КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Менеджмент туристической индустрии
на тему: Анализ лидерского поведения и стиля руководства менеджера организации туристской индустрии
Студентка
ФКТИ, 4-й курс, ЗТГ-2 ___________ Ю.В.Фалько
Руководитель ____________ Т.М.Сергеева
Ассистент
МИНСК 2018
Реферат
Курсовая работа: 32 с., 1 рис., 3 табл., 15 источников.
Анализ лидерского поведения и стиля руководства менеджера организации туристской индустрии.
Объект исследования: туристическая фирма «Маяк».
Предмет исследования: стиль руководства туристической фирмы «Маяк».
Цель работы: провести анализ лидерского поведения и стилей руководства на примере ООО «Маяк».
Методы исследования: сравнение основных стилей управления и анализ информации.
Исследования и разработки: изучены особенности лидерского поведения и стиля руководства менеджера, дан анализ деятельности ООО «Маяк».
|
|
Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «менеджмент».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1. Теоретические аспекты стиля руководства и лидерского поведения. 6
1.1 Сущность понятия «лидерство» и его отличия от менеджмента. 6
1.2. Типы и стили руководства и лидерства. 12
2. Анализ деятельности туристической фирмы ООО «Маяк» и стиля руководства в ней 16
2.1 Характеристика и организационная структура туристической фирмы.. 16
2.2 Стиль руководства, применяемый в турфирме «Маяк». 20
3 Направления развития менеджерских качеств лидера и совершенствование стиля руководства в фирме ООО «Маяк». 22
3.1. Развитие менеджерских качеств лидера. 22
3.2 Рекомендации по совершенствованию стиля управления руководителя в ООО «Маяк». 27
Заключение. 31
Список использованных источников. 32
Введение
Мировые финансовые и экономические кризисы XX в. и начала XXI в., глобализация, наступление эпохи информации и знаний требуют от компаний поиска новых методов управления и организации бизнес-процессов, которые позволяли бы эффективно существовать и развиваться до, во время и после кризисов, учитывали бы тесную взаимосвязь предпринимательских структур в мировом масштабе.
Для современных фирм все сложнее успешно конкурировать друг с другом традиционными способами. Сложившиеся ранее методы управления организациями, построенные на функциональной специализации работников и подразделений, разделении труда, обособленности отдельных структур организации, основанные на линейности и равновесности процессов, не отвечают сложившимся условиям. Это обусловлено, в первую очередь, совершенствованием и распространением информации и информационных технологий, современных технологий производства, высокой степенью непредсказуемости и непостоянства рыночных условий.
|
|
Стиль руководства является одним из основных понятий в менеджменте. Под ним подразумевается способ или система способов, с помощью которых руководитель воздействует на своих подчинённых с целью успешного выполнения своих функций и успешной работы организации.
Работа менеджера в туристской индустрии представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства туристской фирмой, поскольку туризм от других систем управления отличается вероятностным характером туристских явлений и процессов. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать туристскую будущность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать в туризме такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Цель работы – провести анализ лидерского поведения и стилей руководства на примере ООО «Маяк».
Для достижения цели, необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность понятия «лидерство» и его отличия от менеджмента.
2. Разобрать типологию стилей руководства.
3. Провести анализ деятельности туристической фирмы «Маяк».
4. Определить особенности стиля управления руководителем в туристической фирме «Маяк».
5. Выявить направления развития деятельности ООО «Маяк» и совершенствование стиля руководства в фирме.
Объект исследования - туристическая фирма «Маяк».
Предмет исследования – стиль руководства туристической фирмы «Маяк».
Методы исследования – сравнение основных стилей управления и анализ информации.
Теоретические аспекты стиля руководства и лидерского поведения
Сущность понятия «лидерство» и его отличия от менеджмента
Не каждому человеку дано быть лидером в самом лучшем смысле этого слова. Многие уверены, что быть впереди всех – это очень престижно, но на самом деле плохо осознают, каким же должен быть истинный лидер, какими качествами он должен обладать, чтобы люди стремились за ним идти и хотели бы на него равняться.
Совместная деятельность людей в современном мире является источником обеспечения их жизнедеятельности и развития общества. Почти все, что окружает и чем пользуется современный человек, является продуктом совместной деятельности больших и (или) малых групп людей. Люди, составляющие эти группы, обладают разными способностями, трудовым потенциалом (включая, напомним, такие его составляющие, как профессионально-квалификационный, лидерский, творческий, коммуникативный, нравственно-мотивационный и др.), разными психическими характеристиками, включая мотивы, потребности, ожидания, характер и т.п. Возникает необходимость управлять этими разными работниками и личностями, чтобы достичь общих целей, ради которых люди и собираются в группы разного типа. Появляется потребность в управленце — менеджере или лидере[6, c. 14].
Лидер – это лицо какой-либо группы, организации, команды, которое имеет признанный авторитет и обладает влиянием, которое проявляется в виде управляющих действий. Он есть в каждой группе или сообществе людей.
|
|
Лидерство (руководство) осуществляется в отношении людей, включает фактор влияния и используется для достижения целей. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, именно влияние используется для достижения целей. Лидерство можно определить - как способность влиять на людей, чтобы достигать организационных целей. Это определение предполагает, что лидеры вовлекают других людей в процесс достижения целей. Лидерство — это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели [3, c. 20].
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей, и ситуационных переменных.
Выделяют следующие составляющие элементы лидерства, представленные на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Составляющие элементы лидерства
Примечание – Источник:[4, с.124].
Лидером может стать тот человек, чьи интересы гораздо обширнее, чем просто свои собственные, потому что он мыслит чрезвычайно широко – и, в первую очередь, его более всего интересует личностный рост, развитие и самореализация других людей.
Лидер оказывает социально-психологическое воздействие на людей, а руководитель использует административные и экономические методы. При этом лидер является продуктом группы и групповой динамики, чем объясняется его власть, цели, способы наказания и поощрения, а также метод избрания. Руководитель – это продукт организационной структуры, то есть он выступает посредником официальной структуры, ее целей, методов поощрения и наказания. Так как лидер является продуктом группы, он и реализует цели группы. Группа избирает лидера, когда тот может помочь в достижении целей ее последователей [1].
|
|
В официальную структуру люди также приходят со своими целями, интересами и запросами, но здесь они уже приходят к руководителю, который является продуктом данной структуры, а не группы, соответственно он реализует цели официальной структуры. В этой связи возникает конфликт между интересами личности и официальной структуры. Получается, что взаимодействие индивида и официальной структуры в большей степени напоминает переговоры, в результате которых стороны приходят к компромиссу, при котором каждая достигает своих целей. В случае лидерства цели последователей и лидера совпадают. Лидер является уникальной личностью. На нем завязаны личные отношения людей, их ожидания, впечатления, эмоции. В то же время лидер проецирует и общественную ответственность, так как именно коллектив выбрал этого лидера. Последователи понимают, что данный человек сильней каждого из них в отдельности (иначе бы они его не выбрали) и именно он поможет достичь им их цели. Руководитель же является лишь элементом среды. А отношение к руководителю может быть любое, так как назначается он кем-то извне, а не самой группой. И лидер, и руководитель ориентированы на повышение эффективности групповой деятельности. Однако делается это с помощью различных функций управления. Функция лидера – это мотивация людей, а руководителя – организация. Безусловно, руководитель тоже может мотивировать, а лидер – организовывать, но делается это с применением разных средств [1].
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения “начальник – подчиненный”, свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями “лидер – последователь”.
Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения “лидер – последователи”. Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений “начальник – подчиненный”, появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции [10, c. 108].
«Лидера» необходимо разделять с «руководителем». Основные отличия сводятся к следующему: лидер в группе играет роль регулятора межличностных отношений, в то время как руководитель выступает регулятором официальных отношений; лидерство возникает в микросреде, а «руководитель» относится ко всей среде общественных отношений, т. е. к макросреде; руководитель принимает решения по более сложной схеме, включая обстоятельства, которые не имеют отношения к конкретной группе; лидерство может зависеть от настроения в группе (непостоянное) [11, c. 75].
Лидерство не способно само по себе заменить менеджмент. Лучший вариант – дополнение друг друга. Когда руководитель коллектива — лидер, он выполняет свои полномочия и оказывает влияние на участников группы: ставит цели, вдохновляет, мотивирует. В противном случае руководитель может столкнуться с сопротивлением внутри коллектива – конкурировать с влиянием неформального лидера группы.
Выделяют следующие уровни лидерства:
1) Положение (лидер лишь формально считается лидером. Такое лидерство не зависит от трудолюбия, таланта и опыта, а возникает как результат стечения обстоятельств. Оно основывается лишь на привилегиях, которые дает человеку его положение или должность)
2)Отношения (лидер воспринимает окружающих как партнёров. Он видит в каждом сотруднике личность, принимает во внимание индивидуальные особенности и интересуется жизнью каждого).
3) Продуктивность (лидер становится инициатором изменений в процессе работы, он решает сложные задачи и ведёт людей за собой в самых запутанных ситуациях. Члены команды видят позитивные изменения в работе и доверяют своему лидеру).
4) Развитие (люди следуют за лидером, потому что он сумел изменить их жизнь. Такие отношения долговечны и продуктивны. Лидер второго уровня меняет атмосферу, лидер третьего уровня - процесс, а лидер четвёртого уровня способствует внутренним изменениям членов команды).
5) Вершина (влияние на людей оказывает не только личное общение с лидером, но и его имидж и репутация. Лидеры пятого уровня выходят за пределы своей должности, компании, а иногда и отрасли).
Качества, которые обязательно присущи настоящему лидеру:
1. Четкое осознание собственной цели. Настоящий лидер абсолютно точно знает и реально осознает, куда и зачем он идет - ведь это дает ему возможность повести за собой других людей – его последователей. В другом случае он будет просто маленькой единицей большой толпы.
2. Владение собой, умение прислушиваться к своей интуиции. Хорошо знать себя, умение разобраться с происходящим внутри себя, умение понять и в нужный момент прислушаться к собственным эмоциям, ощущениям, интуиции – действительно важное качество настоящего лидера.
Вы удивлены, что столько внимания уделяется обычным чувствам? Напрасно. Именно они помогают в нужный момент правильно сориентироваться в происходящем и вовремя «заметить» тот шанс, который заботливо предоставляет жизнь. Истинным лидером невозможно манипулировать, его не получится сбить с намеченного пути – ведь он четко представляет, чего он хочет.
3. Адекватная самооценка. Лидер должен быть спокойным, трезвомыслящим, уверенным в себе и в своих силах. Все эти важные качества помогают ему правильно вести себя в тех или иных критических случаях, а благодаря им иной раз он может в чем-то даже пойти на риск, потому что в определенных критических ситуациях его решительность и смелость реально повышены.
Адекватная самоуверенность значительно расширяет пределы возможностей лидера, в результате чего он может приобрести новый положительный жизненный опыт. Обычно у подобного человека чувство собственной уверенности гораздо выше, чем у его последователей.
4. Моральная готовность к разумному риску. Настоящий лидер готов рисковать не только в бизнесе, собственном деле, на собственной работе, но и в своей обычной повседневной жизни.
Более того, он абсолютно не боится этого делать, а все потому, что он достаточно четко осознает, что за непроявленную вовремя инициативу в последствии придется платить серьезную цену. Именно поэтому он готов в некоторых случаях буквально опередить возможные события и осознанно пойти на определенный риск.
5. Честность и надежность. Любой лидер является в некотором смысле носителем определенных общеморальных норм определенного объединения людей, поэтому его собственное мировоззрение и действия должны соответствовать привычным для нас общечеловеческим и моральными нормами – справедливости, честности, надежности, определенной ответственности и четкой последовательности в собственных поступках и действиях.
6. Мотивационная активность и адекватная инициативность. Истинный лидер никогда не ждет, пока кто-то другой сможет вызвать в нем продуктивное желание работать. Он понимает и четко осознает, что вся ответственность по убеждению себя сделать что-либо лежит исключительно на нем. Поэтому сначала он старается научиться правильно мотивировать себя, а позже делает самомотивацию нужной и абсолютно регулярной практикой.
7. Активная жизненная позиция. Именно она помогает лидеру верно и адекватно ориентироваться в любой сложившейся ситуации. Благодаря ей он всегда находится практически в гуще любых событий, умеет все узнавать непосредственно из первых уст, а в результате этого он хорошо информирован обо всем происходящим и имеет абсолютно четкое собственное мнение по каждому поводу.
8. Умение собрать людей в команду. Сильная личность, как правило, постоянно притягивает к себе людей своими мыслями или идеями, определенными идеалами, а также силой своей способности убеждать, так собирается определенная группа единомышленников, которая становится сплоченной командой [5, c. 29].
Именно это умение простого человека является важнейшей способностью, которая впоследствии определяет его в успешном становлении в качестве лидера. А грамотная постановка правильных ценностей и рациональный контроль над приверженностью самих последователей этим целям – важное качество самого лидера.
9. Определение и четкое видение перспективы. Согласитесь, что человек, ведущий за собой команду, обязательно должен знать направление, куда он идет. Поэтому к важнейшим организационным качествам настоящего лидера, кроме других, также относятся наблюдательность, определение и четкое осознание перспективы конкретной деятельности своей команды – людей, которые следуют за ним. Истинный лидер не замечает преград, возникающих у него на пути, но он абсолютно ясно и четко видит конкретную цель, к которой он стремится.
10. Умение организовать и замотивировать команду на быстрое решение поставленных задач. Это фундаментальное организационное качество истинного лидера. Оно заключается в умении грамотно и адекватно распределять обязанности между участниками команды, а также в способности правильно мотивировать и в нужный момент воодушевлять людей на выполнение конкретных поставленных задач и координировать работу в случае действительной необходимости [7, c. 47].
11. Умение быстро ориентироваться в любой сложившейся ситуации. На самом деле лидер – главный участник сложного процесса, он буквально находится в центре событий, где взаимодействуют и противоборствуют различные силы, которые очень часто по объективным причинам самостоятельно контролировать не может. Поэтому истинный лидер должен чувствовать потенциальное развитие событий, буквально «ощущать ситуацию» и при этом уметь моментально ориентироваться в ней, чтобы принятое им решение было исключительно верным.
12. Готовность прийти на помощь и поддержать своих последователей в трудную минуту. Эти качества характеризуют истинного лидера как Человека. Люди начинают еще больше его уважать за то, что он всегда помнит об их интересах, а если он еще и озадачен тем, что может им дать, а не тем, что он как лидер может от них получить, то уважение и любовь к нему просто не будут знать границ. Плох тот лидер, который не замечает проблем своих последователей и не считает возможным поддерживать их в трудной ситуации, особенно когда он может и способен это сделать.
Кроме этого обширного списка лидерских качеств истинный лидер должен уметь благодарить и вовремя поощрять своих последователей. Это поможет ему гораздо более успешно выполнять конкретные функции по организации процесса управления.
Таким образом, лидерство - это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
От личных качеств лидера во многом зависит качество его руководства и отношение со стороны подчиненных.