Структура урока по-Махмутову

Несколько иной подход к определению структуры урока предлагает дидактическая школа под руководством М.И. Махмутова.

Структура урока в двух ее разновидностях:

· постоянная, характеризующуюся фиксированными связями, повторяющуюся из урока в урок, и

· переменная, которая изменяется в зависимости от целей урока, условий его проведения, методического обеспечения, возможностей учителя и учащихся и пр.

В качестве постоянной в данном подходе выступает дидактическая структура урока, которая состоит из тех этапов:

1) актуализации опорных знаний и способов деятельности;

2) формирования новых знаний и способов деятельности;

3) применения полученных знаний и способов деятельности и реализуется на каждом уроке, независимо от его типа и вида.

    В качестве переменных выступают две подструктуры: методическая и логико-психологическая.

    Методическая подструктура представляет собой совокупность методов, какими пользуется учитель для реализации дидактической структуры урока. Так, для актуализации опорных знаний один учитель проводит опрос, другой – эвристическую беседу, третий – репродуктивную.

    В основе логико-психологической подструктуры урока лежит логика усвоения материала, которая может быть представлена как логика репродуктивного усвоения (воспринял – понял – запомнил - повторил по образцу) и как логика продуктивного усвоения (усвоение материала в процессе решения проблемной задачи).

    Как в первом, так и во втором случае возможны несколько вариантов построения урока. При репродуктивном усвоении это будет зависеть от качества преподнесения материала и мнемических характеристик класса (способности к запоминанию), от количества и видов повторов, их содержательного и временного распределения.

    При продуктивном усвоении логико-психологическая подструктура урока будет зависеть от типа избранной проблемности. Так, если в основу положить оценочную проблемность, то логико-психологическая подструктура урока будет соответствовать ее этапам:

1) выявление двух сторон одного противоречия, в пределах которого осуществляется оценка (правильно – неправильно, хорощо – плохо и т.д.);

2) формирование собственного мнения по данному вопросу (я думаю …, я считаю …);

3) аргументация этого мнения;

4) умение его отстоять или отказаться от него, приняв более убедительную позицию другой стороны.

Если же направить обучение на развитие теоретического мышления, то урок необходимо построить в соответствии с этапами познавательной проблемности:

1) постановка проблемы;

2) формулирование гипотезы (их может быть несколько);

3) доказательство или опровержение этой гипотезы (и то, и другое продуктивно);

4) проверка на практике;

5) выводы.

Таким образом, несмотря на то, что логика усвоения в дидактике величина постоянная, учитывая ее составные части, учитель имеет достаточно большое число вариантов построения урока. Поэтому логико-психологическая подструктура урока, как и методическая, будет тоже переменной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: