Тема 17. Правоотношения

Цель занятия –

Изучение основ теории правоотношений, формирование представлений о признаках, предпосылках возникновения, об основных видах правоотношений; изучение вопросов о понятии и видах объектов, субъектов правоотношений, юридических актах; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Правоотношение: понятие, признаки, виды и структура.

2. Объекты и субъекты правоотношений.

3. Классификация субъектов правоотношений.

4. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений.

5. Содержание правоотношений: субъективные права и юридические обязанности.

6. Юридические факты: определение и классификация.

Индивидуальное задание для студентов

Задание 1.

Проблемно-практические вопросы к теме:

1.   Вчем специфика правовых отношений по сравнению с иными видами отношений в обществе? Каковы роль и место правовых отношений в системе общественных отношений?

2. Охарактеризуйте особенность абсолютного правоотношения в отличии от относительного. Охарактеризуйте объект правоотношения.

3. Раскройте содержание понятия «субъект правоотношений». Укажите основные виды субъектов правоотношений и дайте каждому из них характеристику.

4. Имеет ли значение разделение правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц? Если «да», то в чем это разделение проявляется?

Тема 18. Реализация права

Цель занятия –

Изучение категории «реализация права», формирование представлений об основных формах реализации права, о правоприменительной деятельности, как особой форме реализации правовых нор; уяснение вопроса о понятии, структуре и видах актов применения права, юридических коллизиях и пробелах в праве; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие реализации права.

2. Формы реализации права: исполнение, использование, соблюдение.

3. Применение как особая форма реализации права. Стадии применения права.

4. Пробелы в праве.

5. Аналогия права и аналогия закона.

6. Коллизии правовых норм. Способы решений коллизий.

7. Юридические пределы действия нормативных актов: по предмету, во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Тема 19. Толкование права

Цель занятия –

Изучение понятия толкования права, формирование представлений таких разновидностях толкования права, как: официальное и неофициальное, буквальное, распространительное и ограничительное, грамматическое, логическое, телеологическое и пр.; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Толкование права: общее понятие.

2. Стадии толкования права.

3. Способы толкования права. Официальное и неофициальное толкование права.

4. Результат толкования права.

Индивидуальное задание для студентов

Задание 1.

Проблемно-практические вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте приемы уяснения воли законодателя. Перечислите всех, кто может дать официальное разъяснение правовых норм.

2. Назовите и раскройте виды толкования по способам (приемам), по степени обязательности и субъектам. Что такое распространительное толкование? Что следует понимать под ограничительным толкованием?

3. К какому виду юридического толкования (казуальному, аутентическому, нормативному, доктринальному, обыденному) относятся:

а) рекомендации адвоката клиенту по вопросам наследования;

б) разъяснения о подоходном налоге в инструкции;

в) комментарий научных работников по вопросу привлечения экспертов к судебным расследованиям;

г) разъяснение судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела;

д) разъяснение, данное Правительством Москвы по поводу принятого им постановления?

6. Какие разъяснения закона (вид толкования) вправе давать Верховный Суд РФ?

Тема 20. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность

Цель  занятия –

Изучение таких правовых категорий как: правонарушение, юридический состав правонарушения и его элементы, юридическая ответственность; формирование представления о целях и принципах юридической ответственности, об обстоятельствах, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность, о многообразии точек зрения в юридической науке по вопросу о видах юридической ответственности; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Правовое и правомерное поведение.

2. Признаки и виды правомерного поведения.

3. Правонарушение: понятие и признаки.

4. Классификация правонарушений.

5. Состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

6. Юридическая ответственность: понятие и принципы.

7. Виды юридической ответственности.

Индивидуальные задания для студентов

Задание 1.

Проблемно-практические вопросы к теме:

1. Всегда ли правонарушение является чьим-то действием? Каковы признаки, раскрывающие юридическую суть деяния, являющегося правонарушением?

2. Может ли одно и тоже действие в одной стране считаться правонарушением, а в другой – поступком, достойным подражания? Если «да», то каков критерий разграничения правомерного и неправомерного поведения?

3. Считаются ли правонарушением аморальные действия, безнравственные поступки, нарушения партийной этики и дисциплины? Является ли правонарушением отказ от использования своих прав их обладателем?

4. Что такое позитивная и ретроспективная юридическая ответственность? Каковы функции юридической ответственности?

5. Что такое казус? В чем суть презумпции невиновности?

6. Задание на становление логического ряда: исключите лишнее понятие и назовите объединяющее перечисленные термины: маргинальное поведение, конформистское, привычное, обычное, социально-активное поведение, правонарушение.

7. На железнодорожной станции произошла драка между молодыми людьми. В драке А. перочинным ножом нанес ранение в руку Б. После значительной потери крови Б. был помещен в больницу, перевязан и положен на кровать у окна до прихода врача. Сердобольная медсестра открыла форточку, чтобы пострадавшему легче дышалось. Ослабление организма от потери крови в сочетании с действием сквозняка привели Б. в результате к смерти. Итак, смерть Б. в данном случае мы рассматриваем как результат. Что, по вашему мнению, явилось причиной этого результата? Иначе говоря, кого следует привлекать к ответственности?

Задание 2.

Выполните тестовое задание

Тема 21. Механизм правового регулирования.

Цель занятия –

Изучение категории «механизм правового регулирования общественных отношений», формирование представлений о его основных элементах и стадиях; уяснение вопроса об эффективности правового регулирования и путях его повышения; повторение учебного материала, усвоенного на занятиях

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Социальный механизм действия права

2. Правовое регулирование: понятие, способы, типы.

3. Предмет правового регулирования

4. Метод правового регулирования: общее понятие и классификация методов правового регулирования.

5. Механизм правового регулирования: понятие, стадии, элементы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow