Приведем типичную систему управления муниципальной собственностью. В качестве примера для исследования выберем управление муниципальной собственностью муниципального образования Узловский район.
Входные элементы – элементы, поступающие в систему. В соответствии с разделом I Положения о Комитете по управлению имуществом (Приложение А) администрации муниципального образования Узловский район комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с: Конституцией РФ; Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; законом Тульской области от 29 ноября 2005 г. № 650-ЗТО «О порядке решения на территории Тульской области вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период»; Уставом муниципального образования Узловский район; решениями Собрания представителей Узловского района; постановлениями и распоряжениями главы администрации муниципального образования Узловский район; положением о Комитете по управлению имуществом администрации муниципального образования Узловский район.
Обобщив основные задачи и функции комитета по управлению имуществом, можно выделить основные процессы, происходящие внутри системы:
1. ведение реестров муниципальных предприятий, учреждений, организаций и имущества МО;
2. разработка и внесение на рассмотрение предложений по разграничению федеральной и областной собственности и утверждению перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность; по перераспределению муниципального имущества между РФ и субъектами РФ; по разграничению имущества между муниципальным районом, городскими и сельскими поселениями;
3. оформление передачи муниципального имущества муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям;
4. осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества;
5. организация проведения инвентаризации, рыночной оценки стоимости муниципального имущества;
6. подготовка проектов трудовых договоров, заключаемых главой Администрации с руководителями муниципальных предприятий и учреждений;
7. осуществление подготовки документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории МО;
8. обеспечение подготовки материалов по земельным участкам, относимым к собственности МО;
9. заключение договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в ведении МО;
10. внесение в Собрание представителей ежегодно прогнозный план приватизации муниципального имущества на соответствующий год;
11. выполнение функций продавца муниципального имущества.
Выходные элементы представляют собой результат процесса преобразования в системе и рассматриваются как результаты выхода. Это элементы, выходящие из системы.
В данном случае выходными элементами являются:
- реестр муниципального имущества муниципального образования Узловский район;
- предложения по разграничению собственности;
- передаточные акты;
- проекты трудовых договоров с руководителями муниципальных предприятий и учреждений;
- прогнозный план приватизации муниципального имущества;
- договоры купли-продажи муниципального имущества.
Окружающая среда – то, что не входит в систему, но может взаимодействовать с ней.
Окружающая среда комитета по управлению имуществом: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Губернатор Тульской области; Администрация Тульской области; Тульская областная Дума; Собрание представителей МО; Глава Администрации МО; другие муниципальные образования Тульской области; физические и юридические лица.
Целями системы является эффективное управление муниципальным имуществом в целях получения максимального дохода в бюджет муниципального образования, благополучия населения.
Схематически система управления имуществом муниципального образования представлена на рисунке 3.3.
Любой процесс управления предполагает наличие управляющей системы (субъекта управления) и управляемой системы (объекта управления). Взаимодействие между управляющей и управляемой системой происходит за счет наличия обратной связи.
Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. В строгом смысле слова субъекты собственности – заведомо одушевленные лица, хотя нередко их заменяют категориями типа «государство», что приводит к «бессубъектной» собственности, являющейся абстракцией. В принципе, «государство» можно свести к группе лиц, образующих аппарат государственного управления, однако более точным является его понимание как социального института, представляющего все общество (в этом смысле объем понятий «общество» и «государство» совпадают).
Объектсобственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, интеллекта, полностью или в какой-то степени принадлежащих субъекту.
Система управления комитета по управлению имуществом муниципального образования представлена на рисунке 3.4.
Итак, право собственности заключается в наличии у собственника трех полномочий: владения, пользования, распоряжения. Главная отличительная черта права собственности в том, что собственник имеет право устранять других лиц от господства над принадлежащим ему имуществом, т.е. он действует, согласно ст. 209 ГК РФ, по своему усмотрению. Все остальные лица владеют, пользуются и даже распоряжаются имуществом, принадлежащим им на том или ином праве, осуществляют свои полномочия, руководствуясь не только законом, но и указаниями собственника.
Государственная и муниципальная собственность представляют собой особые виды собственности, закрепленные Конституцией Российской Федерации.
Управление муниципальной собственностью МО
Подсистемы земельные ресурсы
муниципальные унитарные предприятия и учреждения
муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения
процессы
1. ведение реестров муниципальных предприятий, учреждений, организаций и имущества МО;
2. разработка и внесение на рассмотрение предложений по разграничению федеральной и областной собственности и утверждению перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность; по перераспределению муниципального имущества между РФ и субъектами РФ; по разграничению имущества между муниципальным районом, городскими и сельскими поселениями;
3. оформление передачи муницип. имущества МУП и мун. учреждениям;
4. осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества;
5. организация проведения инвентаризации, рыночной оценки стоимости муниципального имущества;
6. подготовка проектов трудовых договоров, заключаемых главой Администрации с руководителями мун. предприятий и учреждений;
7. осуществление подготовки документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории МО;
8. обеспечение подготовки материалов по земельным участкам, относимым к собственности МО;
9. заключение договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в ведении МО;
10. внесение в Собрание представителей ежегодно прогнозный план приватизации муниципального имущества на соответствующий год;
11. выполнение функций продавца муниципального имущества.
ЛПР
Председатель комитета по управлению имуществом
|
Администрация Тульской области
|
Собрание представителей МО
|
Губернатор Тульской области
|
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
|
Решения Собрания представителей
|
Закон Тульской области от 29 ноября 2005 г. № 650-ЗТО «О порядке решения на территории Тульской области вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период»
|
Постановления и распоряжения Главы администрации МО
|
Цели:
Эффективное управление муниципальным имуществом в целях получения максимального дохода в бюджет муниципального образования, благополучия населения
|
Проекты трудовых договоров с руководителями муницип. предприятий и учреждений
|
Предложения по разграничению собственности
|
Прогнозный план приватизации муницип. имущества
|
экономика политика социальная сфера культура образование здравоохранение международное сотрудничество
|
Договоры купли-продажи муниципального имущества
|
Другие муниципальные образования Тульской области
|
Физические и юридические лица
|
Положение о Комитете по управлению имуществом МО
|
Рисунок 3.3 – Система управления собственностью муниципального образования
Отдел по работе с гражданами и юридическими лицами
|
Отдел по управлению муниципальным имуществом
|
Имущество муниципального образования
|
Заместитель председателя
комитета
|
нормативно-правовые акты, передаточные акты, реестр собственности
|
обращения граждан, юр. лиц, руководителей муниципальных предприятий и учреждений
|
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования
|
Рисунок 3.4 – Система управления комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования