Рыночное равновесие, условия достижения

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию цены равновесия (Р), т. е. цены такого уровня, при котором достигается соответствие спроса и предложения (рис. 3).

Рисунок 3 – Рыночное равновесие

Другими словами, цена равновесия — это цена, по которой продавец может продать свой товар (услугу), возместив издержки производства и получив прибыль, а покупатель в состоянии купить его, исходя из своей платежеспособности. Соответствующее цене равновесия количество товара есть равновесное количество (Q).

Если цена поднимается выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой наступит перепроизводство товара, и цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Снижение цены уже не будет стимулировать производство. Наступит рыночное равновесие, при котором спрос равен предложению.

В ситуации, когда цена снижается ниже цены равновесия, спрос превысит предложение. Низкая цена не будет стимулировать производителей к наращиванию производства, но обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к цене равновесия.

Так происходит колебание спроса и предложения вокруг цены равновесия и посредством конкуренции установление рыночного равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: