Лекция 2 рынок и рыночный механизм

План:

2.1 Понятие рынка, виды рынков.

2.2 Потребительский спрос. Закон спроса.

2.3 Понятие предложения. Закон предложения.

2.4. Рыночное равновесие, условия достижения.

2.5 Конкуренция и ее виды.

 

Понятие рынка, виды рынков

 

Рынок — саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Субъектами рыночных отношений выступают физические и юридические лица, объектами — все те блага и услуги, по поводу которых такие отношения возникают.

Виды рынков:

1. С точки зрения пространственных характеристик: местный (локальный) рынок, региональный, национальный, мировой.

2. По степени насыщенности выделяют:

- равновесный рынок (объемы спроса и предложения примерно совпадают);

- дефицитный (спрос превышает предложение);

- избыточный (профицитный) – устойчивое превышение предложения над спросом.

3. По механизму функционирования различают: свободный рынок (регулируемый на основе действия закона стоимости и свободной конкуренции товаропроизводителей), монополизированный (условия производства и обращения определяются группой монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция), государственно регулируемый (ведущая роль в организации хозяйственной жизни принадлежит государству, использующему экономические методы воздействия).

Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях:

1. Рынок — наиболее совершенный инструмент саморегулирования товарного производства. Если спрос на товар растет, производители станут его больше производить, увеличивая цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и, соответственно, цену. Производство постепенно будет сокращаться. И наоборот. Таким образом, рынок способствует поддержанию сбалансированности спроса и предложения.

2. Рынок оказывает стимулирующее воздействие на эффективность производства, побуждая товаропроизводителей создавать товары с наименьшими затратами. Если цена снижается, то производители вынуждены не только сокращать производство, но и искать пути снижения издержек. При повышении цены потребителя станут искать дополнительные доходы, что повышает их трудовую активность. 3. Рынок обеспечивает окончательное признание общественной значимости произведенного продукта и затраченного на него труда. Если товар продан, значит произошло его общественное признание, признание его общественной полезности.

4. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых всем его субъектам. Эта разнообразная информация воплощена прежде всего в ценах.

5. В условиях углубления внутри- и межстранового разделения труда и расширения кооперационных связей рыночные отношения обеспечивают динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

6. Рынок выполняет санирующую функцию, очищая общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий и, наоборот, активно поощряя развитие эффективных производств.

7. Рынок выполняет также, как это следует из предыдущего положения, функцию дифференциации производителей.

4. По критерию объекта рыночныхотношений. По этому признаку выделяют следующие рынки:

- товарный рынок, включающий потребительский рынок (рынок предметов потребления и услуг);

- рынок средств производства;

- рынок информации, рынок интеллектуального продукта (научно-технических разработок);

- финансовый рынок, состоящий из рынка капиталов (инвестиционный рынок), рынка кредитов, рынка ценных бумаг, валютно-денежного рынка;

- рынок труда.

Потребительский рынок включает: рынок продовольственных и непродовольственных товаров; рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры и образования; рынок жилья; рынок зданий, сооружений непроизводственного назначения.

Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения; рынка полезных ископаемых.

Рынок информации и научно-технических разработок. Его составляющие: рынок инноваций, изобретений; рынок информационного продукта (сфера информационных услуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.).

Рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу инвестиций.

Рынок труда — общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т. е. продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики. Рыночная инфраструктура — это совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. К ней относятся: сеть коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений; товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; страховые компании; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: