- по характеру ответных реакций (пищевые, оборонительные, двигательные, секреторные, половые и др.);
- по местоположению рецепторов (экстерорецептивные, проприорецептивные, интерорецептивные);
- по вовлеченному анализатору (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые и др.).
Ориентировочный рефлекс.
Для формирования условных связей необходимо взаимодействие различных структурных образований мозга. В этом процессе обязательно участие ориентировочного рефлекса. Ориентировочная реакция имеет многокомпонентный полифункциональный характер. Она складывается из общей двигательной реакции и реакции способствующей пространственной локализации раздражителей.
Ориентировочная реакция сопровождается:
- изменением вегетативных функций в организме;
- увеличением частоты ритмов во всех отделах голоного мозга.
Совокупная деятельность всех структур создает целостную ориентировочную реакцию организма. Возникновение ориентировочного рефлекса является необходимой предпосылкой образования условного рефлекса. Образование условнорефлекторных связей лежит в основе обучения, которое является одним из компонентов высшей нервной деятельности.
|
|
Развитие условных рефлексов начинается со 2 дня после рождения. При этом мозг подготовлен к формированию условнорефлекторной деятельности. Сроки выработки рефлексов индивидуальны, но со 2 месяца возможно вырабатывать рефлексы на все анализаторы.
Выделяются 4 стадии формирования условного рефлекса:
- стадия неспецифических реакций (возникновение ориентировки на раздражитель);
- стадия торможения (действие сигнала вызывает общее торможение);
- стадия неустойчивого условного рефлекса;
- стадия устойчивого условного рефлекса.
Скорость выработки условных рефлексов с возрастом увеличивается.
Безусловное и условное торможение условных рефлексов.
1. Безусловное (внешнее) торможение.
Является врожденным. Дуги рефлексов проходят по подкорке и коре. Имеет охранительное значение.
Внешнее торможение – средство воспитания полезных привычек и навыков у детей первых двух лет.
1) Индукционное – возникает в том случае, когда во время действия рефлекса возникает сильный раздражитель, не связанный с данным рефлексом.
2) Запредельное - возникает в том случае, когда действие раздражителя длится долго, либо раздражитель имеет предельную, для нормального восприятия, силу.
2. Условное (внутреннее) торможение.
Формируется в течение онтогенеза. Дуги рефлексов проходят по коре. Лежит в основе воспитания и обучения, формирования поведенческих реакций. Активно развивается после 6-7 лет.
|
|
1) Угасание - возникает в том случае, когда условный рефлекс долгое время не подкрепляется. Лежит в основе забывания.
2) Запаздывание - возникает в том случае, когда действие «подкрепления» условного рефлекса отодвигается во времени. Лежит в основе формирования сдержанности и воспитанности.
3) Дифференцировка – способность мозга различать близкие по своим свойствам условные раздражители. Лежит в основе обучения.
4) Условный тормоз - возникает в том случае, когда во время действия условного рефлекса возникает резкое ограничение в его продолжении. Ведет к столкновению процессов возбуждения и торможения, что может быть следствие нарушений высшей нервной деятельности.