класса (способности к запоминанию), от количества и видов повторов, их содержательного и временного распределения.
При продуктивном усвоении логико-психологическая подструктура урока будет зависеть от типа избранной проблемности. Так, если в основу положить оценочную проблемность, то логико-психологическая подструктура урока будет соответствовать ее этапам:
1) выявление двух сторон одного противоречия, в пределах которого осуществляется оценка (правильно – неправильно, хорощо – плохо и т.д.);
2) формирование собственного мнения по данному вопросу (я думаю …, я считаю …);
3) аргументация этого мнения;
4) умение его отстоять или отказаться от него, приняв более убедительную позицию другой стороны.
Если же направить обучение на развитие теоретического мышления, то урок необходимо построить в соответствии с этапами познавательной проблемности:
1) постановка проблемы;
2) формулирование гипотезы (их может быть несколько);
|
|
3) доказательство или опровержение этой гипотезы (и то, и другое продуктивно);
4) проверка на практике;
5) выводы.
Таким образом, несмотря на то, что логика усвоения в дидактике величина постоянная, учитывая ее составные части, учитель имеет достаточно большое число вариантов построения урока. Поэтому логико-психологическая подструктура урока, как и методическая, будет тоже переменной.