Конституционное гуманитарное право

Федеративное устройство Российской Федерации

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации

Понятие, предмет и метод конституционного права и его система. Источники конституционного права Российской Федерации

Глава 3. Основы российского конституционного права

Раздел II. Общее учение о публичном праве

Конституционное право наряду является отраслью публичного права, поскольку нормы, содержащиеся в действующей Конституции, федеральных конституционных законах и иных нормативно-правовых актах, имеющих конституционное значение, в первую очередь направлены на обеспечение именно публичного интереса. Конституционное право является основной, базовой отраслью всей правовой системы, поскольку именно конституционно-правовые нормы закрепляют на нормативном уровне естественно-правовые, неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина. Именно конституционно-правовые нормы определяют форму Российского государства, принципы построения высших органов государственной власти, основы организации государственной власти в субъектах Федерации и основы организации местного самоуправления.

Нормы конституционного права носят преимущественно декларативный характер. Большинство норм современной Конституции РФ являются специфическими нормами-приципами. Сами по себе они не снабжены гипотезой или санкцией. Их обеспечивают нормы иных отраслей права – регулятивные и охранительные нормы. Приведем пример. Часть 2 статьи 37 Конституции РФ гласит: принудительный труд запрещен. Однако сама по себе конституционная норма не устанавливает каких-либо условий действия этой нормы и не предусматривает ответственности за нарушение указанного запрета. Однако охранительные нормы Уголовного кодекса РФ устанавливают ответственность за нарушение указанного конституционного принципа. Например, в статье 145.1 УК РФ содержатся основания для привлечения виновных к уголовной ответственности за невыплату заработной платы за период свыше трех месяцев (задержка в выплате заработной платы также является принуждением к труду в соответствии со статьей 4 Трудового кодекса РФ).

Нормы конституционного права определяют основы конституционного строя России. Данный признак вытекает из структуры Конституции РФ, в первых статьях которой определяется форма государства, определяется источник власти в государстве, гарантируются условия для свободного экономического пространства, светскости государства.

Нормы конституционного права закрепляют основы организации публичной власти – государственного аппарата. Конституция России учреждает высшей органы государственной власти, определяет порядок их формирования, компетенцию и деятельность. Акты конституционного значения указывают на общие принципы организации региональной государственной власти и организации местного самоуправления на локальном уровне.

Структура отрасли конституционного права[8]
Общая часть Особенная часть
1) институт основ конституционного строя; 2) институт прав и свобод человека и гражданина; 3) институт российского федерализма; 4) институт внесения поправок и пересмотра Конституции Гуманитарное право Государственное право
1) институт гражданства, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев; 2) институт прав общественных объединений 1) институт организации федеральных органов государственной власти; 2) институт организации государственной власти в субъектах Федерации; 3) институт основ местного самоуправления

Таблица 63. Структура отрасли конституционного права

Отрасль состоит из двух крупных блоков – общей части и особенной. Нормы общей части носят, как видно из названия, общий, основополагающий характер, то есть они имеют непосредственно влияние на нормы всех подотраслей. Их правовой смысл пронизывает все подотрасли и институты особенной части. Например, институт основ конституционного строя устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, правовое, федеративное государство с республиканской формой правления (часть 1 статьи 1 Конституции). Данное положение является определяющим для всей деятельности органов государственной власти. Осуществляя свою деятельность, государственные органы должны подчиняться не только предписаниям закона, но и общим принципам демократизма, федерализма, правового государства и иным конституционно-правовым принципам.

Институт основ конституционного строя, как уже было сказано, закрепляет первоосновы организации государства. Определяет в общих чертах форму государства, определяет социальную политику России как социального государства, гарантирует свободу перемещения товаров, работ и услуг, идеологическое многообразие.

Институт прав и свобод человека и гражданина наряду с институтом основ конституционного строя является основополагающим. Данный институт закрепляет и гарантирует основные естественные права человека, раскрывает их сущность и содержание, предписывает необходимость органов публичной власти руководствоваться ими при осуществлении своей деятельности. Нормы данного института распространяются на все без исключения подотрасли особенной части.

Институт российского федерализма определяет форму государственного устройства России, закрепляет полномочия и предметы ведения Федерации и ее субъектов. Институт российского федерализма является институтом общей части, поскольку нормы главы третьей Конституции – Федеративное устройство – оказывают непосредственное влияние на все подотрасли и институты особенной части.

Институт внесения поправок и пересмотра Конституции устанавливает процедуры внесения изменений в Конституцию, а также ее пересмотр. Данный институт является институтом общей части, поскольку его положения распространяются на порядок внесения изменений во все главы Конституции, что непосредственно может отразиться на содержании всех подотраслей конституционного права.

Особенная часть – совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определенную группу общественных отношений внутри отрасли. Подотрасли особенной части являются, с одной стороны, самостоятельными – они не имеют сильного влияния друг на друга, с другой стороны, - они полностью зависимы от положений общей части. Подотрасли особенной части регулируют качественно разнородные общественные отношения.

Подотрасль конституционного гуманитарного права [9] регулирует конституционно-правовые отношения, связанные с вопросами гражданства, с общими принципами и правилами въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, связанные с конституционно-правовым статусом иностранцев и лиц без гражданства. Также подотрасль регулирует основы организации и деятельности общественных объединений: юридических лиц, организаций, не имеющих прав юридического лица (не обладающих праводееспособностью юридического лица, то есть не зарегистрированных в установленном порядке).

Подотрасль государственного права регулирует конституционно-правовые отношения, связанные с порядком создания, организации и функционирования органов публичной власти – государственных и муниципальных.

Институт организации высших органов государственной власти (Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной системы РФ и прокуратуры РФ.) определяет их состав, структуру и порядок формирования. Институт основ организации органов государственной власти субъектов Федерации в общих чертах определяет систему органов государственной власти субъектов Федерации и закрепляет гарантии их функционирования. Институт основ местного самоуправления устанавливает общие правовые, территориальные, организационные, экономические, иные основы местного самоуправления, а также гарантии функционирования местного самоуправления.

Таким образом, предмет правового регулирования отрасли конституционного права составляют общественные отношения, связанные с определением и закреплением основ конституционного строя, провозглашением и гарантированием прав и свобод человека, определением конституционно-правового статуса личности и общественных объединений, связанные с организацией высших органов государственной власти и основами организации органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Поскольку конституционное право является отраслью публичного права, то методом правового регулирования будет выступать императивный метод. Однако наряду с традиционным, общим для отраслей публичного права методом правового регулирования, конституционное право обладает специфическими способами и приемами, которые направлены на учет специфики общественных отношений, входящих в предмет конституционно-правового регулирования.

Методы конституционно-правового регулирования
Общий публично-правовой метод Собственно конституционно-правовой метод
Императивный Декларативный

Таблица 64. Методы конституционно-правового регулирования

Императивный метод является общим для всех отраслей публичного права. Его содержание состоит в таком способе регулирования как способ властных предписаний (властности, подчинения, субординации и централизации). Конституционное право содержит в первую очередь обязывающие и запрещающие регулятивные нормы. При этом удельный весь обязывающих норм во много раз превышает запрещающие.

Декларативный метод является специфическим методом правового регулирования отрасли конституционного права. Множество конституционно-правовых норм являются нормами-принципами и нормами-задачами. Так, например, глава 2 Конституции РФ – Права и свободы человека и гражданина – почти полностью состоит из декларативных норм. Все равны перед законом и судом (статья 19). Каждый имеет право на жизнь (статья 20). Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни (статья 21). Жилище неприкосновенно (статья 25) и многие другие декларативные нормы. Сущность декларативного метода заключается в том, что, с одной стороны, нормы провозглашают определенные ценности, ориентируют граждан и правоприменителей, определяют содержание их деятельности, с другой стороны, являются своего рода «программой» для построения правового государства.

Таким образом, метод конституционного права следует определять как императивно-декларативный.

Таким образом, под отраслью конституционного права следует понимать совокупность публично-правовых норм, имеющих преимущественно декларативный характер, которые определяют основы конституционного строя Российской Федерации, закрепляют и гарантируют права и свободы человека и гражданина, учреждают и устанавливают порядок формирования высших органов государственной власти, определяют основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и определяют основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Разобрав основные черты конституционного права как отрасли права, необходимо перейти к анализу и уяснению источников конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, общепризнанные принципы и нормы международного права.

Источники конституционного права России
  Конституционные нормативно-правовые акты Судебные прецеденты (решения Конституционного Суда РФ и Конституционных (Уставных) судов субъекта Федерации)   Общепризнанные принципы и нормы международного права   Декларации России и внутри- государственные договоры

Таблица 65. Источники конституционного права России

Конституционные нормативно-правовые акты составляют систему конституционного законодательства.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Основываясь на выработанном определении, под системой конституционного законодательства следует понимать совокупность конституционных нормативно-правовых актов, регулирующих конституционно-правовые отношения.

Что означает конституционно-правовые нормативные акты? Понятно, что под этими актами следует понимать обычные нормативно-правовые акты, облеченные в форму законов или подзаконных актов, однако на практике иногда возникают трудности, связанные с отнесением того или иного акта к разряду конституционного. По этой причине для начала следует разделить все конституционные акты на два типа: конституционные акты и акты конституционного значения.

Система конституционного законодательства
Конституционные нормативно-правовые акты Нормативно-правовые акты, имеющие конституционное значение
  Конституция РФ Федеральные конституционные законы Федеральные законы конституционного значения Подзаконные акты конституционного значения
       

Таблица 66. Система конституционного законодательства

Конституционные нормативно-правовые акты – это такие акты, содержание которых непосредственно создает нормативную базу конституционного права. Именно в них содержатся нормы, которые исключительно регулируют конституционно-правовые отношения и при этом имеют высшую юридическую силу в иерархии системы конституционного законодательства.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступившая в силу в день официального опубликования – 25 декабря 1993 года является основным нормативно-правовым актом не только для системы конституционного законодательства, но и для систем других законодательств (гражданского, трудового, жилищного, административно и т.д.).

Структура Конституции Российской Федерации
Преамбула Раздел I Раздел II
  9 глав 9 заключительных положений
  137 статей  

Таблица 67. Структура Конституции Российской Федерации

Преамбула не является в полном смысле той частью Конституции, которая осуществляет правовое регулирование. Однако, поскольку она включена в текст нормативного акта обладающего наивысшей юридической силой, ее текст можно рассматривать в качестве единой декларативной нормы.

Раздел I Конституции содержит нормы, которые связаны непосредственно с конституционно-правовым регулированием общественных отношений в отличие от Раздела II, нормы которого являются оперативными, определяющими порядок вступления в силу Конституции. Раздел состоит из 9 глав, которые регулируют качественно однородные группы конституционно-правовых отношений.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Глава 3. Федеративное устройство.

Глава 4. Президент Российской Федерации.

Глава 5. Федеральное Собрание Российской Федерации.

Глава 6. Правительство Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть.

Глава 8. Местное самоуправление.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституция России в ряде статей предусматривает необходимость принятия федеральных конституционных законов, которые конкретизируют ее положения, которые являются своего рода «продолжением» Конституции. В настоящее время Конституция Российской Федерации предусматривает обязательность принятия 16 федеральных конституционных законов, из которых на настоящий момент приняты 15.

В настоящее время действуют следующие федеральные конституционные законы (далее – ФКЗ).

1. В соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ – ФКЗ «О чрезвычайном положении».

2. В соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции РФ – ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

3. В соответствии с частью 1 статьи 70 Конституции РФ – ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации», ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации», ФКЗ «О государственном гимне Российской Федерации».

4. В соответствии с пунктом «в» статьи 84 Конституции РФ – ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

5. В соответствии с частью 3 статьи 87 Конституции РФ – ФКЗ «О военном положении».

6. В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 103 Конституции РФ – ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

7. В соответствии с частью 2 статьи 114 Конституции РФ – ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

8. В соответствии с частью 3 статьи 118 Конституции РФ – ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

9. В соответствии с частью 3 статьи 128 Конституции РФ – ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции Российской Федерации», ФКЗ «Об Арбитражных судах в Российской Федерации, ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии».

10. В соответствии с частью 2 статьи 135 Конституции РФ должен быть принят ФКЗ, который будет посвящен регулированию деятельности Конституционного Собрания.

11. В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции РФ принимаются ФКЗ при необходимости изменения состава субъектов Российской Федерации.

Итого на данный момент в России существует 15 ФКЗ из 16 необходимых, а также множество ФКЗ, указанных выше в пункте 11 и ФКЗ, вносящих изменения и поправки в другие ФКЗ.

Нормативно-правовые акты, имеющие конституционное значение – это такие нормативно-правовые акты, которые не предусмотрены непосредственно Конституцией, но регулируют конституционно-правовые отношения.

Структура системы нормативных актов конституционного значения
Федеральные законы и законы субъектов Федерации   Подзаконные конституционные акты
    Указы Президента   Постановления Правительства Акты палат Федерального Собрания Подзаконные акты органов субъектов Федерации

Таблица 68. Структура системы нормативных актов

конституционного значения

Федеральные законы и законы субъектов Федерации конституционного значения – это такие законы, которые содержат нормы, относящиеся к предмету регулирования отрасли конституционного права.

Например, Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие законы.

В качестве закона субъекта Федерации, имеющего конституционное значение можно назвать Конституцию Чеченской Республики, Устав города Санкт-Петербурга, Закон Санкт-Петербурга «О порядке отзыва высшего должностного лица Санкт-Петербурга – Губернатора Санкт-Петербурга».

Многие подзаконные нормативные акты федерального уровня также содержат нормы конституционного значения. Например, Указ Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», в котором закрепляется перечень министерств, федеральных служб и агентств. Другим примером может служить Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации». Еще одним примером могут служить регламенты палат Федерального Собрания – Государственной Думы и Совета Федерации, которые определяют внутренний порядок работы палат.

Рассмотрев систему конституционно законодательства необходимо перейти к следующей группе источников конституционного права – судебному прецеденту.

Конституционный Суд РФ вправе по жалобам и запросам рассматривать положения нормативно-правовых актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Нередко бывает так, что Федеральное Собрание (парламент) и другие органы государственной власти принимают акты, которые могут содержать положения, противоречащие Конституции. По жалобам и запросам такие акты проверяются Конституционным Судом РФ. После проверки Конституционный Суд РФ выносит решение о признании акта соответствующим Конституции РФ или не соответствующим ей. В последнем случае весь акт в целом или отдельная его часть утрачивает силу и более не применяется.

Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации действуют похожим образом. Однако они проверяют соответствие нормативно-правовых актов субъекта Федерации на предмет их соответствии Уставу или Конституции субъекта Федерации.

Общепризнанные принципы и нормы международного права в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ являются частью правовой системы России. Это значит, что основополагающие декларативные нормы таких актов как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических прав, являются непосредственно действующими и по своей юридической силе следуют сразу за Конституцией РФ, то есть имеют приоритет перед федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Следующими источниками права являются декларации РСФСР и внутригосударственные договоры конституционного значения. Декларации – это политико-правовые акты, которые содержат преимущественно нормы, имеющие общее значение, то есть их нормы являются декларативными нормами-программами. На настоящее время в России действует несколько деклараций:

1) Декларация «о государственном суверенитете РСФСР»;

2) Декларация «О языках народов России»;

3) Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку Россия является федерацией, то для построения федерализма на ранних этапах существования России был принят 31 марта 1992 года Федеративный договор, который определил круг субъектов, входящих в Российскую Федерацию. Заключение Федеративного договора знаменовало собой добровольное ограничение суверенитета государственных образований (субъектов) в пользу Российской Федерации.

В общем виде иерархию источников конституционного права федерального уровня можно представить в виде таблицы.

Иерархия конституционных актов федерального уровня
Конституция Российской Федерации
Общепризнанные принципы и нормы международного права
Декларации РСФСР и Федеративный договор от 31 марта 1992 года
Акты Конституционного Суда РФ
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Акты палат Федерального Собрания РФ
Нормативные акты Президента РФ
Нормативные акты Правительства РФ

Таблица 69. Иерархия конституционных актов федерального уровня

Иерархию конституционных актов уровня субъекта Федерации можно представить следующим образом.

Иерархия конституционных актов субъекта Федерации
Конституция (устав) субъекта Федерации
Акты Конституционного (уставного) суда субъекта Федерации
Законы субъекта Федерации

Таблица 70. Иерархия конституционных актов субъекта Федерации

При этом важно иметь в виду, что конституционные акты субъекта Федерации не должны противоречить Конституции РФ, Декларациям, общепризнанным принципам и нормам международного права, правовым позициям Конституционного Суда РФ, федеральным конституционным и федеральным законам, иным федеральным нормативно-правовым актам, если акт субъекта принят по вопросам совместного ведения субъекта Федерации и Российской Федерации (например, по вопросам установления административной ответственности или вопросам жилищной политики).

Основы конституционного строя в системе конституционного права наряду с Правами и свободами человека и гражданина составляет институт общей части конституционного права России. Основы конституционного строя являются первой главой Конституции РФ, которая определяет основы политико-правового строя всего Российской государства. Положения Основ среди всех норм Конституции РФ имеют приоритетное значение – ни одна другая норма Конституции РФ не должна противоречить Основам.

Глава первая состоит 16 статей, в каждой из которых определены политические, правовые, социальные, экономические и культурные основы российской государственности.

Прежде всего, Конституция в статье 1 определяет Российскую Федерацию – Россию в качестве демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления и устанавливает, что наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Основы провозглашают Россию в качестве социального государства (статья 7) и светского (статья 14), определяя, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, и что никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. В статье 13 Конституция провозглашает идеологическое многообразие.

В статье 3 Конституция указывает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно (через свободные выбора или референдум) или через органы государственной власти и местного самоуправления.

Поскольку Российская Федерация является демократическим государством, то осуществление государственной власти должно основываться на принципе разделения властей, который закреплен в статье 10. Статья 11 Конституции закрепляет перечень высших органов государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, суды РФ, Генеральная прокуратура РФ.

Как явствует из наименования государства, Россия является федерацией. Федеративное устройство России предполагает разделение всей территории государства на 83 равноправных субъекта. Территория России состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области (Еврейская автономная область) и автономных округов. Каждый субъект представляет собой государственное образование, суверенитет которого ограничен добровольно в пользу федеративного государства – России. Это означает, что по отношению ко всем субъектам Федерации Россия выступает в качестве суверена (имеет верховенство), однако, поскольку субъекты не обладают полным, но обладают существенно ограниченным суверенитетом, они имеют собственную организацию власти, общие основы которой устанавливаются Российской Федерацией.

Конституция в статье 2 определяет, что человек и его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Государство обязано всеми доступными средствами создавать эффективные механизмы, которые нацелены на обеспечение защиты прав и свобод личности. Эти механизмы могут быть самыми разнообразными: создание отлаженной судебной системы, выстраивание четкой структуры административных органов, совершенствование законодательства и т.п. Основы конституционного строя в статье 6 определяют, что гражданство России является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его.

Конституция в статье 8 гарантирует свободу экономического пространства. Этот конституционный принцип означает, что передвижение товаров, услуг, работ, финансовых средств осуществляется беспрепятственно на территории России. Также Конституция провозглашает свободу экономической деятельности и защиту конкуренции как основу любой рыночной экономики. Россия также признает и защищает равным образом частную, государственную и муниципальную собственность. Это означает, что право собственности, во-первых, является единым по содержанию для всех, а во-вторых, в случае посягательства на собственность государство равным образом обеспечивает ее защиту.

Россия, признавая необходимость сохранения окружающей среды для живущих поколений и для тех поколений, которые будут жить, в статье 9 провозгласила, что земля и природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Конституция России в статье 15 определяет, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Все законы подлежат официальному опубликованию, если закон не опубликован, то он не может применяться – данное конституционное положение является косвенно закрепленной презумпцией знания закона – «знание закона предполагается». Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и имеют верховенство перед федеральным законодательством.

Последняя, 16 статья Основ конституционного строя, определяет, что положения Основ имеют верховенство перед другими положениями Конституции.

Учитывая каждое положение Основ конституционного строя, следует провести обзорный анализ формы Российского государства и других привходящих элементов.

Форма Российской Федерации
Форма правления Государственное устройство Государственный режим
Президентско-парламентская республика Конституционная федерация Демократическое государство

Таблица 71. Форма Российской Федерации

Российская Федерация является республикой, поскольку ее основным источником власти является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно (посредством референдума, выборов) или через органы государственной власти. Российская Федерация относится к разряду «смешанных» республик, поскольку сочетает в себе фигуру сильного президента и одновременно сильного парламента, то есть является президентско-парламентской республикой. Что отличает парламентскую республику от президентской? Во-первых, в парламентской республике президент и правительство подотчетны парламенту. Во-вторых, роль президента сводится преимущественно к представительским функциям, президент избирается парламентом. В-третьих, исполнительная власть находится всецело в руках правительства. В президентской республике, во-первых, президент избирается напрямую населением. Во-вторых, президент является главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим. В-третьих, в президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство.

В Российской Федерации, во-первых, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но является верховным главнокомандующим. Во-вторых, Президент РФ избирается населением напрямую. В-третьих, исполнительная власть равномерно распределена между Президентом РФ (он руководит рядом силовых ведомств) и Правительством РФ. В-четвертых, Президент РФ назначает Председателя Правительства на должность лишь с согласия палаты Федерального Собрания – Государственной Думы и может распустить ее после трехкратного отклонения кандидатуры. В-пятых, Федеральное Собрание в случае, если Президент налагает вето на принятый закон, может преодолеть его вето. В-шестых, Совет Федерации вправе инициировать процедуру отрешения Президента от должности (импичмент).

Учитывая все сказанное, следует прийти к выводу, что Российская Федерация – президентско-парламентская республика. Не случайно первым идет именно «президентско-» и только потом «парламентская», поскольку следует все же признать, что фигура российского Президента является более сильной, чем фигура Федерального Собрания.

Россия – конституционная федерация, поскольку она была создана на базе ранее существовавшего государства – РСФСР. Иными словами, несмотря на наличие Федеративного договора, субъекты Федерации всегда были частью России, а заключение федеративного договора явилось лишь средством для укрепления федерализма в переходный этап (от СССР к СНГ). По этой причине Россию нельзя считать договорной федерацией.

Россия – демократическое государство, поскольку в нем гарантируются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, а граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.

Наряду с Основами конституционного строя Права и свободы человека и гражданина составляют институт общей части конституционного права.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Данное положение является отправным для построения всей государственной жизни России. Глава вторая конституция состоит из 47 статьей (с 17 по 64 включительно), каждая из которых провозглашает, закрепляет и гарантирует определенный комплекс прав и свобод человека. Необходимо отметить, что в силу предписаний части 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. По этой причине помимо положений, закрепленных в главе второй конституции, необходимо учитывать положения важнейших актов международного права. Иными словами, глава вторая имеет свою систему источников. Необходимо учитывать такие акты как Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.

Конституция в первых трех статьях (17, 18 и 19) второй главы провозгласила, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, они являются непосредственно действующими и определяют смысл и содержание деятельности органов власти и обеспечиваются правосудием. Конституция провозглашает равенство всех перед законом и судом и запрет какой-либо дискриминации по признакам расы, пола, национальности, языка, происхождения имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. Вместе с тем, Конституция РФ указывает на недопустимость злоупотребления правами человека, которое может нарушить права и свободы других лиц.

Для удобства надлежит разделить все гарантированные права человека на ряд определенных категорий.

Классификация прав и свобод человека
Личные Политические Экономические Социальные Культурные

Таблица 72. Классификация прав и свобод человека

Личные права и свободы человека являются основными, принадлежащими человеку от рождения.

Каждый имеет право на жизнь – личное право, гарантированное статьей 20 Конституции РФ. Оно означает, что никто не может быть лишен жизни, ни при каких обстоятельствах. Государство обязано обеспечить безопасность личности. Несмотря на то что часть 2 статьи 20 предусматривает возможность применения наказания в виде смертной казни к лицу, совершившему особо тяжкое преступление, смертная казнь в России не применяется. Изначально Конституционный Суд РФ в 1999 году указал на то, что смертная казнь не может применяться на территории России до того момента, пока не будет создан суд присяжных во всех судах России. По истечении 10 лет Конституционный Суд РФ указал на то, что смертная казнь более не может применяться в России, поскольку за 10 лет сформировались устойчивые правовые механизмы, исключающие необходимость применения смертной казни. Право на жизнь не подлежит ограничениям, ни при каких обстоятельствах.

Право на честь, достоинство и доброе имя – личные права, гарантированные статьями 21 и 23 Конституции. Их содержание указывает на то, что никто не может подвергаться пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Данное право не подлежит ограничениям, ни при каких обстоятельствах.

Право на свободу и личную неприкосновенность – личное право, гарантированное статьей 22 Конституции. Оно означает, что никто не может быть произвольно подвергнут задержанию, аресту или лишению свободы. Никто не может быть задержан на срок более 48 часов. Арест допускается только по судебному решению. Данное право может быть ограничено только федеральным законом и на основании судебного решения.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну – личные права, гарантированные статьями 23 и 24 Конституции. Их содержание сводится к запрету на сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия. Оно также означает, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Данные права могут быть ограничены только федеральным законом и только по решению суда и только в части, касающейся тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщения. В остальном право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну не подлежит ограничениям. Зачастую бывает так, что органы государственной власти или местного самоуправления обладают на законных основаниях определенной информацией, касающейся прав конкретного гражданина. В этом случае в соответствии со статей 24 Конституции РФ органы обязаны обеспечить доступ к такой информации. Право на ознакомление с информацией, касающейся прав гражданина, не подлежит ограничению.

Право на неприкосновенность жилища – личное право, гарантированное статьей 25 Конституции. Данное право тесно связано с несколькими предыдущими. Оно означает, что никто не может проникнуть в жилище против воли проживающих в нем лиц. Данное право может быть ограничено только федеральным законом и только на основании судебного решения.

Право на национальную самоидентификациюличное право, гарантированное статьей 26 Конституции. Его содержание сводится к тому, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть принужден к ее указанию. Каждый имеет право на пользование родным языком. Данное право может быть ограничено только федеральным законом.

Право на свободу передвижения – личное право, гарантированное статьей 27 Конституции. Оно означает, что каждый, кто законно находится на территории России вправе свободно по ней передвигаться, выбирать место жительства и место временного пребывания, граждане могут свободно выезжать и возвращаться в Российскую Федерацию. Данное право может быть ограничено только федеральным законом.

Право на государственную защиту прав и свобод, в том числе судебную защиту – личное право, гарантированное статьями 45, 46 и 52 Конституции. Каждый, чьи права и законные интересы имеет право на административную или судебную защиту. При этом решения административных и иных органов могут быть обжалованы в судебном порядке. Данные статьи также предусматривают возможность обращения в международные органы по защите прав человека, например, в Европейский Суд по правам человека. Данное право не подлежит ограничению.

Право на рассмотрения дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом – личное право, гарантированное статьей 47 Конституции. Данное право является одной из гарантий судебной защиты прав и свобод человека. Данное право не подлежит ограничению.

Право на получение квалифицированной юридической помощи – личное право, гарантированное статьей 48 Конституции. Оно означает, что каждый, кто был задержан или заключен под стражу, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения или предъявления обвинения. Данное право не подлежит ограничению.

Презумпция невиновности является не правом, а важнейшей личной правовой гарантией, предусмотренной статьей 49 Конституции, которая указывает на то, что каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и установлена решением суда, вступившим в силу. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Презумпция невиновности не может быть ограничена, ни при каких условиях.

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление («non bis in idem»). Данное положение является важнейшим личным принципом, закрепленным в статье 50 Конституции. Данный принцип не может быть ограничен, ни при каких обстоятельствах.

Право не свидетельствовать против себя самого, а также против близких родственников – личное право, гарантированное статьей 51 Конституции. Данное право не подлежит ограничению.

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц – личное право, гарантированное статьей 53 Конституции. Оно означает, что при противоправных действиях со стороны публичной власти, человек имеет право получить полную компенсацию за причиненный ему имущественный или моральный вред. Данное право не подлежит ограничению.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет – принцип, закрепленный в статье 54 Конституции, являющийся частным проявлением более общего – запрета ретроактивности закона – закон обратной силы не имеет («lex retro non agit»).

Политическими правами являются такие права человека, которые обеспечивают его участие в управлении делами государства и участие в общественной жизни. Политические права в первую очередь связаны с гражданством человека. Отдельные политические права могут и не принадлежать иностранцам и лицам без гражданства.

Право каждого на объединение – политическое право, гарантированное статьей 30 Конституции. Оно означает, что каждый человек может объединяться с другими людьми в определенные общности для достижения каких-либо законных целей. Например, создание общественного движения, общественной организации, профессионального союза и т.п. При этом никто не может принуждаться к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право на организацию и участие в собрании, митинге, пикете, шествии, демонстрации – политическое право, гарантированное статьей 31 Конституции. Его содержание тесно соприкасается с правом на свободу выражения собственных мыслей и взглядов, а также с тем, что носителем суверенитета является многонациональный народ России. Данное право означает, что каждый человек вместе с другими людьми вправе организовывать массовые мероприятия для выражения своего мнения по общественным или политическим вопросам. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право граждан на участие в управлении делами государства лично или непосредственно – политическое право, гарантированное статьей 32 Конституции. Его содержание сводится к тому, что каждый гражданин России имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также на участие в референдуме. Между тем, этим правом не обладают граждане, признанные в судебном порядке недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане России также вправе участвовать в отправлении правосудия – суд присяжных заседателей, суд арбитражных заседателей. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право граждан направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления обращения (предложения, заявления, жалобы) – политическое право, гарантированное статьей 33 Конституции. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право невыдачи – политическое право, гарантированное статьей 61 Конституции. В соответствии с указанным положением гражданин России не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству. При этом Россия обеспечивает покровительство своим гражданам, находящимся за рубежом (например, в рамках реализации программы переселения в Россию соотечественников за рубежом). Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право иметь гражданство иностранного государства – политическое право, гарантированное статьей 62 Конституции. Гражданин России имеет возможность наряду с гражданством России получить гражданство иного государства, наличие гражданства иного государства не умаляет его прав и свобод, не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законом или международным договором. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право получения политического убежища иностранными гражданами и лицами без гражданства – политическое право, гарантированное статьей 63 Конституции. Иногда случается так, что иностранные граждане или лица без гражданства вынуждены покинуть государство, гражданами которого они являются или, где постоянно или преимущественно проживают, вследствие их преследования за политические убеждения, а также за действия, которые не признаются в России преступлениями. В таком случае Россия вправе принять таких лиц в качестве беженцев. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Экономические права закрепляют возможность человека участвовать в экономических процессах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности – экономическое право, гарантированное статьей 34 Конституции. Данное право предполагает возможность лица по своему собственному разумению распоряжаться своими способности. Каждый вправе сам определять, каким образом извлекать доход. Кто-то предпочитает открывать собственное дело, а для кого-то предпочтительнее отправляться на работу к другому лицу – осуществлять трудовую деятельность. Конституция также запрещает такую экономическую деятельность, которая направлена на монополизацию или недобросовестную конкуренцию. Это означает, что не допускается концентрирование в руках одного лица или организации исключительной возможности по производству товаров, проведению работ и предоставлению услуг. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право частной собственности – экономическое право, гарантированное статьями 35 и 36 Конституции. Данное право предусматривает возможность любого владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто и ни при каких условиях не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Необходимо иметь в виду, что осуществление правомочий собственности в отношении земельных участков и жилых помещений претерпевает множеством ограничений, установленных жилищным, земельным и природоохранным законодательствами. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Социальные права – это такие права и свободы, которые обеспечивают человеку достойную жизнь, безопасность и направленные на возможность удовлетворения человеком своих естественных и социальных потребностей.

Право на свободный труд – социально-экономическое право, гарантированное статьей 37 Конституции. Данное право указывает на возможность каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду. Каждый вправе самостоятельно выбирать профессию и род деятельности. Каждый вправе решать работать ему или отказаться от этого. При этом статья 37 указывает на запрет принудительного труда. Статья 37 предписывает необходимость обеспечения работодателем условий труда, обеспечивающих безопасность и отвечающих требованиям гигиены. Статья 37 также определяет, что каждый имеет право на справедливое вознаграждение без какой-либо дискриминации. Гарантируется право на отдых. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право на защиту детства, материнства и отцовства – социальное право, гарантированное статьей 38 Конституции. Данное право предполагает, что, во-первых, родители имеют право и обязаны заботиться о своих детях. Во-вторых, федеральное законодательство устанавливает различного рода льготы и пособия, которые связаны с рождением и воспитанием детей. Помимо этого Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования создают специальные условия для наиболее благоприятного развития ребенка – строительство школ, детских садов, детских площадок. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право на социальное обеспечение – социальное право, гарантированное статьей 39 Конституции. Сущность данного права состоит в том, что каждый имеет право на льготы и пособия, связанные с болезнью, инвалидностью, возрастом, потерей кормильца, связанные с воспитанием детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право на жилище – социальное право, гарантированное статьей 40 Конституции. Его содержание состоит в том, что государство и муниципальные образования организуют жилищную политику, иными словами, содействуют жилищному строительству, устанавливают программы приватизации, предоставляют малоимущим и нуждающимся в жилище гражданам жилище бесплатно или за разумную плату из государственного или муниципального жилищного фондов. Право на жилище в целом не может быть ограничено. Однако гарантии, связанные с предоставлением жилья на льготных условиях, а также с реализацией государственных программ, могут быть ограничены, но только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь – социальное право, гарантированное статьей 41 Конституции. Данное право предполагает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских организациях должна оказываться бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. При этом государство обязано своевременно и в полном объеме доводить до населения сведения, которые содержат информацию об обстоятельствах, угрожающих жизни или здоровью людей (вспомним, к чему привело достаточно долгое умалчивание о трагедии в Чернобыле в 1986 году). Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право на благоприятную окружающую среду – социальное право, гарантированное статьей 42 Конституции. Каждый обязан сохранять окружающую среду, беречь природу. Данное право также предполагает необходимость органов государственной власти и местного самоуправления своевременно предоставлять достоверную информацию о состоянии окружающей среды и проводить специальные природоохранные мероприятия. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право на образование – социальное право, гарантированное статьей 43 Конституции. Данное право предполагает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего и среднего профессионального образования в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии. При этом основное общее образование (9 классов) является обязательным. Родители и лица, их заменяющие, обязаны обеспечивать получения детьми основного общего образования. Государство устанавливает специальные государственные стандарты образования и оказывает поддержку в реализации различных форм образования и самообразования. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Культурные права – это такие права, которые предоставляют человеку возможность самореализации в научной, творческой, технической и иных сферах. Данный комплекс прав призван обеспечивать реализацию высших человеческих потребностей – потребностей в самореализации.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания – культурно-личныеправа, гарантированные статьей 28 Конституции. Свобода совести предполагает возможность человека иметь любые убеждения. Свобода вероисповедания предполагает возможность людям исповедовать и практиковать любую религию (например, отправлять религиозные культы). Данное право не подлежит ограничениям, ни при каких обстоятельствах.

Право на свободу мысли и слова – культурное право, гарантированное статьей 29 Конституции. Его содержание сводится к возможности свободно выражать свои мысли вовне, а также к возможности свободно искать, получать, хранить и передавать информацию любым законным способом. Также статья 29 гарантирует свободу средств массовой информации. Цензура запрещается. Статья запрещает пропаганду или агитацию возбуждения социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды. Также никто не может быть принужден к выражению своих мнений или к отказу от них. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания – культурно-социальное право, гарантированное статьей 44 Конституции. Данное право означает, что каждый вправе свободно распоряжаться своим творчеством и свободно участвовать в культурной жизни общества. При этом результаты творческой (интеллектуальной) деятельности получают охрану со стороны государства. Помимо права также предусмотрена обязанность каждого заботиться о сохранении историко-культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как мы видим, Конституция провозглашает основные права человека. Следует обратить внимание, что ряд из них не может быть ограничен ни при каких условиях. Данное требование в большинстве своем относится к личным правам, многие из которых не могут быть ограничены, ни при каких обстоятельствах, поскольку данные права сопровождают человека от его первого до последнего вздоха. Вместе с тем политические, экономические, социальные и культурные права могут быть ограничены, поскольку их появление во многом связано или со зрелостью человека (право избирать и быть избранным) или с тем, что отсутствие разумных ограничений может породить массу злоупотреблений (право на свободу собраний, митингов, шествий и пикетирований). Когда речь идет об ограничениях, необходимо иметь в виду, что ограничения могут быть введены только федеральным законом и только в целях защиты конституционного строя, нравственности, жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции).

Несмотря на то что рассматриваемый нами институт носит наименование «Прав и свобод», Конституция указывает на ряд конституционных обязанностей:

1) обязанность соблюдать законы Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Конституции);

2) обязанность заботиться о своих несовершеннолетних детях (часть 2 статьи 38 Конституции);

3) обязанность заботиться о своих нетрудоспособных нуждающихся родителях (часть 3 статьи 38 Конституции);

4) обязанность беречь культурно-историческое наследие народов России (часть 3 статьи 44 Конституции);

5) обязанность платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции);

6) обязанность сохранять окружающую среду (статья 58 Конституции);

7) обязанность защищать Отечество (часть 1 статьи 59 Конституции).

Неоднократно нами отмечалось, что Россия является федеративным государством. Огромные пространства России, многонациональность и многоконфессиональность российского народа предопределили необходимость выстраивания российского государственного устройства именно по пути федерализма.

Институт российского федерализма наряду с Основами конституционного строя и Правами и свободами человека и гражданина является институтом общей части конституционного права.

Для начала вспомним, что собой представляет федерализм.

Федерализм – это система принципов взаимоотношений между федеральным государством и его субъектами, построенная на разграничении предметов ведения и полномочий между ними. Таким образом, федерализм обладает рядом специфических признаков.

Признаки федерализма
Наличие федерального государства (центр) и субъектов федерации (периферия)   Политико-правовые отношения Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным государством и его субъектами

Таблица 73. Признаки федерализма

Как уже было отмечено в общей теории государства, разделение территории единого государства на определенные территориальные единицы предполагает возможность существования различных видов форм государственного устройства. Прежде всего, такое деление может породить либо унитарные государства, либо федерации. Последние отличаются от унитарных государств тем, что такое деление подразумевает не просто механическое разделение всей территории на определенные административные единицы, а подразумевает наделение таких единиц особыми полномочиями. Такие территориальные единицы, обладающие своими собственными правами, именуются субъектами федерации. По этой причине для каждой федерации характерно наличие федерального государства (центра) и множества субъектов, входящих в его состав (периферия).

Федерализм это не просто мертвое закрепление предметов ведения и полномочий центра и периферии. Федерализм подразумевает определенные отношения между государством и его субъектами. Такие отношения являются конституционно-правовыми и носят политический оттенок. Данные отношения могут строиться вокруг, например, проведения одним из субъектов определенной жилищной политики совместно с государством. В данном примере возникают «партнерские» отношения между центром и периферией. Другим примером, может послужить превышение субъектом своих полномочий. Иногда бывает так, что субъект действует, принимает нормативные акты, выходя за пределы, предоставленные ему федеральным государством. Например, в ведении Российской Федерации находится уголовное законодательство. Если субъект предпримет попытки установления своими актами уголовной ответственности за какие-либо деяния, то такой акт является юридически ничтожным и не подлежит применению.

Выше было сказано, что федеральное государство наделяет свои территориальные единицы определенными полномочиями, то есть, по сути, таким образом «вдыхает в них правовую жизнь». Наделения определенными полномочиями именуется разграничением предметов ведения и полномочий между федеральным государством и субъектами. Например, Российская Федерация четко устанавливает, какие вопросы подлежат решению исключительно ей самой, какие вопросы надлежит решать совместно с субъектами, а какие вопросы должны решать только субъекты без вмешательства Федерации.

Российская Федерация является конституционной, симметричной и национально-территориальной федерацией.

Черты российского федерализма
Конституционная федерация Симметричная федерация Национально-территориальная федерация

Таблица 74. Черты российского федерализма

Россия – конституционная федерация. Ранее неоднократно отмечалось, что федерации в зависимости от способа их образования бывают договорными или конституционными. Договорные федерации в своей основе имеют соглашения, договоры об ограничении суверенитета будущих субъектов в пользу федерального государства (классическим примером являются США).

Несмотря на то что существует Федеративный договор, который закрепил основы федеративного устройства современной России, Российскую Федерацию не следует считать договорной федерацией. Проблема заключается в том, что те субъекты, с которыми был заключен Федеративный договор, не являлись суверенными государствами, а являлись государствами, которые некогда входили в состав РСФСР.

Россия – симметричная федерация. Федерации бывают симметричными и асимметричными. Симметричность федераций предполагает, что все субъекты равноправны между собой и во взаимоотношениях с центром. Асимметричная федерация по своему смыслу очень близко стоит с таким видом сложного государственного устройства как империя. Отличие асимметричной федерации от империи заключается в том, что империя, как правило, создает колонии, ограничение суверенитета которых производится не в добровольном порядке (как у федераций), а в принудительном (путем захвата). Несмотря на то что в отличие от других субъектов Федерации республики вправе иметь свой государственный язык, это не колеблет симметричности федерации, поскольку не оказывает политико-правовые преимущества республикам перед остальными субъектами.

Россия – национально-территориальная федерация. Разделение территории федерации может основываться на территориальном или национальном признаке. При территориальном делении все субъекты делятся в зависимости от экономического, социального или иного критерия (например, Германия). При национальном делении все субъекты делятся в зависимости от проживающих на определенных территориях нациях (например, территория СССР состояла из территорий союзных республик). Российская Федерация, являясь государством многонациональным, в своем составе имеет субъекты, которые разделены как по территориальному принципу (края, области, города федерального значения), так и по национальному (автономная область, автономный округ, республика).

Территория Российской Федерации состоит из территорий ее субъектов, территориального моря и воздушного пространства над ними.

Государственным языком России является русский язык, однако республики вправе устанавливать свои собственные государственные языки, которые могут употребляться в республиках наряду с русским.

Вся территория Российской Федерации состоит из территорий субъектов. В настоящее время Российская Федерация состоит из 83 равноправных субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Федеративное устройство Российско

double arrow