Задание № 3 Теоретический вопрос

Характеристика рынка олигополии

 

Термин «олигополия» происходит от слов греческого происхождения - oligos (несколько) и poleo (продаю).

Олигополия – эторыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как «рынок немногих» или «конкуренцию немногих». Основные характеристики олигополистического рынка представлены на рисунке 1.

 

 

Олигополистический рынок
Дифференцированный продукт- дифференцированная олигополия
Однородный продукт- чистая олигополия
Степень замещения продукции

Ограниченное количество фирм
Значительная доля каждого продавца
Ограниченный доступ в отрасль

Наличие стратегического поведения

 


Рис. 1 - Характеристики олигополистического рынка

 

Наиболее значимыми характеристикамиолигопольного рынка являются:

-Небольшое количество фирм в отрасли.

Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий - характерный признак олигопольного рынка.Крупный размероподавляющей части предприятий-олигополистов- следствие их немногочисленности на рынке.

Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую частьрыночного спроса.

Принципиальнымследствием небольшого количества фирмна рынке являются ихособые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве междупредприятиями. В отличие отсовершенной конкуренцииили чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм являетсяключевой характеристикой олигополии ираспространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

Если объемная перекрестная эластичность спроса равна или близка к нулю (как это имеет место при совершенной конкуренции и при чистой монополии), то отдельный производитель может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия. И напротив, чем выше коэффициент эластичности, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. При олигополииEq>0, однако его точная величина зависит от специфики рассматриваемой отрасли и конкретных рыночных условий.

-Однородность или дифференцированность продукта.

Тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным.

Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.

Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам), так и мнимой (фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция считается дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.

-Степень влияния на рыночные цены.

Степень влияния фирмы на рыночные цены, или ее монопольная власть высока, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии.

Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек.

-Барьеры.

Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен.При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.

Длямедленно растущихолигопольныхрынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительныйэффект масштаба производства, благодаря которому минимальныесредние издержкидостигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.

Длямолодых развивающихся олигопольных рынковвозможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: