Лабораторная работа №5

Химия элементов 13 ой группы

1. Получение борной кислоты. К концентрированному раствору буры в пробирке осторожно прилить крепкой серной кислоты. Раствор охладить. Наблюдать выпадение кристаллов борной кислоты. Кристаллы рассмотреть под микроскопом.

2. Испытать реакцию раствора борной кислоты и её солей на лакмус. В чем заключается особенность диссоциации борной кислоты?

3. Качественная реакция на борную кислоту. В качественном анализе для открытия бора используется способность его летучих соединений окрашивать пламя в зелёный цвет. В фарфоровый тигель поместите немного буры, налейте 2-3 мл этилового спирта и столько же концентрированной серной кислоты. Перемешайте смесь в тигле и зажгите спирт. Какое летучее соединение бора образуется в данной реакции? Какова его структурная формула?

4. Насыпать в пробирку небольшое количество алюминиевых стружек, подействовать на них дистиллированной водой. Происходит ли реакция? В ту же пробирку по каплям постепенно добавлять соляную кислоту до начала реакции.

5. Подействовать на алюминий разбавленной и концентрированной серной кислотой. Что наблюдается в каждом случае?

6. (Опыт проводить в тяге!) Подействовать на алюминий концентрированной азотной кислотой на холоду и при нагревании (осторожно!).

7. Подействовать на алюминиевые стружки раствором едкого натра. Если реакция будет малоинтенсивной, осторожно нагреть. Если после этого будет происходить сильное вспенивание, охладить пробирку водопроводной водой. Поджечь выделяющийся газ. (Осторожно! Следить, чтобы брызги раствора едкого натра не попали в глаза!).

8. К раствору соли алюминия по каплям добавлять раствор едкого натра до образования густого осадка. Разделить полученный осадок на две части. К одной продолжать прибавлять раствор едкого натра до растворения осадка. К другой прилить раствор сильной минеральной кислоты. К раствору, полученному в первой пробирке, добавить раствор хлорида алюминия. Если осадок не выпадает сразу, осторожно подогреть.

9. Гидролиз солей алюминия.

а) Доказать наличие гидролиза в растворах хлорида или сульфата алюминия.

б) Подействовать раствором соли уксусной кислоты на раствор соли алюминия. Полученный прозрачный раствор прокипятить. Что наблюдается?

в) К раствору сульфата алюминия прилить концентрированный раствор соды. Наблюдать выделение пузырьков газа.

г) К раствору сульфата алюминия по каплям прибавить раствор сульфида аммония. Нагреть до кипения и отфильтровать осадок. Промыть несколько раз горячей водой. Каков состав осадка? Как доказать, что он не является солью сероводородной кислоты?

Объяснить различную степень гидролиза солей алюминия во всех проделанных опытах.

10. [3]Повторить опыты п. 9 с солями галлия и сравнить поведение соединений алюминия и галлия.


 


Лабораторная работа №6.

Химия элементов 1 ой и 2 ой группы

1. Прокалите нихромовую проволочку в пламени газовой горелки, пока цвет пламени не перестанет изменяться. На очищенной проволочке внесите в пламя по капле растворов хлоридов магния, кальция, стронция, бария, лития, калия, рубидия, цезия[4], натрия.

Запишите результаты наблюдений в таблицу.

Катион металла Окраска пламени
   

Почему соль натрия вносят в пламя последней?

Для каких целей используется свойство солей металлов окрашивать пламя в разные цвета?

2. Образование малорастворимых солей натрия. К 2 мл 1М раствора хлорида натрия добавьте 2 мл насыщенного раствора гексагидроксоантимоната калия. Охладите пробирку в ледяной бане и наблюдайте выпадение осадка. Если осадок не выпадает, потрите стеклянной палочкой о стенку пробирки.

3. Осаждение Ba2+ в виде сульфата и перевод его в раствор. К раствору хлорида бария добавьте раствор сульфата натрия. Отфильтруйте осадок на стеклянном фильтре. Добавьте в пробирку с осадком пятикратное количество соды и прилейте немного воды, нагревайте пробирку несколько минут в пламени газовой горелки, затем добавьте еще воды, недолго нагрейте и после охлаждения отделите осадок декантацией.

Подействуйте на осадок минеральной кислотой (кроме серной). Докажите присутствие ионов Ba2+ в полученном растворе.

4. Получение перекиси кальция. Подействуйте на суспензию гидроксида кальция перекисью водорода. Полученный осадок отделите декантацией. Докажите образование перекиси кальция.

5. На металлический магний подействуйте водой, разбавленной соляной и азотной кислотой. Опишите происходящие процессы.

6. Определите рН растворов нитратов лития и магния методом индикаторов или рН-метром. Чем обусловлена реакция среды? Оцените степень гидролиза солей лития и магния.

7. Окислительно-восстановительные свойства пероксида натрия.

А) К подкисленному раствору иодида калия добавить твердый пероксид натрия. Доказать выделение иода.

Б) Растереть в ступке сухие сульфид свинца (II) и пероксид натрия и нагреть в фарфоровой чашечке на газовой горелке. Наблюдать изменение цвета смеси.

В) В раствор перманганата калия добавить несколько крупинок пероксида натрия. 

Г) Общий! «Неорганический фотосинтез». Получить углекислый газ из мрамора и соляной кислоты. (Доказать с помощью тлеющей лучинки.) Затем пропустить СО2 через предварительно растертый сухой пероксид натрия, помещенный в стеклянную трубочку. Выходящий после взаимодействия с Na2O2 газ пропустить в пробирку со смесью раствора соли Мора и роданида калия.

Объяснить происходящие эффекты.

После завершения опыта, пероксид натрия из стеклянной трубочки высыпать в стаканчик и растворить в небольшом количестве дистиллированной воды. Затем в стаканчик добавить раствор соли бария.


 


Лабораторная работа №7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: