Конкуренция и ее виды

Конкуренция – форма экономической борьбы за максимальную реализацию личных интересов экономических субъектов, действующих на рынке.

Виды конкуренции:

1. по субъектам конкурентных отношений различают конкуренцию производителей, конкуренцию покупателей, продавцов, между покупателями и продавцами и др.

2. По применяемым средствам и методам: ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции соперники (производители или продавцы) влияют на спрос и реализацию товаров через изменение в цене товаров. При неценовой конкуренции ценеотводится второстепенное место, а соперничество осуществляется путем выпуска новых или более качественных товаров либо путем совершенствования условий продажи и послепродажногообслуживания товара.

3. По степени добросовестности конкурентной борьбы. Недобросовестной или нечестной конкуренцией принято считать использование конкурентами ложных утверждений при осуществлении коммерческой деятельности, а также распространение ложной информации о своих конкурентах, использование чужого товарного знака, копирование продукта конкурента и другие действия. Современные нормы международного права запрещают такую конкуренцию и предусматривают ряд штрафных санкций к фирмам, которые ее используют.

4. По степени ограничения конкуренции - совершенная и несовершенная конкуренция. Признаки совершенной конкуренции:

- вход и выход на рынок совершенно свободны.

- полную информированность продавцов и покупателей о ситуации на рынке,

- полную однородность отраслевого товара у всех производителей,

- множество продавцов и покупателей в отрасли,

- отсутствие сговоров между ними и возможности влиять на цены и объемы производства.

Несовершенная конкуренция предполагает существование разного рода нарушений, отклонений от вышеперечисленных условий. Моделями несовершенной конкуренции являются — монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Монополия в буквальном смысле означает существование единственного продавца (или производителя) в отрасли. Ее влияние на цены и объемы производства очень значительно и ограничено только объемами спроса. Олигополия означает, что в отрасли существует более одного, но ограниченное число конкурентов (до 5-ти). Такая отраслевая структура делает олигополистов зависимыми друг от друга в конкурентной стратегии. Результатом является стремление к заключению различных сговоров о ценах, рынках сбыта и пр. (картелирование, «джентльменские соглашения»), к снижению интенсивности ценовой конкуренции и активизации неценовых средств конкурентной борьбы. Монополистическая конкуренция означает, что в отрасли множество конкурентов, но отраслевой продукт отличается, дифференцирован. Эти отличия закрепляют каждого производителя в определенной рыночной нише, что превращает его в монополиста и позволяет влиять на цену. Однако это влияние не может быть значительным, так как потребители могут переключить спрос на продукты конкурентов.

Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия, и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, послепродажного обслуживания, внешнего вида и др.).



ЛЕКЦИЯ 3 Ценообразование в рыночной экономике

План:

3.1 Понятие цены и инфляции

3.2 Функции цен

3.3 Виды цен и их структура

3.4 Методы измерения ценовой эластичности.

 

Понятие цены и инфляции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: