Механизмы формирования семейных ценностей в интернате для детей-сирот

Формирование ценностей в школе начинается с начальных классов. Педагоги уверены в том, что с первого дня нахождения ребенка в обществе у него должно произойти формирование семейных ценностей и общественных. Но так как базой при формировании являются именно семейные ценности, педагоги отталкиваются от того, к чему ребенок уже приучен. Если ребенок воспитывался в угнетенной обстановке, эгоцентризме, его учили пренебрегать общественным мнением, он будет чувствовать себя изгоем в обществе.

И если у ребёнка, воспитывающегося в семье, основным источником передачи социальных ценностей является его ближайшее окружение, то есть родители, но у ребёнка, воспитывающегося в детском доме, основа ценностных ориентации во многом зависит от окружающих его взрослых, в первую очередь, от воспитателей, учителей и других сотрудников детского дома. Следовательно, большая ответственность ложиться на сотрудников детских домов, они являются первостепенным примером для подрастающих детей-сирот из детских домов. Все признают, что только личность может воспитать личность, что ты учитель только пока ты учишься сам, что главный метод воспитания — это воспитание личным примером.

Если ты сам опаздываешь, то, как можно требовать пунктуальности от детей, если позволяешь себе спорить со старшими, то разве нужно удивляться, когда дети будут с тобой постоянно пререкаться и спорить? Дети — зеркало, и они берут пример именно с окружающих их взрослых - другого примера у них пред глазами нет. Основной организатор воспитательной работы в детском доме — воспитатель. От него в значительной степени зависит развитие личности подрастающего поколения и познавательных процессов, их здоровье.

Особая значимость первых лет жизни ребенка для его последующего развития способствует стремительному возрастанию потребности в профессиональных воспитателях и сотрудниках детских домов, умеющих грамотно осуществлять воспитание и обучение детей. Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского дома: охрана жизни и здоровья детей раннего и детского возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая, исследовательская, пропагандистская, организационно-хозяйственная, функция самообразования.

26

Главной задачей воспитателей является формирование социальных ценностей у детей сирот. Педагогическую работу по формированию у детей сирот системы социальных ценностей, начинают с постановки конкретных задач.

Например, со следующих:

- Формирование первоначальной системы нравственных ценностей;

- Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»;

- Дать детям представление о понятии «дружба»;

- Способствовать сплочению детского коллектива, поощрять проявления дружеских взаимоотношений;

- Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.

 

Для многих подростков-сирот учитель может оказаться единственным человеком, который сможет помочь им осознать, как ценна и разнообразна жизнь на Земле и сколько вокруг интересного, чем можно было б заняться для своего развития. Учитель создаёт условия, помогающие подросткам-сиротам самостоятельно формировать (без навязывания своего мнения) такое отношение к тому образу жизни, которым они живут. Взрослые должны показывать подросткам-сиротам пример приемлемого поведения.

Дети-сироты нуждаются в том, что бы взрослые помогли сформировать у них умения и навыки, в первую очередь это умение общаться и сотрудничать, ставить реальные цели, планировать свои действия и воплощать в жизнь свои планы. Подростки-сироты испытывают потребность в положительной самооценке и в хорошем отношении к себе. Этому способствует эмоциональная поддержка, похвала. 

Долгое время, работая с детьми, оставшимися без попечения родителей, социальный педагог видит острое противоречие и массу серьёзных препятствий в сфере развития

их семейных ценностей. По факту, этим детям создаются искусственные условия, в которых подготовка их к собственной семейной жизни весьма затруднительна.

____________________________________________________________________

Морозова Е.А., Сорокина Т.Ю. Традиционная семья и ее взаимосвязь с брачно-семейными установками и личностными качествами молодежи. – М., - 2014. – 118с.

Харчев А.Г. Брак и семья – М., - 2014. - 367 с.

 

Ставятся определенные цели:

- воспитание ответственного отношения к семейной жизни;

- развитие нравственных душевных качеств;

- формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру;

- формирование активной жизненной позиции.

Педагоги стараются дать понятие о семье, о роли родителей в воспитании детей, уделяем внимание формированию чувства ответственности за себя и партнёра, дают навыки и умения по кулинарии и личной гигиене.

Всё это, конечно, теоретически хорошо и правильно, но убеждение в том, что семья оказывает такое влияние на ребенка, которое не заменит ни один Центр, ни один социальный педагог, каким бы искусным он не был.

Наиболее подходящими в этом плане выступают детские дома семейного типа. Благоприятными в данном случае условиями для социальной адаптации детей-сирот являются следующие:

- комплектование групп по принципу «замещающей семьи»;

- приближение условий проживания к обычным домашним, в которой дети не имитируют «домашние дела», а действительно участвуют в социально-бытовых заботах семьи; а также обучение детей в общеобразовательной школе в классах совместно со сверстниками, воспитывающихся в обычных семьях;

- изменение позиции воспитателя – главным должно быть развитие личности ребенка, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Он не просто педагог – он «замещающая мама» в «замещающей семье»

Это меняет отношение детей-сирот к нему, которые становятся более теплыми, доверительными, «родственными»;

- изменение позиции детского учреждения к родительской семье от ограничения ребенка «от дурного влияния плохих родителей» к привлечению

родителей и родственников к воспитанию ребенка в период его нахождения в детском доме, укрепление связей ребенка с кровными родственниками;

- открытый тип детского дома способствует широким связям детей с окружающим миром;

- изменение системы организованного режима детского дома, учитывающей права детей: на свободное время, добровольное участие в коллективной деятельности, на самостоятельное общение.

Работа социального педагога – временно заменить ребёнку семью, по возможности полно подготовить его к семейной жизни. Что берет педагог за основу: формирование чувств, воли, культуры поведения, создание морального и фундамента личности. Всё то, что по идее должно начинаться с первых лет жизни ребенка.

Подготовить к семейной жизни – это, прежде всего, научить добру, уважению друг к другу, ответственности за себя и других.

По большей части дети, лишённые родительского попечения, эмоционально не развиты, их «недолюбили» и они не умеют искренне любить. Недоверие к окружающим взрослым, настороженное отношение к детям, ожидание предательства, всё это – очень большая проблема.

Приходится развивать те задатки эмоций, которые есть у каждого и тут все средства идут в ход: ласка, нежность, добрая улыбка. Ведь любовь, привязанность поднимает тонус жизни, вызывает ощущение радости. И это самая здоровая обстановка для психического развития ребенка, для его нравственного воспитания. Поэтому воспитание чувств одна из самых важных задач семейного воспитания детей-сирот.Однако, купаясь в чувствах, не следует забывать, что семья – это ещё и трудности, бытовые проблемы и хлопоты, ведение бюджета, умение отодвинуть свои интересы ради интересов другого. Научить этому – невозможно. Можно лишь дать представление, что так-то поступать можно и нужно, а так-то – нельзя и недостойно.

Опробовать свою модель поведения, прочувствовать её ребёнок и подросток может в ролевых играх, но перенесёт ли он это потом в свою семью – предугадать невозможно.Несомненно, семья в жизни ребенка играет ведущую роль в умственном, физическом и психическом развитии. Если взять любую сторонуразвития всегда ответственность лежит на родителях, на том или ином возрастном этапе.

 

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., - 2015 – с.156;Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России – М., - 2015. - 232 с.

 

В младенчестве, раннем детстве, подростковом возрасте семья занимает главные позиции, которые не может заменить ни один социальный институт.

Дети, находясь в приютах, центрах, детских домах формируют определенное, зачастую неправильное представление о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Формируют потребительское отношение и не задумываются об ответственности.

Несомненно, социальному педагогу важно воспитывать у ребенка позитивное отношение к благополучной семье, формировать традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений. У детей, попавших в Центры из неблагополучных семей важно ещё и корректировать взгляды на семейное благополучие.

Вот только вопрос, как правильно формировать семейные ценности, если ребенок не по своей воле лишен любви матери и отца и воспитывается в учреждении для детей-сирот – до сих пор остаётся открытым.

Как вырастить хороших матерей и отцов, способных в дальнейшем создать благополучную семью, если ребенок рос в социальном институте и не видел настоящую семью. Находясь в домах малютки, а в дальнейшем в центрах, в социальных приютах некоторые дети не видели родителей никогда, и в этом случае влияние на них оказывают только окружающих их люди: персонал учреждений, социальные педагоги, другие воспитанники.

Можно сколько угодно рассказывать о семье, учить, объяснять, но если ребёнок не был в ней – формируется искаженное представление о семье, идеализированное, фантазийное.

 

 

Лейбфрейд А.И. Идеальная и реальная семья в представлениях молодежи: поиск противоречий // Социологическое исследование – М., - 2014 – С. 23.

 Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. //Социологическое исследование – СПб., - 2014. – С. 67.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: