Структура урока по-Лернеру

    В основу построения урока И.Я. Лернер положил логику усвоения материала, которую можно представить в виде сменяющих друг друга учебных состояний школьника: воспринял  понял  запомнил  повторил по образцу  повторил в новой ситуации, значит, усвоил. В своей целостности эта логика проявляется в комбинированном уроке, структура которого состоит из одиннадцати основных звеньев:

1) организационный момент;

2) проверка домашнего задания;

3) проверка ранее усвоенных знаний и умения для подготовки к новой теме;

4) постановка цели занятия перед учащимися;

5) организация восприятия и осмысления новой информации;

6) первичная проверка понимания;

7) организация способов деятельности по образцу;

8) творческое применение и добывание новых знаний и способов деятельности;

9) обобщение и систематизация полученных знаний и способов деятельности;

10) контроль результатов учебной деятельности, их оценка;

11) домашнее задание к следующему уроку.

Представленная последовательность и содержание перечисленных звеньев комбинированного урока жестко не фиксируются. Учителю дается возможность видоизменять его структуру, внося целесообразные коррективы.

Типы урока в данном подходе определяется по ведущему звену деятельности на уроке. Если ведущим звеном является усвоение новых знаний, то, в соответствии с этим, тип урока определяется как урок усвоения новых знаний.

Если на уроке в основном формируются умения и навыки, то тип урока определяется как урок формирования умений и навыков.

В педагогических пособиях основой для определения типа урока чаще выступает основная дидактическая цель, которая, по сути, и определяет основное звено деятельности на уроке. Поэтому противоречия в данных подходах нет. Однако предпочтение мы все-таки отдаем первому, так как основной определяем цель, соответствующую четвертому компоненту социального опыта (см. целеполагание на уроке ).

    Обобщая большинство общепринятых подходов, можно сказать, что в современной школе в основном функционируют шесть типов урока:

1) урок усвоения новых знаний;

2) урок формирования умений и навыков;

3) урок повторения и закрепления полученных ЗУНов (в некоторых подходах отрицают наличие такого типа урока, но перед контрольной работой учитель, как правило, проводит такой урок – значит, он есть);

4) урок обобщения и систематизации полученных знаний и способов деятельности (иногда их рассматривают как два отдельных типа урока);

5) контрольно-проверочный урок В некоторых подходах его именуют урок контроля и коррекции ЗУНов. В некоторых – разделяют на два отдельных типа: урок контроля и урок коррекции ЗУНов (например, выполнение контрольной работы и следующая за ней работа над ошибками);

6) к омбинированный урок.

Вид урока, который определяется по ведущему методу на уроке (М.И. Махмутов). Так, урок усвоения новых знаний (тип урока) можно провести в виде лекции, конференции, деловой игры, самостоятельной работы и пр. (виды урока); урок формирования умений и навыков – в виде лабораторной или практической работы, семинара, исследования, концерта. В этом случае творческий урок будет фигурировать как вид урока в пределах заданного его типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: