Развитие центральной нервной системы

В центральной нервной системе созревание идет от спинного мозга, продолговатого, к среднему, промежуточному и к коре больших полушарий. Развитие рефлекторных функций различных отделов мозга зависит от становления их морфологических и функциональных особенностей.

Спинной мозг. К моменту рождения все нервные и глиальные клетки мозга хорошо развиты. Морфологическое развитие связано с ростом тела ребенка, по мере увеличения длины позвоночника. Спинной мозг у новорожденного имеет длину 14 см. К двум годам достигает 20 см, к 10 годам – удваивается. Наиболее быстро растут грудные сегменты спинного мозга. Масса мозга у новорожденного – около 5,0г (0,1% массы тела, у взрослых -0,04%). Увеличение массы происходит до окончания периода полового созревания и достигает 22 г. Объем серого вещества спинного мозга увеличивается быстро. Становление рефлекторной функции начинается во внутриутробный период и связано с движениями плода. Со спинным мозгом связаны рефлексы: хватательный, сухожильный, коленный, почесывания, подошвенный, Бабинского, Ахиллов рефлекс и др.

 Головной и спинной мозг развиваются из наружного зародышевого листка – эктодермы. На его дорзальной части образуется нервная трубка, которая первоначально образует три мозговых пузыря. Затем передний и задний пузыри разделяются, в результате образуется пять мозговых пузырей – конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый. Полости мозговых пузырей преобразуются в желудочки мозга, просвет нервной трубки – в центральный канал спинного мозга. В процессе развития мозга из каждого из пяти мозговых пузырей образуется соответствующий отдел мозга – продолговатый, задний (Варолиев мост и мозжечок), средний, промежуточный и конечный мозг. Масса мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г.

У новорожденного головной мозг относительно большой, масса его в среднем 390 г. Она по отношению к массе тела у новорожденного 1:8, а у взрослого – 1:40. К концу первого года жизни масса мозга удваивается, к 3 - годам утраивается. Максимального значения достигает к 20 – 29 годам. У новорожденного лучше развиты онтогенетически более старые отделы мозга.  Наиболее интенсивно в первый год жизни развивается мозжечок. На поверхности полушарий большого мозга у новорожденного уже имеются борозды и извилины. В дальнейшем, по мере увеличения возраста ребенка, борозды становятся глубже, а извилины между ними рельефнее. Миелинизация нервных волокон в онтогенетически более старых отделах (ствол мозга) начинается и заканчивается раньше.  

Продолговатый мозг и Варолиев мост в полне развиты к моменту рождения ребенка. Наиболее зрелыми являются безусловные рефлексы: сосательный, глотательный, чихания, кашления и др.

Средний мозг к моменту рождения имеет практически развитые структуры. Значительная часть черной субстанции не имеет характерного пигмента, с которым связана тонкая моторика руки. Развитие пигментации начинается с 6 месяцев и продолжается до 16 лет. Ряд рефлексов – тонические, оборонительные и ориентировочные развиваются во внутриутробный период. В первые дни жизни ребенка хорошо выражены зрачковый рефлекс, рефлексы положения тела в пространстве, рефлекс Моро.

Промежуточный мозг к моменту рождения развит не в полной мере. Активное развитие ядер таламуса в 4 года, окончательное – к 13 годам. Активное развитие ядер гипоталамуса в 2 года, окончательное – к 16 годам. У новорожденного присутствуют рефлекторные реакции промежуточного мозга на тактильные, болевые, вкусовые, температурные и обонятельные раздражители.

Мозжечок к моменту рождения развит слабо. Интенсивный рост мозжечка от 5 до 11 месяцев, а также в период полового созревания. Миелинизация волокон коры мозжечка происходит до 6 месяцев. Становление рефлекторной функции мозжечка связано с формированием продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

Базальные ганглии развиваются интенсивнее структур промежуточного мозга. Бледное ядро к моменту рождения практически развито. В структурах полосатого тела миелинизация начинается у плода, заканчивается к 11 месяцам жизни. С развитием полосатого тела связано появление мимических движений, умений сидеть и стоять. Появление произвольных и выразительных движений связано с развитием полосатого тела и двигательных центров коры больших полушарий мозга.

К концу дошкольного периода устанавливается определенное равновесие коркового и подкоркового двигательных механизмов.

Кора больших полушарий мозга к моменту рождения ребенка имеет хорошо выраженные первичные и вторичные борозды, общий тип строения, количество нервных клеток как у взрослого. Миелинизация клеток коры достигает хорошего развития к 9 месяцам жизни и завершается к 3 годам. В младшем школьном возрасте и в период полового созревания продолжается развитие головного мозга, которое связано с увеличением числа ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. У новорожденного большие полушария головного мозга не обладают регулирующим влиянием на нижележащие отделы центральной нервной системы. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов проходят через зрительные бугры и базальные ганглии. В дошкольном возрасте отмечается повышенная возбудимость и легкая утомляемость коры. Функциональное развитие коры больших полушарий головного мозга связано с возрастными особенностями формирования условных связей.

К моменту рождения уровень зрелости структур мозга позволяет осуществлять как жизненно важные функции, так и простейшие реакции на внешние воздействия. В постнатальном периоде продолжается интенсивное развитие мозга, в особенности его высших отделов – коры больших полушарий.

 Многоуровневая организация мозга носит иерархический характер. Ведущую роль в осуществлении целостной интегративной функции мозга приобретают высшие отделы коры больших полушарий, которые управляют структурами более низкого уровня (подкорка, ствол мозга, мозжечок, спинной мозг). Длительный и гетерохронный характер созревания структур мозга определяет специфику мозга в различных возрастных периодах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: