Цель занятия –
Изучение категории форма государства и ее элементов – форма правления, форма государственного устройства, политический режим; формирование представления об особенностях формы государства современной России; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий);
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Форма государства: понятие и ее структурные элементы.
2. Форма государственного правления: понятие и виды.
3. Монархия: понятие и виды.
4. Республика: понятие и виды.
5. Форма государственного устройства: понятие и виды.
6. Унитарное государство
7. Федерация и конфедерация.
8. Форма политического режима: демократическое и антидемократическое государство.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Произведите сравнение и установите соотношение между видами монархии. Результаты оформите в виде следующей таблицы:
Вопросы для сравнения | Виды монархии | ||
Абсолютная | Дуалистическая | Парламентарная | |
Принадлежность законодательной власти | |||
Осуществление исполнительной власти | |||
Современные страны |
Задание 2.
|
|
Сравните президентскую, парламентскую и смешанную формы республик. Ответ оформите в виде таблицы.
Вопросы для сравнения | Виды республик | ||
президентская | смешанная | парламентская | |
Порядок избрания президента | |||
Порядок образования правительства | |||
Ответственность правительства | |||
Наличие поста премьер-министра | |||
Объем полномочий президента | |||
Современные государства |
Задание 3. Сравните унитарное, федеративное государства и конфедерацию. Ответ оформите в виде таблицы.
Вопросы для сравнения | Формы государственного устройства | ||
унитарное государство | федерация | конфедерация | |
Территория | |||
Статус административно-территориальных единиц | |||
Государственный аппарат | |||
Гражданство | |||
Правовая система | |||
Судебная система | |||
Налоговая система | |||
Современные государства |
Задание 4.
Задание выполняется повариантно.
Вариант № 1. Какой признак влияет на классификацию государств по формам государственного правления? Кто или что может ограничивать власть монарха? Какой признак влияет на классификацию республик на президентскую и парламентскую? Что характерно для того или иного вида республик?
Вариант №4. Что отличает демократию от антидемократического государственного режима? Какие виды демократического и антидемократического государственного режима можно выделить?
|
|
Тема 6. Механизм государства
Цель занятия –
Изучение категории механизм государства и его элементов; формирование представления об особенностях государственного развития России; усвоение основных идей теории разделения властей в государстве; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам)
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие механизма государства и его отличительные черты.
2. Государственные органы: понятие, признаки и классификация.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Проблемно-практическое задание к теме:
Представить в графическом виде структуру механизма современного Российского государства.
Тема 7. Государство и политическая система общества
Цель занятия –
Изучение категории политическая система общества, и ее структурных элементов; формирование представления о роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий);
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Политическая система общества: понятие, элементы и типы общественно-политической организации.
2. Место и роль государства в политической системе общества.
3. Государство и политические партии: формы взаимодействия.
4. Государство и религия.