Правосудие. Демократические основы (принципы) правосудия

Исходя из содержания ст.10 Конституции РФ, в которой говориться: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти самостоятельны”, судебная власть является одним из видов государственной власти.

Точного определения судебной власти в литературе не существует, однако ряд авторов полагает что, судеб­ную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбит­ражного судопроизводства.

Другие же, такие как: О.П. Андреева, О.В. Воронина, С.Л. Лонь, полагают, что при определении судебной власти необходимо отталкиваться от общего понимания государственной власти, разрабатываемого в теории государства и права.

Определение государственной власти формируется в юридической литературе в различных аспектах. Один из вариантов понятия "государственная власть" раскрывает ее как предусмотренную законом возможность государства в лице его органов и должностных лиц оказывать определяющее воздействие на деятельность или поведение людей в целом, на происходящие процессы в обществе с помощью убеждения или специального принуждения. Таким образом, государственная власть проявляется как средство, созданное людьми в государстве для поддержания порядка и обеспечения прогрессивного развития общества с помощью государственного механизма.[10]

Судебная власть, с одной стороны, — это возможность и способность государства в установленном законом порядке воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц через суды и судей с соблюдением процессуальных форм. С другой стороны, судебная власть проявляется в реально существующей, организованной системе судов, деятельности судей, складывающихся отношениях при осуществлении предусмотренных судопроизводств. Соответственно понятия "судья", "суд", "судопроизводство" (правосудие), "судебная система", "органы судейского сообщества", "судебное право" и некоторые другие являются необходимыми составляющими, призванными раскрыть содержание судебной власти.

Формулой, раскрывающей судебную власть, может быть предложенное ранее в словаре следующее определение: это предусмотренная законом разновидность государственной власти, предполагающая возможность и способность судей и судов воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц при разрешении правовых вопросов, осуществлении правосудия в установленном порядке судопроизводства, толковании действующего законодательства, при решении внутренних вопросов судейского сообщества его органами для обеспечения законности и справедливости в государстве и прогрессивного развития общества.[11]

Аналогичной точки зрения придерживается и В.П. Божьев: «Судебная власть как проявление государственной власти означает способность и возмож­ность волевого воздействия на поведение людей со сторо­ны государства, осуществляе­мого через суды и посредством деятельности судей в особых, установленных законом процессуальных формах»[12].

Таким образом, точное определение понятия «судебная власть» в настоящее время не сформулировано и следовательно представляет собой сложный объект научного познания.

Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона:

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое по­ложение суда в государственном механизме. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повы­шенные требования относительно и профессиональной подготовки, и мо­ральных качеств.

2. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с пре­дыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Консти­туции РФ, ст. 1 Закона “О судебной системе РФ”). Никакой другой государст­венный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конститу­цией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной влас­ти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Консти­туции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную дея­тельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную от­ветственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что су­дьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не кон­тролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют како­го-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входя­щую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органа­ми законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их толь­ко закону.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что опре­делено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”. Су­допроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказа­тельств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроиз­водства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федераль­ного Собрания и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; граж­данское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских пра­воотношений; административное - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон “О судебной системе РФ”, перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвящен­ная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности, также помещена в главу 7 “Судебная власть”. Арбитражные дела представляют собой разновид­ность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществля­ется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Рос­сийской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения - заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренные ст. 23 и 25 Конституции РФ.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, су­дебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требо­ваний гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроиз­водство осуществляется в соответствии с Законом “О Конституционном Суде РФ”. Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об адми­нистративных правонарушениях (4 и 5 разделами).

6. Властный характер полномочий суда - один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязатель­ны для всех без исключения государственных органов, организаций, должно­стных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принужде­ния, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей терри­тории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

Наконец, следует указать такую черту судебной власти, как участие пред­ставителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении право­судия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.

Основы судебной системы в Российской Федерации изложены в гл. 7 Конституции «Судебная власть».

Содержание и структура судебной системы содержится Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1- ФКЗ «О судебной системе РФ».

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на тер­ритории Российской Федерации. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом “О судебной системе Российской Федера­ции”. В этом законе закреплено, что перечень судов, указанных в законе, яв­ляется исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того, Законом “О судебной системе РФ” предусмотрены суды субъ­ектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона “О судебной системе РФ” говорится, что единство судебной системы достигается путем ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Пе­тербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Вер­ховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным де­лением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Вер­ховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных окру­гов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие “судебное звено”, которое лежит в основе подразделения судов общей юри­сдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделен­ные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и ав­тономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды ар­мий, флотилий, гарнизонов. Вторым - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе кото­рого действует Военная коллегия.

Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной обла­сти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Второе зве­но - федеральные арбитражные суды округов. И третье звено - Высший Ар­битражный Суд РФ.

Понятие “судебная инстанция” относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от про­цессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на су­ды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрис­дикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систе­му этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции впра­ве отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Феде­рации и приравненным к ним.

Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной ин­станции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов обшей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.

В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Ар­битражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в по­рядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины “вышестоящий” и “нижестоящий”, дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение од­них судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кас­сационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянно­го, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Судья – государственное должностное лицо, уполномоченное законами, осуществлять правосудие от имени государства и исполнять свои должностные обязанности, в соответствии со своей компетенцией.

По сути, судья является носителем судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Законом о судебной системе установлено, что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией[13].

Однако, данная формулировка предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например конституционного, военных и арбитражных судов)[14].

Судейское сообщество — совокупность всех судей в данном государстве. Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. Согласно ст. 29 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" № 30-ФЗ от 14 марта 2002 г. В соответствии с указанным законом органами судейского сообщества в РФ являются:

Всероссийский съезд судей;

конференции судей субъектов РФ;

Совет судей РФ;

советы судей субъектов РФ;

общие собрания судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.[15]

Исходя из текста Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»[16], органы судейского сообщества наделены следующими полномочиями:

Всероссийский съезд судей (далее также - съезд) является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

Конференции судей субъектов Российской Федерации (далее также - конференции судей) представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.

Совет судей Российской Федерации формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации.

Совет судей Российской Федерации:

1)созывает Всероссийский съезд судей;

2)дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

3)избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами;

3.1)избирает членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - Высшая экзаменационная комиссия) вместо выбывших в период между съездами; (пп. 3.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 388-ФЗ)

4)изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;

5)определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации;

6)осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

2. Представители Совета судей Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании Российской Федерации.

3. Совет судей Российской Федерации, а также иные органы судейского сообщества в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

4. Советы судей субъектов Российской Федерации:

1)рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и заслушивания их отчетов;

2)созывают конференции судей;

3)избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов Российской Федерации вместо выбывших в период между конференциями судей;

4)избирают членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации) вместо выбывших в период между конференциями судей. (пп. 4 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 388-ФЗ)

5. Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

5. Общие собрания судей судов

Для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, выборов делегатов на съезд (конференцию) судей в каждом суде не реже чем один раз в год могут созываться общие собрания судей. По решению общего собрания может быть избран совет судей данного суда.

6. Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей общественности, представителей Президента Российской Федерации. Квалификационные коллегии судей — это предусмотренные законом выборные, коллегиальные, организующие и осуществляющие текущую деятельность рабочие органы судей, предназначенные для решения кадровых и внутренних вопросов судейского сообщества.

Исходя из содержания ст.4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»[17] основными задачами органов судейского сообщества являются:

содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

защита прав и законных интересов судей;

участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Граждане РФ могут участвовать в осуществлении правосудия, находясь в суде в качестве присяжных или арбитражных заседателей. Участие присяжных и арбитражных заседателей в судебном разбирательстве соответствующих дел является гражданским долгом.[18]

Общие признаки для присяжных и арбитражных заседателей:

1. Присяжные и арбитражные заседатели являются представителями гражданской общественности, вовлекаются в правосудие из граждан государства.

2. Присяжные и арбитражные заседатели принимают непосредственное участие в осуществлении правосудия и являются на определенный период времени судьями по конкретному делу с соответствующими процессуальными полномочиями.

3. Привлечение присяжных и арбитражных заседателей к осуществлению правосудия носит эпизодический характер. Ограниченные сроки

их участия установлены законом. Денежное компенсационное вознаграждение за участие в судопроизводстве является оплатой за затраченное время по исполнению своих обязанностей заседателя.

4. Для их участия в судопроизводстве имеется предусмотренная федеральным законодательством основа. Федеральные законы, определяющие организационные условия их привлечения к осуществлению правосудия, и специальные процессуальные акты, определяющие порядок их участия в судопроизводстве, - УТТК РФ и АПК РФ.

Специфика для каждой категории из указанных:

1. Присяжные заседатели вовлекаются в процесс осуществления правосудия по уголовным делам для обеспечения "народного" характера судебного разбирательства, увеличения доверия населения к суду общей юрисдикции.

Арбитражные заседатели представляют собой специалистов в юридической, экономической или финансовой сфере, которые обладают специальными познаниями в области предпринимательской или иной экономической деятельности. Они привлекаются к участию в рассмотрении дел по инициативе сторон арбитражным судом (ст. 17 АПК РФ), как правило, в тех случаях, когда разрешение дел представляет значительную сложность и необходимо увеличить сумму знаний суда и обеспечить квалифицированное рассмотрение обстоятельств дела и вынесение решения.

2. Присяжные заседатели в судебном заседании объединяются в отдельную коллегию. Они выносят свой вердикт самостоятельно, без участия и вмешательства профессиональных судей, о виновности или невиновности подсудимого (ст. 343 УПК РФ). Наказание подсудимому определяет профессиональный судья.

Арбитражные заседатели составляют единую коллегию с профессиональным судьей - судья и два арбитражных заседателя, решение такой коллегией принимается совместно. Голос арбитражного заседателя при вынесении решения равен голосу профессионального судьи.

3. Присяжных заседателей отбирают для рассмотрения дел из числа граждан, проживающих в данной местности и удовлетворяющих установленным требованиям. Списки присяжных заседателей составляются краевой, областной, районной и городской администрацией в соответствии с Федеральным законом РФ от 20.08.2004 г. № 113-ФЗ (ред. на 27.12.2009, с изм. от 29.12.2010) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Списки же арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Затем списки рассматриваются и утверждаются Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом РФ от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ (ред. на 29.06.2009) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (см. ст. 3)

Присяжные заседатели:[19]

Присяжный заседатель — непрофессиональный судья, участвующий в судебном процессе.

Присяжные заседатели в России — граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

Система суда присяжных: При рассмотрении определенной категории уголовных дел законодательство Российской Федерации гарантирует каждому обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных — это особая форма судебного разбирательства, когда суд одновременно состоит из судей-профессионалов и присяжных заседателей-непрофессионалов.

Таким образом, при рассмотрении уголовных дел профессиональные судьи решают вопросы, требующие юридических познаний, например, о уголовно-правовой квалификации содеянного подсудимым и полагающейся ему мере наказания. В свою очередь, непрофессионалы-присяжные из числа простых граждан выносят вердикт: виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления. Следует понимать, что решения присяжные во всех случаях принимают независимо от мнения и позиции профессиональных судей.

Случаи назначения суда присяжных

Суд присяжных назначается по ходатайству обвиняемого по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Выбор присяжных заседателей

Присяжные заседатели выбираются методом случайной выборки — при помощи компьютерной программы. Компьютер выбирает потенциальных кандидатов из подготовленных списков. Списки составляются каждые четыре года Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Существуют два списка кандидатов в присяжные заседатели — общий и запасной.

Кандидатом в присяжные заседатели может стать любой гражданин РФ старше 25 лет, не имеющий непогашенную или неснятую судимость, дееспособный, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. На момент составления списков кандидатов гражданин РФ не может являться подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, он должен владеть языком, на котором ведется судопроизводство, не иметь физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. Списки назначаются губернатором.

Отказ от участия в суде присяжных

Участие в судебном процессе в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом. В случае если исполнение обязанностей невозможно для конкретного кандидата, он должен в течение 2-х недель письменно обратиться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с заявлением, указав причины своего отказа. Законодательными причинами отказа являются:

непогашенная или неснятая судимость

недееспособность, признанная судом

то, что гражданин состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением.

наличие обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

лицом, достигшим возраста 65 лет;

лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

военнослужащим;

судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии)

священнослужителем.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Арбитражные заседатели:

Порядок привлечения к рассмотрению дел арбитражных заседателей установлен статьей 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела. Исходя из содержания ч.2 ст. 9 АПК РФ, суд обязан разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство в определении о принятии искового заявления к производству суда и при подготовке дела к судебному разбирательству.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей разрешается арбитражным судом в порядке, установленном статьей 159 АПК РФ. Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Наличие случая, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 18 АПК РФ, является основанием для замены арбитражного заседателя:

- Замена судьи, арбитражного заседателя или одного из судей, арбитражных заседателей возможна в случае:

заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи, арбитражного заседателя;

длительного отсутствия судьи, арбитражного заседателя ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке.

- Замена судьи, арбитражного заседателя производится также в случаях прекращения или приостановления их полномочий по основаниям, установленным федеральным законом «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992. В этом случае другая кандидатура арбитражного заседателя определяется в порядке, установленном частью 3 ст. 19 АПК РФ.

В случае неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей дело может быть рассмотрено судьей единолично, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возвражают против рассмотрения дела судьей единолично.

Если хотя бы одна из сторон возвражает против рассмотрения дела судьей единолично, суд объявляет перерыв в судебном заседании или откладывает судебное разбирательство. Если проведение нового судебного заседания невозможно вследствие неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, суд по ходатайству одной из сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела судьей единолично и открыть судебное заседание в первой инстанции.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Система принципов правосудия - это совокупность элементов определяющих основополагающие начала деятельности судебной власти и судебной системы в РФ.

К основным принципам правосудия в РФ относятся:

- Принцип законности.

- Принцип осуществления правосудия только судом.

- Принцип равенства граждан перед законом и судом.

- Принцип независимости судебной власти.

- Принцип независимости судов и судей.

- Принцип презумпции невиновности.

- Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

- Принцип состязательности и равноправия сторон.

- Принцип открытости и гласности судопроизводства.

- Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

- Принцип обязательности судебных решений.

- Принцип государственного или национального языка в судах.

- Принцип свидетельского иммунитета.

- Принцип диспозитивности судопроизводства.

- Принцип государственного языка судопроизводства.

- Принцип участия граждан в отправлении правосудия.

- Принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

- Принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда.

- Принцип недопустимости использования доказательств, получением с нарушением закона.

- Принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.

Список литературы необходимой для подготовки к семинарскому занятию:

Нормативная база:

Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 06.12.2011) "О судебной системе РФ";

Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 09.02.2011) "О Конституционном Суде РФ";

Федеральный конституционный закон РФ от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 06.12.2011) "Об арбитражных судах в РФ";

Федеральный конституционный закон РФ от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 07.02.2011) "О военных судах Российской Федерации"

Федеральный закон РФ от 17.12.98г. № 188-ФЗ (в ред. на 18.07.2011) "О мировых судьях в РФ";

Федеральный закон РФ от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ (в ред. на 18.07.2011) "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ";

Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 08.12.2011) "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 г. № 13-П, от 18.07.2003 г. № 13-П);

Основная литература:

Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров/ под. ред. В.П. Божьева - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт 2012. - 367 с.

Правоохранительные органы: учебник / под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлык.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 383 с.

Правоохранительные органы: учебник / ред. А.В. Ендольцева, О.А. Галустьян, А.П. Кизлык.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 447 с. Гриф МВД

Правоохранительные органы России: учебник / ред. В. П. Божьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. - 336 с. Гриф МО

Дополнительная литература:

Адаменко, И. Е. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Ч. 1: курс лекций / И. Е. Адаменко. - Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - 230 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: