Классификация условных рефлексов

- по характеру ответных реакций (пищевые, оборонительные, двигательные, секреторные, половые и др.);

- по местоположению рецепторов (экстерорецептивные, проприорецептивные, интерорецептивные);

- по вовлеченному анализатору (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые и др.).

Ориентировочный рефлекс.

Для формирования условных связей необходимо взаимодействие различных структурных образований мозга. В этом процессе обязательно участие ориентировочного рефлекса. Ориентировочная реакция имеет многокомпонентный полифункциональный характер. Она складывается из общей двигательной реакции и реакции способствующей пространственной локализации раздражителей.

Ориентировочная реакция сопровождается:

- изменением вегетативных функций в организме;

- увеличением частоты ритмов во всех отделах голоного мозга.

Совокупная деятельность всех структур создает целостную ориентировочную реакцию организма.  Возникновение ориентировочного рефлекса является необходимой предпосылкой образования условного рефлекса. Образование условнорефлекторных связей лежит в основе обучения, которое является одним из компонентов высшей нервной деятельности.

Развитие условных рефлексов начинается со 2 дня после рождения. При этом мозг подготовлен к формированию условнорефлекторной деятельности. Сроки выработки рефлексов индивидуальны, но со 2 месяца возможно вырабатывать рефлексы на все анализаторы.

Выделяются 4 стадии формирования условного рефлекса:

- стадия неспецифических реакций (возникновение ориентировки на раздражитель);

- стадия торможения (действие сигнала вызывает общее торможение);

- стадия неустойчивого условного рефлекса;

- стадия устойчивого условного рефлекса.

Скорость выработки условных рефлексов с возрастом увеличивается.

Безусловное и условное торможение условных рефлексов.

1. Безусловное (внешнее) торможение.

Является врожденным. Дуги рефлексов проходят по подкорке и коре. Имеет охранительное значение.

Внешнее торможение – средство воспитания полезных привычек и навыков у детей первых двух лет.

1) Индукционное – возникает в том случае, когда во время действия рефлекса возникает сильный раздражитель, не связанный с данным рефлексом.

2) Запредельное - возникает в том случае, когда действие раздражителя длится долго, либо раздражитель имеет предельную, для нормального восприятия, силу.

2. Условное (внутреннее) торможение.

Формируется в течение онтогенеза. Дуги рефлексов проходят по коре. Лежит в основе воспитания и обучения, формирования поведенческих реакций. Активно развивается после 6-7 лет.

1) Угасание - возникает в том случае, когда условный рефлекс долгое время не подкрепляется. Лежит в основе забывания.

2) Запаздывание - возникает в том случае, когда действие «подкрепления» условного рефлекса отодвигается во времени. Лежит в основе формирования сдержанности и воспитанности.

3) Дифференцировка способность мозга различать близкие по своим свойствам условные раздражители. Лежит в основе обучения.

4) Условный тормоз - возникает в том случае, когда во время действия условного рефлекса возникает резкое ограничение в его продолжении. Ведет к столкновению процессов возбуждения и торможения, что может быть следствие нарушений  высшей нервной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: