У лиц из числа детей-сирот

Учитывая курс государства на решение демографических проблем, укрепление института семьи и брака, повышение рождаемости, исследование взаимоотношений в семье представляет интерес для современного общества, особенно если семья создается выпускниками детского дома. Такой тип молодых семей является достаточно сложным и малоизученным на сегодняшний день.

Воспитание ребенка должно начинаться в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания

Существует удивительно справедливая пословица: "Если надломлена ветка, то искривится все дерево". Данные слова относятся к воспитанию детей.

Ребенок-сирота лишен возможности воспитываться в благополучной полноценной семье, поэтому свой жизненный опыт он черпает изначально из неблагоприятной среды.

В условиях семейного воспитания путь становления ребенка проходит с опорой на целый ряд позитивных факторов, которые составляют преимущества семьи. Этими факторами являются:

- опыт социально-профессиональной адаптации родителей, которые усваивает ребенок путем непосредственного подражания образцам их поведения и способов преодоления жизненных ситуаций;

- наличие широких связей и контактов семьи, которые позволяют ребенку включаться в систему дополнительных дифференцированных социально-ролевых взаимодействий. Это позволяет ему получить разные типы отношений к себе и формировать объемный «Я» - образ;

- особенности устройства семьи, которое обеспечивает ребенку опыт совместного проживания, позволяющий сформировать умение учитывать потребности другого и опыт автономного существования.

 

Ганишина И.С. Психологические влияние неблагополучной семьи на социальное поведениедетей-сирот:автореф. дис…канд. психол. наук. – Рязань, 2014. – 16 с.

Думов С.Б. Влияние семьи на формирование девиантного поведения детей-сирот // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 6. – С.77-79.

В детский дом приходят дети, отвергнутые своими родителями, лишенные стабильной, уверенной привязанности к взрослому, не имеющие личного опыта безусловной любви. Коллективное содержание и избыток педагогического воздействия ведут к риску формирования индивидуальности выпускника по негативному типу, что усиливает заложенное родной семьей отчуждение его от взрослых. Это оборачивается тем, что подросток сам отвергает от себя как взрослых, так и их ценности. Последствием этого являются асоциальные формы самоутверждения, равнодушие к своей судьбе, отсутствие чувства своей социальной значимости. За этим стоит отчуждение.

Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, заданность жизни извне, ограниченность личного опыта и понятийной сферы молодых людей в условиях детского дома не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире. В результате у воспитанников не развивается потребность в познании и не развивается социальный интеллект.

При отсутствии интересов не развивается также собственная активность подростка и его самоорганизация. Выпускник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивная жизненная позиция, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять им и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многиебоятся самостоятельной жизни и после выхода из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество.

Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

Эта ситуация, в которой он не может выбирать и нести реальную персональную ответственность, приводит к тому, что выпускник не осознает объективную необходимость опоры в жизни только на свои силы. Результатом являетсяотсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание своих индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса сироты.

 

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПБ.: Речь, 2013. – 694 с.

 

Все эти факторы, негативно влияющие на личность ребенка, в объективных условиях детского государственного учреждения не удается полностью компенсировать педагогическими приемами. Таким образом, обстоятельства рождения ребенка, ситуация в семье в период раннего детства, жизнь в государственном учреждении в условиях дефицита индивидуального внимания и избытка педагогического воздействия формируют из выпускника детского дома личность, которой свойственен определенный набор психических качеств: отчуждение, неприятие себя (аутонегативизм), неразвитые индивидуальность, социальный интеллект, инфантилизм, которые проявляются в дальнейшем в аномалиях поведения. Совокупность перечисленных качеств составляют социопатический характер выпускника интернатного учреждения, что проявляется в следующем:

  • они часто испытывают недоверие к людям;
  • их привязанности не стойки;
  • с трудом налаживают семейную жизнь;
  • не принимают себя как личность;
  • не знают своих гражданских прав и прав сироты, а также своих обязанностей перед обществом;
  • пассивно относятся к жизненным проблемам и жизненным ситуациям.

Ежегодно во взрослую жизнь вступают тысячи выпускников интернатов, и сразу же по окончании интернатного учреждения они сталкиваются со множеством проблем. Одними из главных являются проблемы социализации и адаптации в обществе.

Каждый человек мечтает о крепкой и счастливой семье, мечтает о детях, планирует свою будущую жизнь. Лишаясь семейного очага, ребенок автоматически теряет возможность реализовывать свое право на свободное развитие личности, на проявление лучших своих качеств.

И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья. Воспитанникам интернатов и детских домов свойственно сильное желание создать нормальную семью. Но, несмотря

Вегнер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей-сирот. – М.: Рига, 2014. – 184с.

на сильное желание иметь семью, выпускники интернатов испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении.

Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома или интерната, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. Многие выпускники детских домов часто начинают свою самостоятельную жизнь, как правило, с гражданского брака. Молодые люди могут многократно сходиться и расходиться. Они постепенно привыкают друг к другу, "притираются" характерами, учатся жить вместе.

Выпускники еще не понимают ценности семьи и иной раз приходят к мысли, что такая "легкость" в человеческих отношениях является нормой.

Воспитательная система детских домов обеспечивает основательную и серьезную подготовку воспитанников к самостоятельной жизни с практической точки зрения: формируются социально-бытовые, санитарно-гигиенические, нравственные, трудовые навыки. Однако процесс постинтернатной адаптации связан не только с умением организовывать свое жизненное пространство, но и с готовностью умело войти в систему общественных отношений, а это значит, что необходимо учить воспитанников адаптироваться в трудовом коллективе, стремиться постоянно повышать свою квалификацию, уметь выстраивать свои жизненные планы и определять свои социальные роли.

Таким образом, на практике выявлено основное противоречие между системой подготовки выпускников детского дома к самостоятельной семейной жизни и реальной картиной действительности.

Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемами получения и поиска  жилья, поиска работы, организации быта, питания, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многим другими проблемами. Выпускники испытывают дискриминацию со стороны внешнего мира, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество, риск стать объектом мошеннических действий. У большинства выпускников не сформированы адекватные представления об

 

Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. - 2014. - № 3. - С. 15-26.

обществе, его культуре и ценностях, не развиты социально значимые качества, способствующие реализации адаптационных возможностей и механизмов социализации.

В крайне трудной жизненной ситуации находятся семьи выпускниц с детьми, есть среди них несовершеннолетние матери, матери с двумя, тремя детьми. Мониторинг выявил, что большинство(60%)  выпускниц являются матерями-одиночками, 12% заключили брак, но с супругами не проживают, воспитывают детей без помощи отцов.

Как правило, у выпускниц нет профессии, нет и перспективы трудоустройства, а, следовательно, средства для существования ограничиваются мизерным размером пособий. После достижения ребенком возраста 1,5 лет, мать и малыш имеют около 500 руб. ежемесячного пособия. Некоторые выпускницы находят выход из положения…в рождении второго, третьего ребенка.

У выпускниц низкий уровень психологической готовности к материнству, отсутствуют навыки ухода за детьми, умения и знания по развитию, воспитанию детей. Все это ведет к высокому риску социального сиротства.

С точки зрения государственной молодежной политики наиболее важная задача по отношению к выпускникам детских домов стоит их успешная интеграция в общество.Для этого необходимо формировать такие качества личности, как самостоятельность, гибкость, дисциплинированность, коммуникабельность, обязательность, ответственность и других, способствующих формированию четких установок для успешной адаптации всоциуме, которые формируются, в том числе, в рамках позитивной досуговой деятельности.

Антропова Ю.Ю. Социальная реабилитация детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, в современных условиях // Вестник ЧГУ. Психология. - 2015. - № 31. – С. 138 – 142.

Ганишина И.С. Психологические влияние неблагополучной семьи на социальное поведениедетей-сирот:автореф. дис…канд. психол. наук. – Рязань, 2014. – 16 с.

Петров А.Б. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социс. - 2013. - №2. – С. 45 – 51.

Думов С.Б. Влияние семьи на формирование девиантного поведения детей-сирот // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 6. – С.77-79.

Дети– сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% – наркоманами, 10% – заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% – способны к полноценной самостоятельной жизни.Таким образом, можно сделать вывод, что у воспитанников интернатных учреждений присутствуют психологические проблемы, связанные с выходом в социум. Это влияет на становление личностей воспитанников интернатных учреждений, их психологическое и эмоциональное развитие, их поведение в самостоятельной жизни.

Исследования стиля родительского отношения в семьях, где ребенок находится в социально опасном положении [Электронный ресурс]. – URL:http://www.academy.edu.by/files/apr_email-1/Mn/sh210Mn.doc.

 

Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. //Социологическое исследование – СПб., - 2014. – С. 67.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: