Стратегическоеповедение фирм: основные модели

 

Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист:

-не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;

-не имеет заданной кривой предельного дохода (также, как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);

-не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);

-не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

Взаимодействие продавцов на рынке олигополии представлено на рисунке 2.

Олигополия

 


Олигополистическое взаимодействие
Кооперативные стратегии
Конкурентное поведение
Некооперативные стратегии
Стратегическое поведение

Принятие решений с учетом реакции

 

 


Типы стратегий

 

 

 


Монопольное поведение

 

 


Рис. 2 - Взаимодействие продавцов на рынке олигополии

Многообразие форм поведения олигополийи особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количестваразнообразных моделей олигополии. Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное изображение олигопольного рынка.

Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники:кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.

При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая всговорили согласуя свои действия каким-либо другим способом.При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.

Если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию - по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.

Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:

-тайные соглашения;

-молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);

-передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.

Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне:

-вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;

-нестабильность отраслевого спроса;

-технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;

-изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;

-крайняя дифференциация продукции;

-частое изменение продукции;

-появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.

Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.

Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.

Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.

К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции при олигополии относят:

-усиление дифференциации продукции;

-рост качества обслуживания покупателей;

-качество и технические характеристики самого изделия;

-условия;

-стиль и дизайн;

-долговременность использования и срок гарантии;

-реклама и стимулирование сбыта;

-расширение номенклатуры продукции.

Основными моделями олигополистического поведения являются модели Курно, Штакельберга и Бертрана. При использовании любой модели стратегического поведения фирмы должно быть достигнуто рыночное равновесие.

Джон Нэш доказал существование такого равновесия в смешанных стратегиях в любой конечной игрес любым числом игроков.

Равнове́сиеНэ́ша - так называется набор стратегий в игре для двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив свою стратегию, если другие участники своих стратегий не меняют.

Модель Курно - модель равновесия в условиях некооперированнойолигополии.Основная задача модели - определить при каком объеме выпуска обе фирмы достигают равновесия.Равновесием Нэша в этой системе являются объемы выпуска.

Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:

-на рынкедействуетфиксированноечислоN> 1 фирм, производящиходнородныйтовар;

-каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объемпроизводства конкурента постоянными.

-вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют;

-фирмы обладают рыночной властью;

-фирмы конкурируют, одновременно выбирая объемы производимых товаров;

-фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации.

ОбщееколичествофирмнарынкеNпредполагаетсяизвестнымвсемучастникам.Каждаяфирма,принимаясвоерешение,считаетвыпускостальныхфирмфиксированным. Функции издержекфирммогутбыть различны и такжепредполагаютсяизвестнымивсемучастникам.

Функцияспросапредставляетсобойубывающуюфункциюотцены товара.Рыночнаяценатовараустанавливается в результате равенства спроса суммарному объему выпуска.

Каждая фирма стремится к максимизации прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того, какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурента принимается как заданная величина). Например, если фирма 1 полагает, что возможный объем выпуска фирмы 2 равен нулю (т.е. она является единственным производителем и спрос на ее продукцию совпадает с рыночным спросом), то она производит в точке оптимума один объем. Если возможный объем выпуска фирмы 2 будет больше, то фирма 1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию фирмы 2), т.е. произведет в точке оптимума несколько меньше. И, наконец, если фирма 1 полагает, что ее конкурент покрывает все 100% рыночного спроса, ее оптимальный выпуск будет равен нулю.

Таким образом, оптимальный объем производства фирмы 1 будет меняться в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем выпуска фирмы 2.

Модель Штакельберга.

Модель Курно при всех своих достоинствах, с момента своего появления вызвала немало критики. Данную модель обвиняли в чрезмерной упрощенности и нереалистичности ее исходных допущений, поскольку в модели Курно:

-олигополисты не предполагают возможность изменения объемов выпуска своих конкурентов;

-поведение фирм на рынке совершенно одинаково (симметрично). Между тем на практике олигополисты могут придерживаться различных типов поведения.

Модельасимметричной олигополиибыла предложена немецким экономистом Г. фон Штакельбергом. Эта модель развивает идеи Курно. Так же, как и в модели Курно каждое предприятие выбирает оптимальный объем производства, но Штакельберг выдвигает новую гипотезу: на рынке могут существовать дуополист-лидер и дуополист-последователь.

Последователь придерживается предположения Курно, он принимает решения об оптимальном объеме выпуска в соответствии со своей кривой реакции, полагая объем выпуска конкурента заданным и приспосабливая свое производство к этому объему.

Лидер, напротив, играет доминирующую роль на рынке. Он понимает, что другая фирма ведет себя как последователь, и зная кривую реакции этой фирмы, принимает свои решения об объеме выпуска по сути, как монополист.

Сравнение равновесия Курно и равновесия Штакельберга показывает, что позиция фирмы-лидера более предпочтительна, чем в симметричной ситуации модели Курно, однако если обе фирмы стремятся стать лидерами.

Это ведет к агрессивной конкуренции и ценовой войне, которая может привести к снижению цен до конкурентного уровня и будет продолжаться до тех пор, пока одна из фирм не откажется от своих притязаний.

Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану - модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.

Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана.

В модели приняты следующие предположения:

-на рынке имеется по меньшей мере две фирмы, производящие однородный продукт;

-фирмы ведут себя некооперативно;

-предельные издержки (MC) фирм одинаковы и постоянны;

-функция спроса линейна;

-фирмы конкурируют, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают её независимо и одновременно;

-после выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию;

-если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар;

-если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях.

Модель статична (рассматривается принятие решения в единичный момент времени).

Предположение о ценовой конкуренции означает, что фирмы могут легко изменять объем выпуска продукции, однако изменить цену после выбора очень трудно или невозможно.

Модель Бертрана имеет два разумных исхода:

-кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей;

-конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек.

В несимметричном случае, когда одна из фирм имеет более низкие предельные издержки (например, при использовании лучшей технологии производства), она может устанавливать цену ниже предельных издержек конкурента и получить весь рынок. Это явление получило название «предельного ценообразования».

Результатом выбора различных стратегий поведения фирмами являетсяравновесие Нэша, представляющее собой пару цен (p1, p2) от которых невыгодно отклоняться ни одной фирме. Оно может быть найдено как точка пересечения кривых наилучших ответов. В этой точке p1 = p2 = MC, т.е. обе фирмы устанавливают свои цены равными предельным издержкам.

 

 


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: