Статус судьи Конституционного Суда РФ

Судьи Конституционного Суда РФ имеют общий и специальный конституционно-правовой статус. С одной стороны, на них распространяются нормы законодательства о статусе всех судей в Российской Федерации[7]; с другой – особенности правового положения судей именно Конституционного Суда РФ регулируются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», рядом иных нормативных правовых актов. При расхождении общих и специальных норм применению подлежат последние из них.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 32) граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия. Приведенная норма, в числе прочего, означает, что каждый гражданин при определенных обстоятельствах вправе претендовать на замещение должности судьи. Судебный корпус в современной России в целом весьма многочислен, поэтому право на участие в конкурсе на замещение должностей судей осуществимо для сравнительно широкого круга соискателей, удовлетворяющих необходимым квалификационным требованиям.

Применительно к вопросу о замещении должности судьи Конституционного Суда РФ приведенное рассуждение относится не в полной мере. Чтобы стать судьей Конституционного Суда РФ, нужно иметь высокий авторитет, широкую известность, заслуженность и признание. Инициатива назначения судей Конституционного Суда РФ принадлежит Президенту РФ. Конечно, можно предположить самостоятельное обращение гражданина, удовлетворяющего необходимым квалификационным требованиям, в адрес главы государства с предложением назначить его судьей Конституционного Суда РФ и последующее обжалование бездействия Президента РФ в суд со ссылкой на ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

Но такой метод реализации права гражданина на участие в отправлении правосудия вряд ли можно считать перспективным. Во-первых, квалификационные требования к судьям Конституционного Суда РФ включают в себя ряд оценочных категорий, которые вправе использовать Президент РФ при решении вопроса о возбуждении соответствующей инициативы перед Советом Федерации. Во-вторых, предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами или депутатами палат Федерального Собрания, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (ч. 1 ст. 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»)[8].

Право граждан на равный доступ к замещению должностей судей Конституционного Суда РФ ограничивается рядом юридических оснований, допустимых по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. К ним относятся: возрастной ценз (судья должен быть не моложе 40 и не старше 70 лет); нравственный ценз (безупречная репутация); профессионально-квалификационный ценз (наличие высшего юридического образования, стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанной высокой квалификации в области права); ценз несовместимости статуса.

Несовместимость статуса предполагает перечисление в законе занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда РФ. Соответствующие запреты затрагивают иные виды профессиональной и общественной деятельности, а также предполагают ряд ограничений права на представительство и права на свободу выражения мнения. Судья Конституционного Суда РФ не может быть депутатом, занимать или сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику. Ему запрещено осуществлять иную оплачиваемую деятельность, кроме преподавательской, научной и другой творческой работы, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи. Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в органах власти, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ до принятия решения по этому вопросу (правило «sub judice»).

Весьма подробные запрещающие нормы характерны для политической деятельности судей Конституционного Суда РФ. Им не разрешается принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях или избирательных кампаниях, вести политическую пропаганду и агитацию, даже присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений. Политическая деятельность в какой бы то ни было форме судьям Конституционного Суда РФ воспрещена. Это необходимо потому, что большинство споров в Конституционном Суде РФ имеет политический характер, а политическая ангажированность судьи могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность.

Другими важными гарантиями независимости и беспристрастности судей Конституционного Суда РФ являются принципы их несменяемости и неприкосновенности. Каждый из названных принципов представляет собой общее правило, из которого допускаются определенные исключения. Принципы несменяемости и неприкосновенности нельзя трактовать в качестве абсолютных, не подлежащих ограничениям ни по каким основаниям. Напротив, они имеют относительный характер.

Несменяемость как общее правило предполагает, что после назначения лица на должность судьи Конституционного Суда РФ он продолжает исполнять свои обязанности вплоть до достижения им возраста 70 лет. Однако при наступлении определенных обстоятельств полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены или прекращены.

Основаниями для приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ являются, во-первых, возбуждение уголовного дела либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; во-вторых, временная неспособность по состоянию здоровья выполнять судейские обязанности. Решение Конституционного Суда РФ о приостановлении полномочий судьи принимается не позднее месяца со дня выявления соответствующих оснований. Если полномочия судьи приостановлены, он не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда РФ, направлять официальные документы и истребовать информацию. Во всем остальном статус судьи сохраняется: ему продолжается выплата заработной платы, действуют льготы и гарантии. После отпадения оснований к приостановлению полномочий судьи Конституционного Суда РФ данный орган принимает решение о восстановлении полномочий судьи.

Если институт приостановления полномочий судьи по своей юридической природе является обратимым, то прекращение полномочий влечет за собой открытие вакансии и последующее замещение должности иным лицом. Даже если впоследствии будет доказано, что полномочия судьи были прекращены незаконно и необоснованно, это не даст оснований для прекращения полномочий вновь назначенного судьи и восстановления прежнего судьи в его правах и статусе.

Круг оснований для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ является более широким. В одних случаях решение о прекращении полномочий принимает Совет Федерации как орган, назначивший судью на должность, в других – право принятия решения принадлежит непосредственно Конституционному Суду РФ. Кроме того, имеется ряд обстоятельств, при которых для прекращения полномочий судьи необходима сначала воля квалифицированного большинства судей Конституционного Суда РФ, а затем решение Совета Федерации.

По решению Совета Федерации полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду нарушения порядка его назначения на должность. Если судья достиг возраста 70 лет, подал личное письменное заявление об отставке, утратил гражданство РФ, был признан в установленном порядке недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим или в действительности умер – решение о прекращении его полномочий принимается Конституционным Судом РФ. Тот же порядок характерен для случая вступления в законную силу обвинительного приговора суда общей юрисдикции, вынесенного в отношении судьи Конституционного Суда РФ.

Если же судья Конституционного Суда РФ, во-первых, совершил проступок, порочащий честь и достоинство судьи; во-вторых, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ продолжал занятия или совершал действия, не совместимые с его должностью, в-третьих, не принимал участия в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонялся от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, – процедура прекращения его полномочий выглядит иначе. Исключительным правом инициативы решения данного вопроса перед Советом Федерации обладает Конституционный Суд РФ, причем последний должен выразить свою волю большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судьи Конституционного Суда РФ, по общему правилу, являются неприкосновенными. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за выраженное мнение при отправлении конституционного правосудия. Исключение составляет факт преступного злоупотребления своими полномочиями. За совершение дисциплинарного проступка по решению Конституционного Суда РФ на судью может быть наложено взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий. Процедура привлечения судей Конституционного Суда РФ к уголовной ответственности регулируется ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Возбуждение уголовного дела или привлечение судьи Конституционного Суда РФ в качестве обвиняемого возможно по решению Председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ с согласия Конституционного Суда РФ, причем Конституционный Суд РФ обязан мотивировать такое решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: