Компоненты региональной образовательной среды

 

 

Г.А. Ковалев в качестве единиц образовательной среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому окружению отнесены архитектура школьного здания, размер и пространственная структура школьных интерьеров; легкость трансформирования внутришкольного дизайна в пространстве школы; возможность и диапазон перемещений учащихся в интерьерах школы и т.д. К человеческим факторам относятся личностные особенности и успеваемость учащихся; степень их скученности и ее влияние на социальное поведение, распределение статусов и ролей; половозрастные и национальные особенности учащихся и их родителей. Программа обучения включает структуру деятельности учащихся, содержание программ обучения.

Н.Е. Щуркова выделяет такие компоненты, как предметно – пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное пространство.

В.А. Ясвин строит четырехкомпонентную модель, в которой выделяет пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты и субъектов образовательного процесса, где под социальным компонентом подразумевается особая форма детско-взрослой общности, а под психодидактический включает содержание образовательного процесса.

Как подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности.

Исходя из структуры образовательной среды школы, включающей пространственно-предметный, социальный и психодидактический компоненты, рассмотрим ее возможности в обеспечении качества начального общего образования.

Пространственно-предметный компонент отражает ресурсное, материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Сама архитектура школы, дизайн школьного двора, входа в школу, выбор цветовой гаммы, плакаты, надписи при входе, внутреннее оформление создают имидж образовательной организации Сложно представить современный урок в начальной школе без использования информационно-коммуникационных технологий. Важно, чтобы их использование было оправдано целями урока, спецификой учебной задачи, чтобы применение ИКТ соотносилось с формируемыми в ходе урока универсальными учебными действиями. Пространство класса, его способность к трансформации может обеспечивать возможность организовывать разные формы работы на уроке, учебного сотрудничества, в обязательном порядке включая парные и групповые. Использование методических пособий, стенгазет, выставок ученических работ, отчетов о событиях в жизни класса в оформлении кабинета позволяет обогатить жизненный опыт младших школьников, персонифицировать информацию, создать условия для развития личности.

Социальный компонент чрезвычайно важен в обеспечении качества начального общего образования. Сам педагог как субъект педагогической деятельности создает уникальный индивидуальный стиль общения с учениками, образец поведения, атмосферу взаимоотношений. В образовательной среде школы складываются взаимоотношения и формируются социальные контакты не только внутри класса, но и между классами одной параллели, в целом в начальной школе, между начальной и основной школой. Возможность таких контактов расширяется с организацией внеурочной деятельности, особенно при реализации программ, объединяющих младших школьников одной параллели или разных возрастов. Кроме того, сфера социальных взаимоотношений увеличивается при организации школьного самоуправления (в частности, шефства старших над младшими), совместной реализации учителями школы плана воспитательной работы, при организации общешкольных мероприятий, сотрудничестве с другими институтами образования и культуры – домами творчества, музыкальными и спортивными школами, библиотеками, музеями, концертными залами, др. Немаловажную роль в обогащении социального компонента образовательной среды играет взаимодействие с родителями, возможности их профессионального опыта в просвещении младших школьников, их участие в знакомстве детей с миром профессий, помощь в организации экскурсий на производство, предприятия. Такая работа, во-первых, является начальным, подготовительным шагом в дальнейшей профориентации школьников, во-вторых, помогает ученикам осознать значимость осваиваемых знаний, их роль в жизни общества.

Психодидактический компонент включает содержание образования, отраженное в основной образовательной программе, учебно-методическом комплексе, системе обучения, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность, выбор форм и методов обучения. Педагогический коллектив имеет возможность выбирать системы обучения и учебно-методический комплекс из списка рекомендованных к обучению в начальной школе Министерством образования и науки РФ. Как показывает образовательная практика, наиболее часто выбираемыми УМК являются «Школа 2100» в городских школах, как один из развивающих комплектов, и «Школа России» – как преемник традиций отечественного начального образования – в сельских. Безусловно, в условиях вариативного начального образования, возможность выбора достаточно высока, и каждая из систем обучения имеет свои отличительные черты, своеобразие, хотя все они ориентированы на федеральный государственный образовательный стандарт. Средовое влияние в методическом аспекте образования проявляется в том, насколько успешно удается в образовательной организации осуществлять обмен опытом учителей, обеспечивать сопровождение начинающих педагогов, создавать условия для продвижения передового педагогического опыта. Здесь также важно и обеспечение открытости образовательной организации – ее участие в муниципальных и областных методических, научно-практических, научных мероприятиях, повышение квалификации педагогических работников мониторинг качества педагогической деятельности (открытые занятия, мастер-классы).

 В условиях введения профессионального стандарта педагога и внедрения прикладного бакалавриата в высшем образовании, особое значение приобретает сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования и начального общего образования в подготовке бакалавров по профилю «Начальное образование». При таком взаимодействии обеспечивается встроенная практика студентов, которым в школе назначается учитель-супервизор, работающий в тесной взаимосвязи с преподавателями вуза. Таким образом, обеспечивается связь теории с практикой, как в процессе подготовки будущих специалистов, так и в работе учителей начальных классов и преподавателей вуза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: