Потребительский спрос. Закон спроса

Спрос — это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной деньгами. Он изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по разным возможным ценам.

Рисунок 1 – Кривая спроса

 

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Зависимость спроса от цен фиксируется законом и представлена кривой с отрицательным наклоном.

Сущность закона спроса заключается в обратной зависимости величины спроса от цен при прочих равных условиях. Эта зависимость определяется тремя причинами. Во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей. Во-вторых, покупатель получает меньше удовлетворения или полезности от каждой последующей единицы продукта, т. е. потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности. В связи с этим потребители покупают дополнительные единицы продукта только при условии снижения цены. В-третьих, действие закона спроса можно объяснить «эффектом дохода» и «эффектом замещения».

«Эффект дохода» указывает на то, что при снижении цен на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объемы закупок, не отказывая себе в покупке других товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

«Эффект замещения» проявляется в стремлении покупателя приобретать более дешевые товары вместо аналогичных, цены на которые выросли.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки постоянной кривой спроса. Каждая точка при этом представляет конкретную цену и соответствующее количество продукции, которое потребитель решит купить по этой цене.

Различают индивидуальный и рыночный спросы. До сих пор шла речь об индивидуальном спросе отдельного потребителя. Рыночный спрос находится путем суммирования величины спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Чтобы вывести общую кривую спроса графически, необходимо совместить кривые индивидуального спроса по горизонтали.

Бесспорно, цена является самой важной детерминантой количества покупаемого продукта. Однако существуют факторы, которые также влияют на решение покупки, т. е. но спрос. Это неценовые детерминанты, которые оказывают влияние на изменение в спросе и сдвигают кривую спроса вправо (если он растет) или влево (если он подает).

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Предпочтения и вкусы потребителей. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений может быть вызвано рекламой, изменением моды и увеличит спрос по каждой цене, сместив кривую спроса вправо. И наоборот.

2. Число покупателей на рынке обусловливает изменение общего спроса.

3. Повышение доходов относительно большинства товаров приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары (взаимодополняемые и взаимозаменяемые). Взаимозаменяемые товары — это такие пары товаров, для которых рост цен одного приводит к росту спроса на другой; взаимодополняемые товары — пара товаров, для которых рост цен одного приводит к падению спроса на другой.

5. Ожидание потребителей. Ожидание повышения цен может побудить потребителей к увеличению покупок, а ожидание повышения доходов может заставить их меньше ограничивать текущие расходы. И наоборот, ожидание падения цен и снижение доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Закон спроса не действует в следующих случаях:

1. Парадокс Гиффена – при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах

2. Эффект Веблена связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаров, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе.

3. Когда цена является показателем качества.

4. Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

5. Эффект ожидаемой динамики цен.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: