Методика и организация социологического исследования семейных установок детей-сирот и выпускников интернатных учреждений

Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российской Федерации, так как ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Наиболее распространенной формой их устройства остается направление их в интернатные учреждения.

Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но он изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения,трудности вступления в семейную жизнь.

В современных научных исследованиях, как отмечают Абельбейсов В. А.[19], Астоянц М.С.[20], Киселева Л.М. [21]созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами.

Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства и семейных отношений составляют научные исследования в области социально-

культурной деятельности, народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества. Эту тему изучали различные авторы: Беганцова И. С.[22], Попова А.С.[23], Белов В.Г.[24], Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.[25].При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности.

Психолого-педагогический аспект организации позитивных форм досуговой,педагогической и обучающей деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения, в проведении психологической коррекции. Культурно-досуговая деятельность, как составная часть социально-культурной досуговой деятельности, способствует решению многих социальных проблем. Знание технологий, методов, средств и форм досуговой деятельности, их использование в различных областях знания, значительно повышает эффективность и качество социальной адаптации подростков.

Цель исследования: изучить мнение о семье и браке у воспитанников и выпускников интернатныхучреждений,выявить проблемы, с которыми они бояться столкнуться при создании семьи и воспитании детей,выстроить графики работы со специалистами для преодоления данных проблем.

Задачи исследования:

· Выяснить количество свободного времени на занятие профилактической, психологической, обучающей деятельности со специалистами у воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и выпускников интернатных учреждений (в будни и выходные дни);

· Определить уровень информированности о мероприятиях, которые проводятся в интернате других досуговых учреждениях,уровень заинтересованности  и роль воспитанников и выпускников в них;

· Определить уровень мотивации к позитивным формам досуговой, информационной и обучающей деятельности детей-сирот и выпускников интернатных учреждений (Что движет подростками, чего они хотят достичь в развитии себя в досуговой деятельности);

· Проанализировать влияние участия в обучающей, информационной и многопрофильной деятельности на повышение стартовых возможностей по окончанию интерната, появление установок на благополучную жизнь и создание семьи.

Объект исследования: выпускники интернатных учреждений, в возрасте 18-23-ти лет,состоящие на учете в «ГБУ РК Отделение Помощи Лицам из Числа детей-сирот и Детей, Оставшихся без Попечения Родителей и Замещающим Семьям»  

Предмет исследования: отношение выпускников интернатных учреждений в возрасте 18-23лет к институту семьи и брака, изучение их матримониальных установок и семейных ценностей (при наличии),опасений и страхов, касающихся семейной жизни. Всего в тестировании приняли  участие 19 выпускников. В том числе 12 девушек и 7 юношей.

Гипотеза исследования: включение воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивную досуговую, обучающую и многопрофильную деятельность способствует повышению их уровня интеграции в обществе, вхождение во взрослую и семейную жизнь.

В связи с небольшим объемом реальной совокупности формирование выборки имела сплошной характер. Основой выборки является список выпускников интернатных учреждений, стоящих на учете в «ГБУ РК Отделение Помощи Лицам из Числа детей-сирот и Детей, Оставшихся без Попечения Родителей и Замещающим Семьям»  

Методы исследования для сбора социологической информации приме­няются следующие:

—традиционный анализ специальной литературы по теме исследо­вания;

—сбор первичной социологической информации при помощи анкеты. Полученные при опросе данные обрабатывалисьвручную.

Базойисследования является «ГБУ РК Отделение Помощи Лицам из Числа детей-сирот и Детей, Оставшихся без Попечения Родителей и Замещающим Семьям» г. Сыктывкара. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: