Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014
2. О Конституционном суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. - 1994. - N 13. - Ст. 1447.
Основная литература:
1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. - М: Норма, 2011. - 592 с.
2. Конституционный судебный процесс: учебник / Отв. ред. М.С. Саликов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
3. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" (постатейный) / Ю.А. Андреева, В.В. Балытников, Н.С. Бондарь и др.; под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 672 с.
Правовой статус Конституционного Суда РФ. Конституционное правосудие играет важную роль в установлении и осуществлении в России, как и в других восточноевропейских странах, режима конституционной демократии. Интерпретируя принципы Конституции, Конституционный Суд обладает властью выносить решения в отношении конституционных споров*(136). Конституционные споры - неотъемлемая часть осуществления публичной политики в современных демократических системах правления. Особенно актуальна проблема их разрешения в государствах в условиях перехода к демократии и современному конституционному строю.
Конституция России 1993 года закрепила статус Конституционного Суда РФ в главе 7 "Судебная власть и прокуратура" (с учетом поправок 2014 года). Это значит, что Конституционный Суд входит в судебную систему РФ. Действующая Конституция не раскрывает его статус. Как показывают материалы Конституционного Совещания, в ходе разработки и обсуждения проекта Конституции не удалось достигнуть единства мнений о правовой природе Конституционного Суда. Только Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - ФКЗ о КС 1994 года) содержит формулировку определения, что такое Конституционный Суд.
В Конституции РСФСР 1978 года (в редакции от 24 мая 1991 года) Конституционный Суд определялся как высший судебный орган конституционного контроля РСФСР, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства (ч. 1 ст. 165). В дальнейшем положения статьи были изменены, и в редакции от 21 апреля 1992 года Конституционный Суд стал определяться как высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Такой подход нельзя признать удачным, т.к. роль Конституционного Суда несоразмерно возвышалась в судебной системе. По мнению судьи в отставке Н.В. Витрука, отмеченные формулировки "удачно выражали принцип разделения властей и особый характер Конституционного Суда как органа судебной власти"*(137). Следует отметить, что последняя редакция статьи, закреплявшая определение статуса Суда была чрезвычайно амбициозной, возвышавшей судебный орган конституционного контроля над другими судебными инстанциями.
ФКЗ о КС 1994 года закрепил более взвешенное определение статуса Конституционного Суда. Это "судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства"*(138). В данном определении содержатся основные признаки юридической природы федерального органа конституционного правосудия.
Конституционный Суд РФ - это конституционный орган федеральной государственной власти, судебный орган, входящий в единую судебную систему России. Как любому органу государственной власти федерального уровня Конституционному Суду РФ присущи следующие признаки: создается и действует от имени государства; порядок его создания и деятельности определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательным актом; обладает собственной компетенцией; характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью; является составной частью (звеном) государственного аппарата, единой системы органов государственной власти Российской Федерации; наделен властными полномочиями, то есть принимает обязательные к исполнению решения, которые при необходимости подкрепляются принудительной силой государства*(139).
По мнению Б.С. Эбзеева, порядок перечисления высших судебных инстанций в гл. 7 Конституции РФ свидетельствует, что это высший орган правосудия в РФ, хотя он и не осуществляет надзор за деятельностью иных судов*(140). Система конституционной юстиции не основана на принципе инстанционности, который не закреплён действующим законодательством о судебной системе. Однако органы конституционного правосудия возвышаются над другими судами в вопросах обеспечения конституционности, реализации полномочий по разрешению конституционных споров и коллизий.
Основные черты правовой природы Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля.
Во-первых, по юридической природе - это судебный орган, разрешающий дела по поводу конституционных споров и коллизий. Правосудие по конституционно-правовым делам (вопросам) является особой разновидностью правосудия и судопроизводства. У этого правосудия более высокий конституционно-правовой статус, хотя Конституционный Суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к другим судам, судебным инстанциям и видам судопроизводства. Конституционный Суд не рассматривает гражданские, уголовные, административные и другие категории дел, которые относятся к исключительной компетенции судов общей, арбитражной, административной юрисдикции. Однако решения Конституционного Суда обязательны для других судебных органов. Причем обязательность решений распространяет своё действие как на применяемое другими судами материальное, так и процессуальное право.
Во-вторых, Конституционный Суд - это орган государственной власти, который по своему конституционно-правовому статусу стоит на одном уровне с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ. Он активно участвует в поддержании разделения и баланса властей в государстве и своими решениями уточняет или маркирует юридические границы полномочий и деятельности федеральных органов государственной власти, учрежденных Конституцией РФ. Как отмечает Н.В. Витрук, рассматривая конституционно-правовые вопросы, Суд "влияет на принятие политических решений, разрешает политические споры конституционно-правовыми средствами", выступая "как хранитель Конституции РФ, конституционных ценностей и идеалов"*(141).
В-третьих, основная функция Конституционного Суда РФ - осуществление конституционного контроля, содействующего верховенству и прямому действию Конституции, защите конституционных прав и свобод личности и объединений граждан, разрешению споров о компетенции. Суд осуществляет последующий и предварительный, абстрактный и конкретный контроль. Контрольная функция Суда нацелена на уничтожение нормативных правовых актов и договоров, противоречащих Конституции РФ.
В-четвертых, при реализации полномочий используется особая процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство. Правила конституционного судопроизводства устанавливаются в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" и в Регламенте Конституционного Суда. Законодательные и регламентарные нормы конституционного судопроизводства дополняются собственными правовыми позициями Конституционного Суда РФ по вопросам допустимости обращений и других правил, регламентирующих отдельные стадии судопроизводства. Конституционный Суд РФ при рассмотрении дел не использует правила гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Регламентарные нормы и правовые позиции Конституционного Суда по вопросам конституционного судопроизводства образуют источники конституционного судебно-процессуального права, которые создает сам Суд. Следовательно, у Суда существует значительная автономия при выработке правил конституционного судопроизводства, что отличает федеральный орган конституционного правосудия от других судов, а конституционное судопроизводство от других видов судопроизводств, регламентация которых осуществляется федеральными законами в виде специальных процессуальных кодексов (Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ).
В-пятых, деятельность Конституционного Суда РФ основана на общих для всех судов РФ конституционных принципах правосудия - независимость судей, гласность, состязательность, равноправие сторон, которые имеют особенности применения в рамках конституционного судопроизводства.
В-шестых, при рассмотрении всех категорий дел применяется только коллегиальный порядок принятия решений.
В-седьмых, Конституционный Суд - творец "живой" Конституции и "живого" конституционного права.
По мнению Н.В. Витрука, Конституционный Суд - высший конституционный орган в том смысле, что занимает исключительное положение в системе конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким другим органам, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех высших государственных институций, связан при осуществлении судопроизводства только Конституций РФ и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде*(142). Такая точка зрения вполне обоснованна, она опирается на позицию, что Суд окончательный и значит высший арбитр во взаимоотношениях с другими органами государственной власти.
Думается, что Конституционный Суд имеет конституционный уровень взаимодействия с другими федеральными органами государственной власти, учрежденными Конституцией РФ и именно поэтому не возвышается над другими (законодательными и исполнительными) органами федерального уровня. Конституционный уровень взаимодействия означает, что компетенционные и организационные основы деятельности регламентированы Конституцией РФ и Суд включен в реализацию и обеспечение конституционных принципов разделения властей между различными федеральными органами государственной власти и разграничения предметов ведения и компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти. Причем существует взаимная обязательность решений, принимаемых как Конституционным Судом РФ, так и другими органами государственной власти, если такие решения касаются их деятельности. Например, Федеральное Собрание вправе принять поправку к Федеральному конституционном закону о Конституционном Суде, тем самым изменить объем полномочий или порядок деятельности Суда. Такое решение будет обязательным для Суда, в такой же степени, как и признание отдельных положений принятого федерального закона неконституционными.
По мнению Н.С. Бондаря, "Конституционный Суд является уникальным публично-властным субъектом, призванным находить оптимальный баланс между властью и свободой, публичными и частными интересами, защищать личность, общество и государство от необоснованных посягательств, поддерживать состояние защищенности и безопасности конституционно-правового статуса всех и каждого субъекта социальных и правовых отношений"*(143).
Конституционный суд РФ выполняет и общесоциальные функции, которые воздействуют на развитие основных сфер общественной и государственной жизни. Среди таких функций особое значение приобретает экономическая функция и обеспечение конституционализации частного права (защита конституционных прав собственников, предпринимателей, других участников гражданского оборота), а также социальная функция и обеспечение социальных гарантий и социальных прав граждан*(144).
Полномочия Конституционного Суда РФ. Динамика конституционной юрисдикции. Полномочия Конституционного Суда РФ регламентируются Конституцией РФ и ФКЗ о КС 1994 года.
Согласно ст. 3 ФКЗ о КС 1994 года Конституционный Суд РФ в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле (п. 3 в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 N 7-ФКЗ);
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле (п. 3.1 введен Федеральным конституционным законом от 03.11.2010 N 7-ФКЗ);
3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека (п. 3.2 введен Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 N 7-ФКЗ);
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации (п. 5.1 введен Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 N 9-ФКЗ);
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
В соответствии с поправками, внесенными Федеральным конституционным законом от 15.12.2001*(145), компетенция Конституционного Суда РФ, установленная ст. 3 ФКЗ о КС 1994 года, может быть изменена не иначе как путем внесения в нее изменений.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
После принятия Конституции РФ 1993 года изменился объем полномочий Конституционного Суда РФ. Появились новые полномочия:
1) толкование Конституции;
2) разрешение дел о соответствии Конституции договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
3) проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Некоторые полномочия, предусмотренные Конституцией РФ 1978 года (в ред. от 21 апреля 1992 года), не были сохранены за Конституционным Судом РФ:
1) разрешение дел о конституционности политических партий и иных общественных объединений;
2) проверка на соответствие Конституции вступивших в силу международных договоров РФ;
3) проверка конституционности правоприменительной практики;
4) дача заключения о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий соответствующего представительного органа власти, для отрешения от должности соответствующего федерального должностного лица, а также должностного лица республики, другого субъекта Федерации;
5) дача заключения о наличии у соответствующего федерального должностного лица стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с его должностью полномочия.
Конституционный Суд РФ не имеет права давать заключения по собственной инициативе, как это было предусмотрено Законом 1991 года. Сузился круг правовых актов, конституционность которых вправе проверять Конституционный Суд. Можно отметить, что компетенция Конституционного Суда РФ в сфере конституционного контроля не носит универсального характера, в число правовых актов, на которые распространяется юрисдикция Суда, не входят нормативные акты органов местного самоуправления.
Конституционный перечень полномочий Конституционного Суда РФ: открытый или закрытый? Конституция РФ 1993 года прямо не говорит об открытом перечне полномочий Конституционного Суда РФ. Она содержит отсылочную норму в ч. 3 ст. 128, предусматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Этот ФКЗ о КС 1994 года, в свою очередь, устанавливает возможность принятия иных правовых актов о полномочиях Конституционного Суда (п. 7 ч. 1 ст. 3). К таким актам отнесены Федеративный договор, федеральные конституционные законы, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В конституционной практике 1994-2015 годов использовался только один способ расширения полномочий Конституционного суда РФ: посредством принятия федеральных конституционных законов о референдуме РФ в 1995 и в 2004 годах, а также поправок в ФКЗ о КС. Договорный способ установления полномочий федерального органа конституционного правосудия не применялся.
Структура, состав Конституционного Суда РФ, организационные формы конституционного судопроизводства. Структура и состав органов конституционного правосудия имеет важное принципиальное значение, т.к. они влияют на профессиональную работоспособность и эффективность осуществления конституционного контроля и других полномочий.
ФКЗ о КС 1994 года вслед за Конституцией РФ 1993 года существенно изменил порядок формирования, структуру, компетенцию и порядок деятельности Конституционного Суда, впервые учрежденного в декабре 1990 через внесение изменения в ст. 119 Конституции РСФСР (1978 г. с изменениями и дополнениями). Данная статья до изменений предусматривала создание Комитета конституционного надзора РСФСР и определяла его компетенцию. Однако в отличие от союзного уровня в России Комитет конституционного надзора так и не был образован.
Впервые в России Конституционный Суд был учрежден 15 декабря 1990 года - день, когда в Конституции был закреплен этот новый институт*(146). Образован Суд был 29-30 октября 1991 года на пятом Съезде народных депутатов РСФСР в составе 13 судей при двух оставшихся вакансиях*(147). Тем самым был сформирован состав суда, правомочный рассматривать дела. Начал свою деятельность Суд 14 января 1992 года в связи с рассмотрением первого дела*(148). Численный состав Суда не изменился в первый период его деятельности и вместо 15 по закону работало 13 судей. Постановлением седьмого Съезда народных депутатов РФ от 12 декабря 1992 года "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации" было установлено, что "на период до принятия новой Конституции (Основного закона) Российской Федерации не проводить избрание судей на оставшиеся вакансии в составе Конституционного Суда Российской Федерации" (п. 4)*(149).
В современных европейских государствах численный состав конституционных судов, как правило, определяется конституциями и может варьироваться от 4 до 19: в Андорре - 4; в Эстонии - 5; в Молдове - 6; в Латвии, Таджикистане, Узбекистане - 7; в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Литве, Монголии, Румынии - 9; в Словении - 10; в Беларуси, Бельгии, Болгарии, Греции, Испании, Хорватии - 12; в Португалии - 13; в Австрии - 14; в Венгрии, Италии, Польше, Чехии - 15; в ФРГ - 16; в Украине - 18; в России - 19*(150).
Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ, ст. 4 ФКЗ о КС 1994 года), назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Он вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
Созданный в соответствии с Законом 1991 года Конституционный Суд выносил решения только в пленарном составе. ФКЗ о КС 1994 года предусмотрел возможность разрешать дела в пленарном заседании и в заседании двух палат. Это правило действовало до вступления в силу в феврале 2011 года поправок к ФКЗ о КС, принятых в 2010 году. Содержание внесенных изменений было настолько значительным, что следует говорить о реформе Конституционного Суда РФ 2010-2011 годов. До реформы 2010-2011 годов согласно ст. 20 данного закона пленарные заседания и заседания палат являлись организационными формами конституционного судопроизводства. Именно в ходе рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат принимались итоговые судебные решения.
Решения пленума и каждой из палат признавались решениями Конституционного Суда, которые обладали одинаковой юридической силой.
В пленарном заседании Конституционный Суд вправе был рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. При этом исключительно в пленарных заседаниях Суд согласно ст. 21 ФКЗ о КС:
1) разрешал дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
2) давал толкование Конституции РФ;
3) давал заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
4) принимал послания Конституционного Суда РФ;
5) решал вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд РФ в пленарных заседаниях также:
1) избирал Председателя, заместителя Председателя, судью - секретаря Конституционного Суда РФ;
2) формировал персональные составы палат Конституционного Суда РФ;
3) принимал Регламент Конституционного Суда РФ и вносил в него изменения и дополнения;
4) устанавливал очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ, а также распределял дела между палатами;
5) принимал решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи - секретаря Конституционного Суда РФ.
В заседаниях палат Конституционный Суд разрешал все дела, отнесенные к его ведению и не подлежавшие рассмотрению согласно ФКЗ о КС исключительно в пленарных заседаниях (ст. 22). При этом компетенция палат законодательно не разграничивалась, у палат отсутствовала предметная или отраслевая специализация.
В пленарном заседании участвовали все судьи Конституционного Суда. Оно было правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей. Решение принималось большинством голосов от участвовавших в голосовании судей. В заседаниях палат участвовали судьи - только члены соответствующей палаты.
Конституционный Суд РФ состоял из двух палат: "большой" и "малой", - включавших в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определялся путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливался Регламентом Конституционного Суда РФ*(151).
Согласно § 5 Регламента формирование персонального состава палат производилось в пленарном заседании Конституционного Суда. В целях обеспечения равных возможностей по разрешению палатами различных категорий дел жеребьевка среди судей проводилась по спискам, составляемым с учетом избранной каждым судьей специализации по одной или нескольким отраслям права.
По итогам жеребьевки Конституционный Суд принимал решение о персональном составе палат, в котором указывались фамилии, имена, отчества судей, вошедших в каждую из палат, а также определялся срок, по истечении которого может быть проведена новая жеребьевка в целях изменения персонального состава палат (§ 6 Регламента).
Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могли входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен был оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определялась на заседании палаты. В палате председательствовал один из судей в порядке очередности (по алфавиту) в течение всего периода рассмотрения конкретного дела.
После реформы Конституционного Суда РФ 2010-2011 годов вследствие вступления в силу Федерального конституционного закона от 03.11.2010 N 7-ФКЗ изменились организационные формы конституционного судопроизводства.
Согласно статье 20 ФКЗ о КС Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний. Следовательно, существует две формы конституционного судопроизводства:
1) рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний (устное судопроизводство);
2) рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ без проведения слушаний (письменное судопроизводство).
Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда РФ, устанавливаются ст. 21 ФКЗ о КС. Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда РФ, установленным Конституцией РФ и статьей 3 ФКЗ о КС. Конституционный Суд РФ в заседаниях также:
1) принимает послания Конституционного Суда РФ;
2) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;
3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно § 1 Регламента КС РФ Конституционный Суд проводит заседания:
1) по вопросам соответствия обращений требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (пункт 1 параграфа 24 настоящего Регламента);
2) по вопросам принятия обращений к рассмотрению (параграф 28 настоящего Регламента);
3) по слушанию дела;
4) по принятию итогового решения по делу (закрытое совещание судей Конституционного Суда) (параграф 58 настоящего Регламента);
5) по разрешению дела без проведения слушания;
6) в иных случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и настоящим Регламентом, в том числе для принятия решений по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.
Заседания Конституционного Суда созываются Председателем Конституционного Суда в соответствии с графиком проведения заседаний Конституционного Суда, а также по инициативе Председателя Конституционного Суда, по требованию одного из заместителей Председателя Конституционного Суда, или не менее трех судей Конституционного Суда (далее - судей), или комиссии, созданной Конституционным Судом.
Для решения вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда РФ создаются и действуют рабочие совещания судей и комиссии Суда. Они сложились фактически и закрепляются Регламентом Конституционного Суда. По мнению В.А. Кряжкова, совещания судей и комиссии являются вспомогательными организационно-правовыми формами деятельности Конституционного Суда, в то время как пленум и палаты относятся к основным формам*(152). Следует поддержать данную позиции и отметить, что совещания судей и комиссии Суда не могут выступать в качестве организационных форм конституционного судопроизводства. До изменений Регламента КС РФ вопросы создания и деятельности совещания судей и комиссий Суда регулировались § 60 и 61 Регламента, в действующей редакции Регламента КС РФ § 2 и 3.
Согласно § 2 Регламента КС РФ ("Рабочие совещания судей") для рассмотрения вопросов, которые не требуют согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" или настоящему Регламенту проведения заседания Конституционного Суда, могут проводиться рабочие совещания судей. Рабочие совещания судей созываются Председателем Конституционного Суда либо по его поручению - заместителем Председателя Конституционного Суда. Рабочее совещание судей может быть созвано по требованию любого из судей. На рабочие совещания судей могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от числа действующих судей. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей. На рабочие совещания судей не распространяется действие пункта 8 части первой статьи 18, части пятой статьи 72 и части четвертой статьи 114 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". На рабочих совещаниях судей может вестись протокол и (или) стенограмма. Решения рабочих совещаний судей имеют обязательный характер для судей и сотрудников аппарата Конституционного Суда.
Неучастие в них не квалифицируется как проступок судьи, судья вправе воздерживаться от голосования, не требуется быть в мантии.
Согласно § 3 Регламента КС РФ для предварительного изучения и подготовки проектов решений по вопросам изменения Регламента КС РФ, обобщения практики Конституционного Суда, кадровым, бюджетным и другим вопросам Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда, если иное не установлено Регламентом*(153).
Комиссия, образованная на основании пункта 2 параграфа 19 и пункта 3 параграфа 21 Регламента КС РФ, формируется из трех судей, определяемых по жребию (за исключением судьи, в отношении которого данная комиссия будет осуществлять проверку). Конституционный Суд или Председатель Конституционного Суда для решения вопросов индивидуального характера может создавать рабочие группы. В состав рабочей группы могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.
Контрольные вопросы
1. Сравните определения Конституционного Суда РФ, закреплённые вКонституции РФ 1978 года (с изменениями и дополнениями) и в ФКЗ о Конституционном Суде РФ 1994 года?
2. Какие признаки присущи Конституционному Суду РФ как органу судебной власти?
3. Когда был учрежден и начал деятельность Конституционный Суд в России?
4. Какими полномочиями обладает Конституционный Суд РФ?
5. В ст. 125 Конституции РФ установлен открытый или закрытый перечень полномочий Конституционного Суда РФ? Обоснуйте свою позицию.
6. Как соотносятся организационно-правовые формы деятельности Конституционного Суда РФ и формы конституционного судопроизводства?
7. Какие формы конституционного судопроизводства предусматривались до реформы 2010-2011 годов, а какие стали применяться с февраля 2011 года?
8. Подберите акты Конституционного Суда РФ, которые принимались по результатам рассмотрения дел в различных формах конституционного судопроизводства.