Цель занятия –
Изучение основ теории правоотношений, формирование представлений о признаках, предпосылках возникновения, об основных видах правоотношений; изучение вопросов о понятии и видах объектов, субъектов правоотношений, юридических актах; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Правоотношение: понятие, признаки, виды и структура.
2. Объекты и субъекты правоотношений.
3. Классификация субъектов правоотношений.
4. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений.
5. Содержание правоотношений: субъективные права и юридические обязанности.
6. Юридические факты: определение и классификация.
Индивидуальное задание для студентов
Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Вчем специфика правовых отношений по сравнению с иными видами отношений в обществе? Каковы роль и место правовых отношений в системе общественных отношений?
2. Охарактеризуйте особенность абсолютного правоотношения в отличии от относительного. Охарактеризуйте объект правоотношения.
|
|
3. Раскройте содержание понятия «субъект правоотношений». Укажите основные виды субъектов правоотношений и дайте каждому из них характеристику.
4. Имеет ли значение разделение правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц? Если «да», то в чем это разделение проявляется?
Тема 18. Реализация права
Цель занятия –
Изучение категории «реализация права», формирование представлений об основных формах реализации права, о правоприменительной деятельности, как особой форме реализации правовых нор; уяснение вопроса о понятии, структуре и видах актов применения права, юридических коллизиях и пробелах в праве; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие реализации права.
2. Формы реализации права: исполнение, использование, соблюдение.
3. Применение как особая форма реализации права. Стадии применения права.
4. Пробелы в праве.
5. Аналогия права и аналогия закона.
6. Коллизии правовых норм. Способы решений коллизий.
7. Юридические пределы действия нормативных актов: по предмету, во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Тема 19. Толкование права
Цель занятия –
Изучение понятия толкования права, формирование представлений таких разновидностях толкования права, как: официальное и неофициальное, буквальное, распространительное и ограничительное, грамматическое, логическое, телеологическое и пр.; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях
Вопросы, выносимые на обсуждение:
|
|
1. Толкование права: общее понятие.
2. Стадии толкования права.
3. Способы толкования права. Официальное и неофициальное толкование права.
4. Результат толкования права.
Индивидуальное задание для студентов
Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте приемы уяснения воли законодателя. Перечислите всех, кто может дать официальное разъяснение правовых норм.
2. Назовите и раскройте виды толкования по способам (приемам), по степени обязательности и субъектам. Что такое распространительное толкование? Что следует понимать под ограничительным толкованием?
3. К какому виду юридического толкования (казуальному, аутентическому, нормативному, доктринальному, обыденному) относятся:
а) рекомендации адвоката клиенту по вопросам наследования;
б) разъяснения о подоходном налоге в инструкции;
в) комментарий научных работников по вопросу привлечения экспертов к судебным расследованиям;
г) разъяснение судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела;
д) разъяснение, данное Правительством Москвы по поводу принятого им постановления?
6. Какие разъяснения закона (вид толкования) вправе давать Верховный Суд РФ?
Тема 20. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
Цель занятия –
Изучение таких правовых категорий как: правонарушение, юридический состав правонарушения и его элементы, юридическая ответственность; формирование представления о целях и принципах юридической ответственности, об обстоятельствах, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность, о многообразии точек зрения в юридической науке по вопросу о видах юридической ответственности; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Правовое и правомерное поведение.
2. Признаки и виды правомерного поведения.
3. Правонарушение: понятие и признаки.
4. Классификация правонарушений.
5. Состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
6. Юридическая ответственность: понятие и принципы.
7. Виды юридической ответственности.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Всегда ли правонарушение является чьим-то действием? Каковы признаки, раскрывающие юридическую суть деяния, являющегося правонарушением?
2. Может ли одно и тоже действие в одной стране считаться правонарушением, а в другой – поступком, достойным подражания? Если «да», то каков критерий разграничения правомерного и неправомерного поведения?
3. Считаются ли правонарушением аморальные действия, безнравственные поступки, нарушения партийной этики и дисциплины? Является ли правонарушением отказ от использования своих прав их обладателем?
4. Что такое позитивная и ретроспективная юридическая ответственность? Каковы функции юридической ответственности?
5. Что такое казус? В чем суть презумпции невиновности?
6. Задание на становление логического ряда: исключите лишнее понятие и назовите объединяющее перечисленные термины: маргинальное поведение, конформистское, привычное, обычное, социально-активное поведение, правонарушение.
7. На железнодорожной станции произошла драка между молодыми людьми. В драке А. перочинным ножом нанес ранение в руку Б. После значительной потери крови Б. был помещен в больницу, перевязан и положен на кровать у окна до прихода врача. Сердобольная медсестра открыла форточку, чтобы пострадавшему легче дышалось. Ослабление организма от потери крови в сочетании с действием сквозняка привели Б. в результате к смерти. Итак, смерть Б. в данном случае мы рассматриваем как результат. Что, по вашему мнению, явилось причиной этого результата? Иначе говоря, кого следует привлекать к ответственности?
|
|
Задание 2.
Выполните тестовое задание
Тема 21. Механизм правового регулирования.
Цель занятия –
Изучение категории «механизм правового регулирования общественных отношений», формирование представлений о его основных элементах и стадиях; уяснение вопроса об эффективности правового регулирования и путях его повышения; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Социальный механизм действия права
2. Правовое регулирование: понятие, способы, типы.
3. Предмет правового регулирования
4. Метод правового регулирования: общее понятие и классификация методов правового регулирования.
5. Механизм правового регулирования: понятие, стадии, элементы.