Тема 12. Правосознание и правовая культура

Цель  занятия –

Изучение категорий «правовое сознание», «правовая культура», формирование представлений о  понятии и формах правового воспитания, как процесса формирования правового сознания и правовой культуры; о видах деформации правосознания (правовой нигилизм, правовой идеализм и пр.) и способах их преодоления; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях;

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Правосознание: понятие, функции и виды.

2. Структура (элементы) правосознания.

3. Правовая культура и роль права в формировании правовой культуры.

4. Правовое воспитание.

5. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Индивидуальные задания для студентов

Задание 1.

Проблемно-практические вопросы к теме:

1. Подберите какой-либо материал из средств массовой информации о проблемах правосознания и правовой культуры общества.

2. Выделите основные задачи в области правового воспитания граждан РФ и возможные пути их решения.

Тема 13. Норма права

Цель занятия –

Изучение категории «норма права», уяснение вопросов о признаках, разновидностях, классификации юридических норм, формирование представлений о  способах изложения правовых норм в нормативных актах; о многообразии точек зрения в юридической науке по вопросу о структуре нормы права; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях;

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Норма права: понятие и признаки.

2. Классификация норм права.

3. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция.

Индивидуальные задания для студентов

Задание 1.

Проблемно-практические вопросы к теме:

1. Используя справочно-информационную систему «Консультант+» или «Гарант», подберите и проиллюстрируйте конкретными примерами существующую в теории права классификацию правовых норм.

2. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст.224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использование другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет».

3. Можете ли вы привести пример из Уголовного кодекса абсолютно-определенной санкции?

4. К какому виду (разрешающему, запрещающему, представительно-обязывающему) относятся следующие нормы Конституции РФ?

а) ч.2 ст.6: «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные в Конституции РФ»;

б) ч.2 ст.45: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»;

в) ч.4 ст.109: «Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации».

Тема 14. Формы (источники) права

Цель занятия -

Изучение категории «формы (источники) права», формирование представлений об основных видах источников права, о системе источников права в России; уяснение вопроса о действии нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях;

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие источника права. Основные формы права.

2. Правовой обычай.

3. Правовой прецедент.

4. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и классификация.

5. Закон как высший нормативно-правовой акт.

6. Подзаконные нормативные акты: понятие и классификация.

7. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

8. Нормативный договор.

Индивидуальные задания для студентов

Задание 1.

Проблемно-практические вопросы к теме:

1. Конституция является основным законом государства. Почему?

2. Гражданин К. вместе с гражданином Н. занимались в 1983 г. скупкой и перепродажей валюты с целью наживы. Гражданин Н. был арестован в этом же году и привлечен к уголовной ответственности по ст. 88 УК РСФСР. Гражданин К. скрывался и был арестован только в 1994г., когда данная статья вообще была исключена из Уголовного кодекса (декриминализирована) Следователь заявил о том, что намерен возбудить уголовное дело, так кА в момент совершения валютных операций данная статья действовала. Правомерно ли подобное заявление? Прокомментируйте его.

3. В 1979г. в Кении умер известный адвокат С.М.Отинно, родившийся в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г.Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако семья Луо этому воспрепятствовала и потребовала совершить похороны по местному обряду в другом месте. Кроме этого возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал семье Луо в претензиях. Апелляционный же суд признал основные требования старейшин племени. На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие – апелляционный суд? Дайте развернутый комментарий проблемы.

4. Дайте аргументированный ответ на вопрос: какие источники влияют на формирование современного российского права?

Тема 15. Правотворчество.

Цель занятия –

Изучение категории «правотворчество», формирование представлений об основных видах и принципах правотворчества, о понятии и стадиях законотворческого процесса; уяснение вопроса о юридической технике и ее значении для правотворчества и систематизации нормативных актов; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях;

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Правотворчество: понятие и способы.

2. Нормотворчество и законотворчество.

3. Стадии законотворчества.

4. Юридическая техника.

5. Систематизация права: понятие и основные виды.

Индивидуальные задания для студентов

Задание 1.

Проблемно-практические вопросы к теме:

1. Назовите виды правотворчества и субъектов, осуществляющих правотворчество.

2. Что такое «законодательная инициатива»? В чем выражается верховенство закона?

3. Составьте схему:

Стадии правотворчества Содержание стадий правотворчества

4. Понятие юридической техники и ее составные части. Язык правовых актов.

Тема 16. Система права.

Цель о занятия –

Изучение системы права и ее основных элементов – институтов, отраслей, подотраслей права, формирование представления о предмете и методе правового регулирования как основаниях деления норм права на отрасли, о  соотношении и взаимосвязи системы права и системы законодательства; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях;

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие системы права, основные структурные элементы системы права.

2. Отрасль права. Основные отрасли права.

3. Материальные и процессуальные отрасли права.

4. Система публичного и частного права.

5. Институт права.

6. Система законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: