Помимо обычных ленточных тормозов, широко применяемых на ткацких станках при выработке плотных тканей, особое значение имеют дифференциальные или автоматические тормоза основы, обеспечивающие отпуск основы при некотором постоянном ее натяжении.
Рассмотрим дифференциальный тормоз грузового типа, применяемый при выработке средних и тяжелых тканей, включающий в себя тормозной и дифференциальный механизмы (рис. 148). Тормозной механизм состоит из шкива 4, охватываемого стальной лентой 5 с фрикционной накладкой. Тормозной шкив крепится к фланцу навоя 6, который устанавливается цапфами в подшипниках, смонтированных на станине станка. Тормозная лента крепится одним концом к раме станка в шарнире О3, другим — к рычагу 2 дифференциального механизма. Этот рычаг имеет дуговую форму, и по нему перекатывается каточек 3, установленный на конце тяги 1*, жестко соединенный со щупом 1 диаметра намотки основы. Ось вращения щупа О5 шарнирно соединена с двуплечим грузовым рычагом 7, на котором установлен груз Q. Этот груз обеспечивает нормальное давление N со стороны каточка 3 на
|
|
рычаг 2. По мере срабатывания основы точка приложения нормального давления N смещается к оси вращения дифференциального рычага 04. Прижим щупла 1 к навою производится спиральной пружиной 8.
Для обеспечения постоянного статического натяжения основы необходимо, чтобы крутящий момент MK, создаваемый нитями основы, и тормозной момент шкива МТна протяжении срабатывания основы с на воя были равны:
МК = МТ
или
Т0D = (TT - t)d (1)
где D — диаметр основы на навое;
ТТ — натяжение конца тормозной ленты, к которому прикреплен рычаг;
t — натяжение конца фрикционной ленты, закрепленного на станине;
d— диаметр тормозного шкива;
Т0 — статическая составляющая натяжения основы.
Натяжение ТTнаходится из соотношения плеч рычагов (рис. 148)
Натяжение t конца ленты, прикрепленного к станине, находим по формуле Эйлера:
где µ— коэффициент трения фрикционной ленты о тормозной шкив;
е — основание натуральных логарифмов;
α — угол охвата лентой тормозного шкива.
Подставив значения натяжений концов тормозной ленты в уравнение (1), определим вес груза Q:
Из уравнения (1) можно определить величину натяжения основы
(2)
Из уравнения (2) видно, что диаметр намотки основы на навое D и плечо дифференциального рычага f входят в уравнение в первой степени и статическое натяжение основы будет поддерживаться постоянным в течение срабатывания всей основы с навоя при условии
|
|
Таким образом, отношение плеча дифференциального рычага к диаметру основы на навое должно быть постоянным и при проектировании тормоза необходимо выдержать соотношение:
Изменение тормозного момента навоя соответствует изменениюмомента, создаваемому нитями основы, и в статических условиях натяжение основы поддерживается постоянным.
ОСНОВНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ
Механизмы, регулирующие длину сматываемой с навоя основы, называются основными регуляторами. В отличие от основных тормозов, при использовании которых навой поворачивается за счет натяжения нитей основы, в основных регуляторах управление движением навоя осуществляется совместным действием натяжения основы и специального механизма. При этом угол поворота навоя и закономерность движения определяются конструкцией регулятора.
Основные регуляторы по принципу действия делятся на регуляторы независимого действия (позитивные) и регуляторы зависимого действия (негативные).
Требования, предъявляемые к основным регуляторам, удобно разделить на технологические и технические.
К технологическим требованиям относятся следующие:
-сохранение постоянного натяжения основных нитей по мере срабатывания основы с навоя,
-постоянство заправочного натяжения от цикла к циклу,
-контроль натяжения внутри цикла,
-точность подачи основы в зону формирования ткани.
К техническим требованиям относятся следующие:
-надежность конструкции,
-возможность выработки широкого ассортимента тканей,
-работа без ручного подрегулирования,
-возможность использования на различных станках,
-высокая статистическая точность регулирования,
-чувствительность к изменению нагрузки.