Философское понятие среды

 

Среда - (франц. Milieu) – 1) окружающий мир; понятие, введенное в философию и социологию Тэном. Теория среды признавала человека глубоко зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным. В настоящее время среду рассматривают как противоположный полюс врожденной способности, как пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно; 2) окружение, совокупность природных условии, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т, е. те из окружающих их условий, которые они способны переживать и от которых зависит их существование и продолжение рода.

Образовательная среда трактуется в педагогическом терминологическом словаре как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда может мыслиться как совокупность специально организованных в образовательном учреждении педагогических условий, а также условий социальных и культурных, в результате воздействия которых происходит становление социального индивида – личности.

Подходы к определению

Под образовательной средой В.В. Рубцов понимает отказ от любой формы передачи ребенку готового бразца для подражания. Среда – это ситуация, в которой ребенок сам как можно более самостоятельно создает себе образ в условиях взаимодействия с другими (взрослыми, детьми), которые составляют его окружение.

По мнению А.Н. Леонтьева, среда – это то, что создано человеком, человеческое творчество, культура.

Осознавая значимость среды в формировании личности, М.С. Каган определяет требования к ее организации: она должна быть удобной, слаженной, целесообразной, гармоничной, информативной.

В нашем понимании образовательная среда – это такая общность, которая характеризуется:

а) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми;

б) такими важнейшими процессами, как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия (то есть отношение к своему собственному опыту внутри данной общности);

в) такой важнейшей характеристикой, как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как оно «двигается».

В качестве отправной единицы анализа формирования личности в поликультурной образовательной среде можно выделить ее социокультурную и культурно-историческую составляющие. Мы разделяем точку зрения В.В. Рубцова на формирование личности с новым мировоззрением как на связь современной социокультурной ситуации и принципиально новой многомерной социокультурной средой, в которой адаптация индивида к жизни в многомерном пространстве деятельностей и общностей заключается не в усвоении многообразия конкретных специальных и современных видов деятельности, а в усвоении субъектом целостной системы исторических образцов деятельности и сознания, в первую очередь, в соответствующих им форм и содержаний. Под изменившимися социокультурными условиями мы понимаем не любой тип школы, а только тот, который позволяет осваивать социокультурные нормы как культурно-исторические.

В зависимости от возрастной периодизации к таким условиям относятся уровни культурного воспитания, включенные в последующие этапы воспитания:

1. Этнокультурный уровень, который предоставляет личности как представителю той или иной национальной культуры широкие возможности этнической самоидентификации, которая является частью важнейшего процесса познания, поиска себя, непрерывного и бесконечного, кульминация которого приходится на школьные годы.

Этническая самоидентификация неразрывно связана с формированием национального самосознания как частью общественного сознания, которая определяется рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях, обычаях и которая включает в себя непосредственное отражение практической деятельности, норм морали, этических правил, осознание своей этнической принадлежности. На этнокультурном уровне в изучении языков приоритет принадлежит родному языку.

2. Межкулътурный уровень, характерной чертой которого является диалогичность, необходимая для формирования культуры межэтнических отношений. Культурологическая основа образования, воспитание умения вести диалог с иными культурами сегодня приобретает особую актуальность. Этот уровень концептуальной модели национального образования обеспечивает каждой личности необходимые условия для общенациональной, российской самоидентификации. На этом уровне получает приоритетность диалогическая парадигма в образовании, в основе которой лежит билингвизм. Диалогизм предполагает вывод человека национальной культуры на более высокий уровень – уровень диалога культур, в то же время не отрывает его от этнической среды, при освоении ценностей собственной национальной культуры путем сопоставления с культурами других народов.

3. На поликультурном уровне предполагается не только диалог с этническими культурами, но и выдвигается задача по глобализации культуры, что в свою очередь приобщает личность к общечеловеческим ценностям, формирует общепланетарные характеристики личности, ощущение ее причастности ко всему человечеству. Приоритетным становится полилингвизм, особенно в изучении иностранных языков, обеспечивающий доступ к ценностям мировой культуры. Логика развития среды: от этнокультурной к межкультурной (общероссийской) и далее к поликультурной. Каждому этапу соответствует свой возрастной период.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная на Всероссийском совещании работников образования, устанавливает приоритет образования в государственной политике. Доктрина предусматривает:

- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа;

- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и науки;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России;

- новые условия функционирования образования;

- решимость государства принять на себя ответственность за отечественное образование, являющееся основой развития России.

Необходимость разработки доктрины вызывается угрозой национальной безопасности страны. Эта угроза таится в деградации системы образования. Если культурные традиции и культурная среда центра и западной части страны в какой-то мере компенсировали данное явление, то, например, на востоке России изменения в образовательной среде особенно заметны и проявляются:

- в расходах государства на образование, когда речь идет уже не об оплате труда преподавателей или постройке школ и вузов, а о наличии самого элементарного - учебников, питания для учащихся, мела;

- в системе организации обучения: новые программы, региональный компонент в учебных планах, новые информационные технологии - все это на Дальнем Востоке в основном известно из газет;

- в соблюдении образовательных прав. Пользуясь отдаленностью Минобразования, правовой неграмотностью населения, отсутствием возможности выбора учебных заведений, многие школы, лицеи, колледжи и вузы нарушают права учащихся и студентов, осуществляют денежные поборы, некачественно ведут учебный процесс.

Есть серьезная проблема в отечественном образовании - это иждивенчество. И это вопрос нравственный. Сегодня уже имеются новые образовательные технологии, которые противопоставляют средневековой “классно-урочной” или “фронтальной” педагогической модели оптимальные, продуктивные и эффективные методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: