Анализ результатов исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интерната

Мной было проведено исследование в форме анкетирования, на предмет изучения семейных установок и отношению к браку у лиц из числа

детей-сирот.

Анкетирование проводилось на базе ГБУ РК «Отделение помощи лицам из числа детей-сирот и замещающим семьям» (г. Сыктывкар Катаева, 11). В опросе участвовало 10 человек, лиц из числа детей-сирот, чей возраст находился вдиапазоне от 18 до 23 лет.

Анкета состоит из двух блоков и 20 вопросов, помогающих выявить отношение лиц из числа детей-сирот к браку и семье. Первый блок содержит в себе 17 общих вопросов, а второй - три основных вопроса. Разработчиками анкеты являются Т.А. Семенихина и Е.А. Павлова.

Для удобства интерпретации и анализа полученные данные были размещены в таблице 1, сгруппированы и обработаны.

Таблица1

№ респондента № вопроса   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1 2 1 1 2 2 2 1 2 2 2
2 - + + - - - + - - -
3 2 2 2 2 1 1 1 1 1 3
4 2 1 1 2 1 1 1 2 1 2
5 1 1 1 4 3 3 2 3 3 4
6 3 1 1 1 1 1 3 1 1 3
7 2 2 2 1 3 2 1 2 2 3
8 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1
9 2 3 3 3 1 1 2 3 1 3
10 1 3 3 1 1 3 1 3 4 3
11 3 3 3 2 1 3 3 2 3 3
12 А 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1
Б 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1
В 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1
Г 1 2 2 1 1 2 2 2 1 2
Д 2 1 1 1 2 2 2 2 2 1
Е 2 1 1 1 2 2 2 2 1 1
13 3 3 3 3 3 1 2 2 2 1
14 1 1 1 1 1 3 3 2 1 2
15 1 1 1 1 1 3 3 3 1 1
16 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1
17 3 1 1 2 1 3 3 3 1 3
18 5 5 5 6 5 5 5 1 5 6
19 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1

 

Проведя анализ и изучив ответы испытуемых лиц, можно сделать определенные выводы об отношении их к браку, детям и семье:

1) Из 100% опрошенных на данный момент готовы создать свою семью 50%, 20% - ещё не решили, 30 % - не хотят.

2) На вопрос о подходящем возрасте для вступления в брак, мнения респондентов разделились: большинство (40%) считает оптимальным для брака возраст от 25-30 лет, 20 % - до 20 лет, 20% -25 лет, 20% - 30-35 лет.

3) В своей собственной семье иметь детей хотело бы большинство лиц из числа детей-сирот (70%), еще не определились по этому вопросу - 30%.

4) Подавляющее большинство опрошенных на вопрос о совместном проживании до свадьбы ответило положительно- 80%, 10% считает, что в этом нет смысла, и 10 % ответило отрицательно.

5) На вопрос о регистрации брака лишь в случае беременности, лица из числа детей-сирот ответили: 40%» положительно ответили на вопрос, 20% - ответили отрицательно, 40% считают, что действовать будут в зависимости от сложившейся ситуации.

6) В вопросе о том, кто должен материально содержать семью мнения разделились: 40% - ответили что содержать должен муж, 50% - ответили, что оба супруга, 10% - ответили, что не имеет значения, 0 % - за вариант«жена».

7) На вопрос кто должен заниматься домашними делами большинство (80%) ответило, что не имеет значения, 20%- жена, 0%-муж.

8) При создании семьи лица из числа сирот планируют рассчитывать на помощь: друзей (родных) - 30%, на государство - 20 %, 50 % - планируют обойтись своими силами.

9) Является ли жилищный вопрос основным при вступлении в брак? 60%- да; 20%- нет; 20%- не является основным.

10) На вопрос «Согласны ли вы, что брак требует уступок от обоих супругов»? Респонденты ответили: 60% - согласились, 40% - затруднились ответить.

11) На готовность в будущем отказаться от карьеры в пользу семьи: 90% - выбирают семью, 10% - выбрали карьеру.

12) С высказыванием «Жизнь без семьи - слишком дорогая цена за свою независимость» - согласились 40 %, не согласилось 10%, затруднились ответить- 50%.

13) Из всего числа опрошенных 30 % - замужем, 70% - не замужем.

14) На вопрос какой брак, по мнению лиц из числа детей-сирот, самый крепкий, ответы разделились: за зарегистрированный брак проголосовало 20%, за фактический брак (сожительство) проголосовало - 50%, за церковный брак - 30%.

15) На вопрос об образовании - 70 % ответило, что имеет среднее профессиональное образование, 10% - неоконченное общее, 20%- высшее полное образование.

16) При вступлении в брак для80% опрошенных главную роль играет материальное положение супруга,20% - считают, что это не самое важное.

17) При вступлении в брак для 20 % опрошенных важную роль играет социальный статус супруга, для 80%- это не так важно.

18) При вступлении в брак для 20% респондентов важна культура и образование супруга, для оставшихся 80 % - это не первостепенно.

19) При вступлении в брак для 50 % опрашиваемых важным является материальное положение семьи супруга, для оставшихся 50 % - это не самая главная причина для вступления в брачные отношения.

Изучив ответы, данные лицами из числа детей-сирот, их процентное соотношение, можно сделать выводы об отношении к семье и браку у лиц из числа детей-сирот, а также дать рекомендации для налаживания семейных отношений и планирования семьи.

1) Не трудно предположить, что не имея положительного примера семьи перед глазами, переживая боль и предательство от близких и родных людей, лицам из числа детей-сирот бывает трудно и очень страшно решиться на создание своей собственной семьи, присутствует страх перед содержанием детей,близкими семейными отношениями, но тем не менее большинство (50%) хотят иметь свою семью, 30 % не хотят- так как возможно имеют очень негативный опыт в своей семье, или же не имеют его совсем, им трудно представить, что такое нормальная семья, какие в ней должны быть отношения, права и обязанности между членами семьи.

2) На вопрос о более подходящем для брака возрасте, большинство (40%) выбрали возраст 25-30 лет. На остальные категории возрастов (от 30-35 лет, 25 лет, до 20 лет) - мнения разделились по 20 % на каждую категорию. Можно сделать вывод, что испытуемые считают, что к 25-30 годам они смогут добиться той материальной базы, при которой уже не так волнительно вступать в брак (это может быть стабильная работа, жилье, устоявшиеся взгляды на жизнь и понимания чего человек хочет от жизни и брака).

Судя по небольшому количеству проголосовавших за категорию до 20 лет, можно сделать вывод, что испытуемые считают ранние браки менее долгосрочными, крепкими. Они не отличаются стабильностью-зачастую такие браки заключаются на «эмоциях», молодые люди не успевают узнать друг друга настолько, насколько это нужно для крепкого брака и семьи.

3)Несмотря на негативный опыт, касающийся семейных отношений и отсутствие положительного образа родителей, большинство (70%) опрошенных все равно в своей семье хотели бы иметь детей, а остальные 30% еще не решили этот вопрос.

Так как опрошенными являются молодые девушки, особое влияние на желание иметь своих детей, несмотря на все сопутствующие трудности, имеет материнский инстинкт, желание состояться как женщина и как мать. Конечно, среди девушек-сирот есть определенное количество тех, кто оставляет своих детей, но зачастую из них получаются неплохие матери - они стараются дать своим детям то, чего зачастую не видели сами: доброту, нежность, понимание и заботу.

Остальные 30 % опрошенных, возможно, еще не созрели для такого важного шага в своей жизни как рождение детей. Может быть со временем, они решатся на этот поступок, а может быть захотят совсем не оставлять потомства (негативный опыт, травма).

4) В  вопросе о регистрации брака лишь в случае беременности мнения разделились. 40 % ответили, что согласны на регистрацию брака лишь в случае беременности, 20 % - отвечали отрицательно, это значит, что даже беременность не заставит их брать на себя такую ответственность как семья и будущий ребенок. Можно предположить, что те 40 % до беременности предпочитали свободный образ жизни и свободные отношения (сексуальные), что тоже говорит о них как о несерьезных и даже безответственных людях.

Остальные 40% планируют действовать по ситуации, что тоже говорит о неготовности к созданию собственной семьи.

5) На вопрос о предварительном проживании до заключения брака 80% ответили положительно. Они считают, что лучше смогут узнать своего партнера при совместном проживании, увидят его в различных жизненных ситуациях, что поможет им принять решение о вступлении в брак, или же о невступлении. (10 % - против, 10% - не имеет значения).

6) На вопрос о том, кто должен материально содержать семью, опрошенные отвечали по-разному: 40 % посчитало, что содержать должен муж, 50 %- что оба супруга, 10 % - не имеет значения, 0 %- жена.

Можно сделать вывод, что большинство считает, что вкладываться в семейный бюджет должны оба супруга, так как это будет более справедливо по отношению к каждому из них, возможно, каждый будет иметь свою определенную сумму, которую он сможет потратить по своему усмотрению. 40 % проголосовало за вариант «муж», это значит, что в нашем обществе существуют патриархальные взгляды на супружеские обязанности разделяются: жена- хозяйка, муж-добытчик.

7) На вопрос о том, кто должен выполнять домашние обязанности большинство (80%) ответило, что участвовать в делах по дому и хозяйству должны оба, так как это более эффективно, супруги смогут поддерживать и помогать друг другу. 20 % ответили, что это обязанности жены и 0 % что это должен делать муж. Даже в небольшом процентном соотношении можно увидеть, что патриархальные взгляды на семейную жизнь проявляют себя в данном вопросе.

8) При создании своей семьи лица из числа сирот, планируют рассчитывать в 30% на свое окружение, 20 %- на помощь государства, что показывает их иждивенческую позицию даже в таких личных и серьезных вопросах. Они как в интернатных учреждениях, надеются, что кто-то свыше поможет им в их семейной жизни, воспитании детей.

9) Для подавляющего большинства опрошенных лиц из числа детей-сирот основным и решающим фактором для вступления в брак, является жилищный вопрос. Большая часть респондентов (60 %), подтвердили, квартирный вопрос довольно важен при заключении брака. Остальные 40 % разделились во мнениях: одна часть (20 %) считает, что жилищный вопрос не так важен при вступлении в брачные отношения, а вторая половина - (20 %) сказали, что для них жилищный вопрос не важен. Можно сделать вывод, почему для лиц из числа детей-сирот жилищный вопрос весьма важен. Возможно, это связано с проживанием в неблагоприятных домашних условиях и в стенах интернатного учреждения. Некоторые выпускники интернатных учреждений по выходу из интерната, получают свое жилье, но это бывает не часто, в очередь на квартиру они могут стоять годами. Зачастую предоставленное им жилье является аварийным и непригодным для проживания. Сироты могут искать более состоятельного человека, так как, возможно, боятся вновь оказаться без крыши над головой и без определенной стабильности.

10) На вопрос о том, готовы ли лица из числа сирот в будущем отказаться от карьеры в пользу семьи, голоса значительно разделились: большая часть (90%) испытуемых ответила, что готова отказаться от карьеры в пользу семьи, меньшинство (10 %) ответили, что карьера для них важнее. Удивительно, что люди имеющие неблагополучную модель семейного поведения и нормальной жизни, в большинстве своем все-таки готовы пожертвовать карьерой ради семьи и детей. Это очень хороший показатель того, что даже такие люди, много повидавшие в своей жизни и пережившие много негативных моментов, готовы подарить кому-то жизнь, свою заботу и внимание, не повторить ошибок своих родных и своего окружения.

11) Из общего количества опрошенных мной людей лишь 30 % оказались замужними, остальные 70% - не замужем. Возможно, эти проценты разделились так, потому что опрашиваемые мной люди довольно-таки молоды, может быть, они еще не готовы к семейным отношениям, бояться их, или не встретили своего человека, который захочет создать с ними семью. Остальные 30 % указали свое семейное положение как «замужем». Хотя, очень часто молодые девушки считают, даже хотят себя считать замужними, будучи просто сожительницами. Возможно и это меньшинство опрошенных совместно проживают, но официально все-таки не зарегистрированы.

12) Интересно распределись проценты при ответах на вопрос о том, какой брак, по мнению опрошенных, является наиболее крепким и стабильным. Было предложено три варианта ответа: зарегистрированный брак, фактический брак (сожительство) и церковный (венчанный) брак. За зарегистрированный брак свои голоса отдали только 20 % респондентов, за сожительство проголосовало большинство опрошенных (50 %), за церковный - 30 %. На мой взгляд, голоса разделились так по нескольким причинам: на сегодняшний день очень удобно и даже «модно» сойтись и жить как «муж и жена», при этом если вас что-то не устроит, всегда можно взять и уйти без лишних проблем, раздела имущества, судебных тяжб -в таком случае у сожителей не остается никаких обязательств друг перед другом. Сторонники такого вида «брака» зачастую считают, что для их любви печать в паспорте не нужна. 30 % проголосовало за церковный брак. Скорее всего на это влияет их отношение к религии, самовнушение и утверждение того, что венчанные браки происходят по Божьей воле, а значит, это надежно. Тем более венчанным парам не желательно расходиться и разводиться, только в крайних случаях. Поэтому считается, что такой брак наиболее крепкий.

13) На вопрос об образовании голоса разделились следующим образом: высшее оконченное имеют всего лишь 20 %, неоконченное общее - 10 %, а среднее профессиональное получили 70 % опрашиваемых.

Возможно, среднее профессиональное образование дается еще при проживании в интернатном учреждении и является базой для дальнейшей жизни выпускника интернатного учреждения. Поэтому, большинство ребят выходя из интерната уже имеют среднее общее образование, и как следует, профессию. Причиной неоконченного общего образования могут быть: педагогическая запущенность, попустительское воспитание или безнадзорность, а также ряд заболеваний, которые делают обучение невозможным и трудным: ЗПР, заболевания психического характера, аутизм, различные степени умственной отсталости. 20 % имеют оконченное высшее образование, это отличный показатель, так как зачастую выходцы детдомов не хотят получать высшее образование- для этого нужны финансы, недостаточно знаний для поступления, недостаточно силы воли для того, чтобы заниматься. Им все-таки проще и удобнее получить среднее образование, чтобы впоследствии зарабатывать и обеспечивать себя.

14) На вопрос о том, имеет ли для Вас важное значение материальное положение супруга, подавляющее большинство (80%), ответило, что для них этот аспект при вступлении в брак очень важен, остальные 20 % ответили, что материальное положение супруга для них не важно. Такие показатели скорее всего могут быть потому, что, проведя детство и юность в стенах интернатного учреждения лица из числа детей-сирот не имели денег на свои карманные расходы, жили более скромно, чем их сверстники живущие дома и находящиеся на обеспечении своих родителей. А желания и потребности, которые можно было бы удовлетворить с помощью финансов с их возрастом тоже вырастали. Это могло привести подростка к чувству собственной неполноценности и обделенности, как следствие всего этого- к зависти. Поэтому став взрослыми людьми, войдя в диапазон брачного возраста такие люди могут в первую очередь обращать внимание на материальную состоятельность своего избранника, чтобы не быть вновь обделенными, не жить в нужде.

15) На вопрос о том, является ли социальный статус супруга важным при вступлении в брак 20 % ответили, что да, имеет значение. Остальные 80% ответили, что это для них не имеет значения. Это может значить что большинство опрошенных (80%) все-таки считает, что брак нужно создавать на других ценностях: уважении, любви, сопереживании, а социальный статус -это непостоянно.

16) На вопрос о том, является образование и культура супруга важной составляющей при вступлении в брак, большинство (80%) ответили, что это не является важным для совместной жизни. Остальные 20 % ответили, что культура и образование являются важными аспектами для семейной жизни. Это может значить что большинство опрошенных (80%) возможно считает, что культура и образование это вещь, которую можно при желании заполучить, а главными конечно остаются семейные ценности, характер избранника, его мировоззрение.

17) На вопрос о том, является ли материальное положение семьи супруга важным при вступлении в брак, проценты разделились 50 на 50. Одни считают, что это важно, а другие, что нет. Это может быть потому что одни хотят добиться всего сами, в том числе и наработать свою материальную базу, другим же проще сочетаться узами брака с человеком из состоятельной семьи.

Подводя итоги, можно сделать вывод, очень важно ещё в интернатом учреждении создавать благоприятные условия воспитания, обучения, и подготовки к самостоятельной жизни, воспитание семейных ценностей, которые в дальнейшем помогут создать свои семьи лицам из числа детей- сирот. Семейных ценностей много, и в условиях интерната должно происходить воспитание всех основных семейных ценностей: общение, уважение, традиции, ответственность, чувство значимости в семье, умение прощать. Нет готовой системы ценностей, которые в дальнейшем будет культивировать в своей семье выпускник интернатного учреждения, поэтому воспитание семейных ценностей в интернате должно происходить в полном объёме. В настоящее время многие молодые люди начинают свою семейную жизнь с гражданского брака. Они могут многократно расходиться и сходиться, менять партнеров, что говорит об отсутствии главных семейных ценностей - ответственности за свою семью, за своего избранника, надежности брачных уз, сохранения таинства брака. Выпускники интернатных учреждений не составляют в этом плане исключения. Однако им более свойственно положение вещей, при котором такая «легкость» в человеческих отношениях принимается надолго, а может быть и навсегда.

Практика показывает, что проблемы создания семьи у выпускников интернатных учреждений стоят более остро, чем у их сверстников, живущих в семьях. Во взрослой самостоятельной жизни они продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно нетерпимыми к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих и потому при желании создать семью терпят неудачу. Это происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в интернатном учреждении зачастую не требует от ребенка выполнения тех ее функций, которые он выполняет в нормальной семье. Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается освоение роли семьянина. Именно поэтому формирование семейных ценностей в процессе подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей семейной жизни, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

ути своей досуговой деятельности и мотивацию далее ею заниматься.

В ходе исследования проблемы социального сиротства, выявлены три группы сирот: дети-сироты (дети, родители которых умерли), социальные сироты (дети из неблагополучных семей, родители которых лишены родительских прав, находятся в заключении или отказались от своих детей и ведут аморальный образ жизни) и скрытые сироты (безнадзорные дети). Все они относятся к группе риска, и их объединяет сформировавшийся искаженный

образ семьи. Дети из неблагополучных семей испытывают трудности в адаптации к социуму, создании семьи, воспитании собственных детей. Эта категория детей попадает в интернаты и социальные приюты. В процессе социализации ребенок из неблагополучной семьи полностью или частично отстранен от возможности усвоения норм ролевого поведения.

Программа формирования положительного образа семьи у социальных сирот в условиях социального приюта была реализована на базе социального приюта г.Сыктывкара  и предполагала использование методов арттерапии, игротерапии, психодрамы и гештальт-терапии.

В задачи психокоррекционной программы входило:

1) изучение межличностного взаимодействия подростков в родительской семье;

2) изменение и формирование у подростков образа «Я» в семье прошлой, настоящей и будущей;

3) осознание подростком положительного прошлого опыта проживания в родительской семье;

4) снятие барьеров общительности у социальных сирот и повышение их самооценки;

5) осознание социальными сиротами собственной значимости в создании своей будущей семьи;

6) формирование ответственности в принятии и реализации собственных решений.

Педагогические условия и психологические факторы обучения и воспитания детей – социальных сирот в интернатах и приютах не способствуют усвоению социальных норм, ролей будущего родителя, у них не формируется положительный образ семьи. Негативные последствия семейного неблагополучия и воспитания в образовательных учреждениях обусловливают усвоение и формирование подростком искаженного образа семьи. Свидетельством этого является пополнение детских домов, интернатов, социальных приютов детьми из семей бывших воспитанников такого рода образовательных учреждений.

Семьи между сиротами обычно обречены. А если сирота один из супругов - то тут шансы нормальной жизни неплохи. Только сирота должен сразу занять сторону подчинения. Всему учиться, во всем слушаться. Это не навсегда, но на первое время - обязательно.

В настоящее время многие молодые люди начинают свою семейную жизнь с гражданского брака. Они могут многократно расходиться и сходиться, менять партнеров, что говорит об отсутствии главных семейных ценностей – ответственности за свою семью, за своего избранника, надежности брачных уз, сохранения таинства брака. Выпускники интернатных учреждений не составляют в этом плане исключения. Однако им более свойственно положение вещей, при котором такая «легкость» в человеческих отношениях принимается надолго, а может быть и навсегда. Практика показывает, что проблемы создания семьи у выпускников интернатных учреждений стоят более остро, чем у их сверстников, живущих в семьях. Во взрослой самостоятельной жизни они продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно нетерпимыми к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих и потому при желании создать семью терпят неудачу.

Это происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в интернатном учреждении зачастую не требует от ребенка выполнения тех ее функций, которые он выполняет в нормальной семье. Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается освоение роли семьянина. Именно поэтому формирование семейных ценностей в процессе подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей семейной жизни, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: