Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

 

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов устанавливаются в целях регулирования использования природных ресурсов для эффективного обеспечения удовлетворения потребностей общества в них и недопущения полного истощения этих ресурсов.

Главным ориентиром при разработке таких нормативов является учет возможности воспроизводства компонентов природной среды при сохранении устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Главным нормативно-правовым актом, разъясняющим само понятие «нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды» является Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды».

В соответствии с обозначенным выше законом данные нормативы и порядок их установления определяются рядом специальных законодательство, в частности:

· о недрах,

· земельным,

· водным,

· лесным,

· о животном мире

· и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов.

Таким образом, более уточненные требования к нормированию изъятия компонентов природной среды закреплены в природосесурсном законодательстве, но при учете специфики того или другого природного ресурса. Поэтому, логичным выглядит рассмотрение нормативов изъятия по отдельным отраслям права.

1. Земельное законодательство.

Земельное законодательство статьей 33 Земельного Кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения предельных размеров земельных участков, предоставляемых для строительства промышленных и иных объектов [7, с.134]. Данной статьей закреплено то, что данные пределы  устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Определение лимитов и границ воздействия на окружающую среду при отводе земель осуществляется Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по согласованию с другими уполномоченными органами. Такой процесс удостоверения происходит при установлении норм:

· отвода земель для автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов,

· отвода земель для магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, нефтяных и газовых скважин,

· отвода земель для предприятий рыбного хозяйства, линий связи и электросетей и т.п.

2. Водное законодательство.

Водный кодекс нашей страны содержит ряд статьей, которые устанавливают требования по забору воды. Например, для каждого водохранилища утверждаются Правила использования водных ресурсов водохранилища, содержащие установленный объем водопотребления.

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти разрабатывается и устанавливается схема комплексного использования и охраны водных объектов, помогающих эффективно использовать речной бассейн. Данная схема содержит квоты и лимиты забора водных ресурсов. Обязательным элементом договора водопользования является отражение в нём объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов.

3. Лесное законодательство.

В целях обеспечения рационального, непрерывного и неистощительного природопользования лесным фондом создан инструмент - расчетная лесосека, которая отражает допустимый объем изъятия древесины. Лесным кодексом определён конкретный перечень действий, которые можно отнести к использованию лесов с изъятием природных ресурсов:

· Заготовка древесины,

· Заготовка и сбор недревесных ресурсов,

· Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.

Но, необходимо отметить, что описанный выше перечень носит условный характер, так как, как правило происходит сразу несколько разных видов изъятия лесных ресурсов одновременно.

Процесс изъятия лесных ресурсов должен сопровождаться мероприятиями по охране, защите и восстановлению лесов.

Лесохозяйственным регламентом устанавливаются:

· Расчетная лесосека,

· Сроки использования лесов,

· Другие параметры разрешительного использования леса.

Лесохозяйственные регламенты составляются сроком до 10 лет отдельно для регламентации лесничества и лесопарка. Данный регламент представляет собой базис осуществления использования лесов, которые находятся в границах лесничества и лесопарка [7, с.61].

4. Законодательство о животном мире.

Федеральный закон «О животном мире» определяет какие именно ограничения относятся к нормированию в области использования, охраны окружающего мира и среды его обитания. Статьёй 17 названного закона перечислены следующие виды норм:

· Лимиты использования объектов животного мира,

· Стандарты, нормативы и правила в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

В законе «О животном мире» нет четкого определения критериев, согласно которым должны устанавливаться лимиты использования животного мира.

5. Законодательство в сфере рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов.

Федеральный закон, регулирующий данную сферу, носит название Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В вышеназванном законе своё место нашли конкретные требования по нормированию изъятия водных биологических ресурсов. Общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами, устанавливаются применительно к отдельным видам квот (ст. 30)[6, с.174].

Законом предусмотрены некоторые квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления:

· промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (промышленные квоты);

· прибрежного рыболовства во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (прибрежные квоты);

· рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты);

· рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

· рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

· для организации любительского и спортивного рыболовства;

· в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

· для Российской Федерации в районах действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

· в исключительной экономической зоне РФ для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

· промышленного рыболовства во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ (промышленные квоты пресноводных водных объектов).

Определение общих допустимых уловов водных биоресурсов определяется с периодичностью раз в год и утверждается федеральным органом исполнительной власти, полномочным осуществлять регулирование в области рыболовства и сохранения водных ресурсов.

6. Законодательство о недрах

Федеральный закон «О недрах», регулирующий добычи и использование полезных ископаемых напрямую не устанавливает каких-либо запретительных лимитов изъятия. Но, тем ни менее, они существуют в постановлениях Правительства РФ, федерального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора[5, с.101].

Добыча природных ископаемых – это деятельность, для осуществления которой необходима лицензия. Обязательным пунктом, отраженным в этой лицензии будет согласованный уровень добычи минерального сырья [7, с.65].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что установленные в нашей стране нормативы изъятия компонентов природной среды – это правила, призванные ограничить объем их изъятия в целях

· сохранения природных и природно-антропогенных объектов,

· обеспечить устойчивое функционирование естественных экологических систем

· предотвратить деградацию экологических систем.

Нормативы устанавливаются государством на основе тщательного анализа потенциальных угроз и возможностей окружающей среды. Это помогает максимально эффективно удовлетворить потребности людей в природных ресурсах без нанесения необратимых последствий окружающей среде.

Определение нормативов изъятия компонентов окружающей среды и их закрепление отражено в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», но конкретизация данных нормативов с учетом особенностей различных природных ресурсов отражена в водном, лесном законодательстве, законодательстве о недрах, о животном мире и т.д.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экологическая доктрина, действующая в нашей стране, является одним из основных условий устойчивого развития Российской Федерации, так как сохранение природных систем и поддержание надлежащего качества окружающей среды занимает важное место в современном мире.

В целях реализации этих условий государству необходимо формулировать свою позицию по данным вопросам, а также ориентировать общество, отдельных людей и бизнес-сообщество на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение и восстановление природных систем. Сложившиеся условия ставят экологическую доктрину Российской Федерации в один ряд с важнейшими документами, отражающими идеологию государства и общества.

Идеи, закрепленные экологической доктриной, определяют приоритетные направления государственной экологической политики во всех сферах жизни общества (экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных). Экологическая доктрина выступает в качестве ориентира для нашего общества дляповышение экономической ценности природных ресурсов. Доктрина была принята 31 августа 2002 года, и сейчас, спустя 15 лет, ее положения остаются актуальными для нашего общества.

Базисом экологической доктрины выступают не только нормативные документы, в числе которых Конституция, Федеральные законы, международные договоры и соглашения, но и фундаментальные научные знания в области экологии и смежных с ней наук.

Нормативы изъятия компонентов природной среды – это правила, призванные ограничить объем их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечить устойчивое функционирование естественных экологических систем, предотвратить деградацию экологических систем.

Названные нормативы определяются и устанавливаются государством после тщательного анализа сферы, выявления потенциальных угроз и возможностей окружающей среды. Такой подход является эффективным, так как помогает максимально эффективно удовлетворить потребности общества в использовании природных ресурсов без нанесения необратимых последствий окружающей среде.

Легальное закрепление самого понятия «нормативы изъятия компонентов окружающей среды» находится в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Но, более конкретизированные требования, отвечающие потребностям различных видов компонентов окружающей среды, находятся в водном, лесном законодательстве, законодательстве о недрах, о животном мире и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи контрольной работы решены, а цель достигнута.

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: