Лабораторная работа №2

Химия элементов 16 ой группы

1. Налейте в пробирку 2 миллилитра 10% раствора пероксида водорода и нагрейте раствор на водяной бане. После начала выделения газа испытайте его тлеющей лучиной.

2. В пробирку с таким же количеством 10% раствора пероксида водорода бросьте крупинку диоксида марганца. Докажите, что выделяется то же газ, что и в предыдущем случае.

3. В пробирке, снабженной пробкой с газоотводной трубкой, получите при небольшом нагревании озон из смеси сухого персульфата калия и концентрированной азотной кислоты. Пропустите выделяющийся газ через растворы иодида калия и сульфида натрия. В последнем случае после пропускания добавьте в пробирку раствор соли бария или свинца.

4. Получение аллотропных модификаций серы. (Опыт проводится в вытяжном шкафу)

А) Насыпьте в пробирку порошок серы (1 см от дна) и осторожно расплавьте на пламени газовой горелки. Порошок серы должен перейти в подвижную светло-желтую жидкость. Не допускайте перегревания и потемнения расплава! Охладите расплав до начала кристаллизации и слейте оставшийся расплав в фарфоровый тигель. Определите полученную аллотропную модификацию. С течением времени наблюдайте медленный переход полученной модификации серы в более стабильную.

Б) Насыпьте в пробирку порошок серы (2 см от дна) и расплавьте на пламени газовой горелки. Порошок серы должен перейти в подвижную светло-желтую жидкость, затем расплав потемнеет и загустеет. Продолжайте сильно нагревать пробирку до перехода расплава снова в подвижную жидкость. Резко вылейте её в стакан с холодной водой. Определите полученную аллотропную модификацию. Пробирки с остатками расплава серы сразу залить водным раствором соды. С течением времени наблюдайте медленный переход полученной модификации серы в более стабильную.

5. ОБЩИЙ ОПЫТ? Кусочек серы положите в ложечку для сжигания, подожгите и опустите в колбу, на дно которую предварительно налейте немного воды. Когда сера сгорит, закройте колбу пробкой и встряхните. Испытайте полученный в колбе раствор универсальным индикатором и раствором фуксина (в отдельных пробирках).

6. Полученный в опыте 5 раствор сернистой кислоты разлейте по пяти пробиркам (1-2 мл). В первые три пробирки добавьте по одной капле раствора (1:1) соляной кислоты и миллилитр децимолярного раствора хлорида бария. Во вторую пробирку прибавьте две-три капли концентрированного раствора пероксида водорода, в третью – такое же количество хлорной воды, в четвертую – иодной воды и затем 3 капли раствора хлорид бария. Сравните полученные осадки. Зачем потребовалось добавление соляной кислоты?

7. В раствор сернистой кислоты, находящийся в пятой пробирке, добавьте сероводородной воды. Что наблюдается?

8. В трёх разных пробирках испытайте действие хлорной, бромной и йодной воды на сероводородную воду. Как изменяется разность потенциалов реакций окисления сероводорода при переходе от хлора к йоду?

9. Исследуйте действие сероводорода на растворы солей различных металлов: меди, кадмия, цинка, свинца, железа, марганца. Отметьте цвет получающихся осадков.

10. В разных пробирках испытайте действие разбавленной серной кислоты и хлорной воды на раствор тиосульфата натрия. В пробирке после реакции тиосульфата натрия с хлорной водой докажите наличие сульфат-иона.

11. Подействуйте концентрированной и разбавленной серной кислотой на следующие металлы: медь, цинк, алюминий. В случае медленной реакции следует немного подогреть пробирку.

12. На куске бумаги стеклянной палочкой напишите что-либо разбавленной серной кислотой, затем осторожно просушите бумагу над пламенем горелки. Как можно объяснить произошедшее?


 


Лабораторная работа №3.

Химия элементов 15 ой группы

Азот. Аммиак.

1. ОБЩИЙ ОПЫТ. Получение азота взаимодействием нитрита натрия и хлорида аммония. Для этого налить в колбу Вюрца равные количества концентрированных растворов нитрита натрия и хлорида аммония, в сумме не более четверти объема колбы.Укрепить колбу в штативе над асбестовой сеткой и осторожно подогреть до начала реакции. Как только реакция начнется, нагревание прекратить, горелку отставить. Испытать выделяющийся газ тлеющей лучинкой.

2. ОБЩИЙ ОПЫТ. Получение аммиака. В ТЯГЕ.Взять равные количества хлорида аммония и гидроксида кальция. Оба порошка хорошо перемешать в фарфоровой ступке. Смесь поместить в сухую пробирку или маленькую колбочку Вюрца и, закрыв пробкой с газоотводной трубкой, осторожно нагреть. Получающийся аммиак собрать в сухие пробирки. (Как держать при этом пробирки?) Произвести исследование его свойств.

А) В заполненную аммиаком пробирку внести горящую лучинку;

Б) Пробирку с аммиаком погрузить отверстием в чашку с водой, куда предварительно прибавить 1-2 капли раствора фенолфталеина. Покачивая пробирку, наблюдать засасывание воды.

В) На дно сухой пробирки поместить небольшое количество прокаленного сульфата меди. Опустить в пробирку газоотводную трубку почти до самой поверхности соли и пропустить аммиак. Что наблюдается?

3. Ионное равновесие в растворе аммиака. Налить разбавленный раствор аммиака (2н) в колбочку и прибавить 1-2 капли раствора фенолфталеина. Разлить окрашенный раствор в четыре пробирки. Одну пробирку прокипятить, в другую всыпать щепотку ацетата аммония и взболтать, в третью добавить 1-2 капли 2н раствора HCl. Четвертую оставить для сравнения. Сравнить окраску во всех пробирках. Объяснить изменение окраски.

4. Отношение солей аммония к нагреванию. (ТЯГА!)

А) Пробирку с хлоридом аммония закрепите в штативе и нагрейте. Объясните появление на стенках пробирки белого налета.

Б) Сухую пробирку с дигидрофосфатом аммония нагрейте. Определите, какой при этом выделяется газ.

В) Аналогичным образом испытайте отношение к нагреванию кристаллов карбоната аммония. Объясните отсутствие эффекта «возгонки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: