Тема 5. Личность как активный субъект

Общественной жизни

 

План

1. Понятие личности. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

2. Социологические концепции личности.

3. Понятие социализации личности, ее уровни и формы.

 

1. Понятие личности. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности

Данный вопрос рассматривается с точки зрения того, что социология не может игнорировать основные базовые характеристики людей, влияющие на социальные взаимодействия.

Такая позиция требует провести смысловые различия между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Следует подчеркнуть социологический подход к изучению личности и его специфику, которая отличает его от философского и психологического.

Отсюда возникают теоретические и практические проблемы:

1. Насколько глубоко поддается изменениям человеческая природа?

2. Что самое важное при определении человеческого поведения - наследственность или среда?

Раскрыть развитие представлений о человеке как личности, которое прошло несколько этапов: Древний Китай (VI - I веков до н.э.), Древняя Индия (VII - IV веков до н.э.), Древняя Греция (VI - IV веков до н.э.), Средневековье (IV - XIV веков н.э.), Возрождение (XIV - XVI веков н.э.), Просвещение (XVII - XVIII веков н.э.).

 

2. Социологические концепции личности

· Структурный функционализм, основателями которого были Э.Дюркгейм, А.Р. Радклифф-Браун;

· Концепция социальных статусов и социальных ролей;

· Концепция взаимодействия личности со средой (З. Фрейд, К.Левин);

· концепция диспозиционной регуляции поведения личности (В.А. Ядов);

· Теории развития личности Ч. Кули, Э. Эриксона, Ж. Пиаже.

 

3. Понятие социализации личности, ее уровни и формы

Следует подчеркнуть, что под социализацией имеют в виду то взаимодействие поколений, в результате которого передается созданная и накопленная к этому времени культура. При этом культура понимается достаточно широко.

Социализация является объектом изучения многих наук: психологии, социальной психологии, педагогики, социологии и т.д.

Следует подчеркнуть широкий социологический подход к пониманию социализации:

· Проблемы социализации личности в конкретном обществе и возможные пути решения этих проблем.

· Специфика групп и инструментов общества, затронутых процессом социализации (институт брака, формальные и неформальные коллективы и группы).

· Ценности, нормы и привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому.

Социализация личности раскрывается конкретными этапами: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. Подчеркиваются агенты социализации, их функции и факторы.

 

Литература

1. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О, Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учеб. для вузов. – М.: Анкил, 1998. – Темы 11, 13, 14.

2. Руденко Р.И. Практикум по социологии. - М.: ЮНИТИ, 1999. – Тема 6.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие. – М.: Прометей, 1994. – Разд. 5.

 

Контрольные вопросы

1. Какие типы личности вы знаете? По каким признакам они определяются?

2. Определить соотношение природного и социального в развитии личности, а также факторы, способствующие его саморазвитию.

3. Раскройте социологические концепции личности.

4. Каковы социологические показатели характеристики личности?

5. В чем сущность ролевой концепции личности?

6. Что такое ценностные ориентации и их значение в жизни человека?

7. Что вы понимаете под «социализацией» личности? Каковы ее формы?

 

Тема 6. Социальные связи и социальное поведение

 

План

1. Социальные контакты.

2. Понятие и типы социального действия.

3. Социальное взаимодействие и поведение.

4. Роль социальных норм в социальном взаимодействии.

 

Социальные контакты

Под социальными контактами понимают мимолетные кратковременные связи между людьми. Выделяют несколько типов контактов:

· пространственные, через визуальное восприятие находящихся в окружающем пространстве людей;

· заинтересованности состоят в выборе социального объекта, отвечающего потребностям и интересам данного индивида;

· обмена (предметами, информацией, образцами поведения и т.п.).

Социальные контакты в огромном количестве присутствуют в ежедневной жизни каждого человека. Они играют важную роль в изучении места отдельного индивида в системе социальных связей, в частности на уровне социальных групп, исполнения им социальных ролей.

 

Понятие и типы социального действия

Основополагающее понятие социологии. Введено в научный оборот М. Вебером. Он дал следующее определение социального действия: «действие человека, которое соотносится с действием других людей или ориентируется на него».

Две особенности социального действия:

· должно быть рациональным, осознанным;

· должно быть ориентировано на поведение других людей.

Все иные действия к социальным не относятся.

Вебером также была разработана типология социальных действий, основанием для которой явился анализ степени рациональности тех или иных социальных действий. В соответствии с этим выделяют четыре идеально-типические модели действий:

· целерациональное, в котором смысл действия и смысл действующего совпадают;

· ценностно-рациональное, совершаемое под воздействием ценностных установок;

· аффективное (эмоциональное);

· традиционное, через привычку.

Строго говоря, только первые два типа действий относятся к социальным, поскольку совершаются осознанно.

Можно описать механизм совершения социального действия: первоначально у индивида возникает потребность, которая формирует у него побуждение к совершению действия, называемое мотивацией.

Структура социального действия: оно должно включать действующее лицо; потребность; цель; метод; другое действующее лицо, на которое направлено действие; результат.

Социальные действия являются следующим после социальных контактов этапом формирования социальных взаимосвязей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: