Задание 1.
Заполнить таблицу
Место теории государства и права
В системе гуманитарных и юридических наук
№ | Названия наук | Общее с предметом ТГиП | Различия с предметом ТГиП |
1. | Философия | ||
2. | Экономика | ||
3. | История | ||
4. | Политология | ||
5. | Социология | ||
9. | Отраслевые юридические науки |
Задание 2.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Сгруппировать и проанализировать различные подходы, имеющие место в современной литературе, к определению предмета теории государства и права.
2. Общее и отличное теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
Задание 3.
Заполнить таблицы
Методы научного исследования,
используемые в теории государства и права
Частно-научные (специальные) методы
№ | Названия методов | Характеристика, примеры – в каких темах курса применяются |
2. | Кибернетические | |
3. | Социологически | |
и др. | ||
Частно-правовые методы
|
|
№ | Названия методов | Характеристика, примеры – в каких темах курса применяются |
1. | Правовой эксперимент | |
2. | Правовое прогнозирование | |
3. | Сравнительно-правовой | |
4. | Формально-юридический |
Задание 4.
Выполните тестовое задание (тест №1)
Тема 2. Происхождение государства и права
Цель занятия –
Изучение основных закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права; формирование представления об особенностях социальной власти и норм догосударственного периода, многообразии точек зрения в юридической науке по вопросу о причинах и формах возникновения государства, содержании, авторах, достоинствах и недостатках основных теоретических концепций по вопросу о происхождении государства и права; повторение учебного материала, усвоенного на предыдущем занятии; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий),
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Публичная власть и социальные нормы при догосударственном образовании общества.
2. Общее и особенное в возникновении государства и права: западный и восточный пути образования государства.
3. Основные теории о происхождения государства и права: теологическая теория, патриархальная теория, теория насилия, психологическая теория, договорная теория (теория естественного права), материалистическая теория.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
В настоящее время существует несколько концепций происхождения государства и права. Тезисно в письменном виде изложите суть той концепции, которую Вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей уровню современной науки и практически подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.
|
|
Задание 2.
Заполнить таблицу
Основные теории происхождения государства и права
№ | Название теории | Авторы | Содержание теории (суть) | Достоинства | Недостатки |
1. | Теологическая (божественная, религиозная) | ||||
2. | Патриархальная | ||||
3. | Теория общественного договора | ||||
4. | Теория насилия | ||||
5. | Органическая | ||||
6. | Психологическая | ||||
7. | Марксистская (классовая, социально-экономическая, историко-материалистическая) | ||||
и др. |
Задание 3.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Провести сравнительный анализ причин и факторов формирования западноевропейских, восточных и российского государств.
Доклад
Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства», глава «Варварство и цивилизация», о сущности и содержании трех крупных разделений труда.
Тема 3. Функции государства
Цель занятия -
Усвоение понятия функции государства, соотношения его с целями и задачами государства, с функциями отдельных государственных органов; формирование представления о классификациях функций государства, характеристике основных внутренних и внешних функций современного Российского государства; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий).
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие функций государства и их содержание.
2. Классификация функций государства.
3. Формы реализации функций государства: правовые и организационные.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Произведите сравнение и установите соотношение между внешними и внутренними функциями государства с постоянными и временными функциями государства. Результаты оформите в виде следующей таблицы:
Функции государства | Постоянные функции | Временные функции |
Внутренние функции | ||
Внешние функции |
Задание 2.
Определите, какие из функций государства могут быть реализованы каждой из ветвей государства. Ответ оформите в виде таблицы.
Органы государства | Вид функции государства | Суть реализации функции государства |
Законодательные | ||
Исполнительные | ||
Судебные |
Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства. Ответ оформить в виде письменного конспекта.
Тема 4. Сущность и типы государства
Цель занятия –
Изучение основных закономерностей функционирования и развития государства, исторических типов государства; формирование представления о понятии, признаках и сущности государства, о многообразии методологических подходов и позиций в современной юридической науке по данным вопросам; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам).
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Общее определение государства, его сущность и социальное назначение.
2. Признаки государства.
3. Государственная власть и ее признаки.
4. Типология и типы государства: формационный и цивилизационный подходы.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Воспользовавшись книгами по истории, подобрать факты, характеризующие тот ил иной тип государства.
|
|
2. Дать содержательное отличие между такими категориями, как «государство» и «государственность».
Задание 2.