Определение морской карты. Классификация морских карт

Под морской картой понимают изображение на плоскости (на бумаге) всего моря или его части с при­легающим к нему побережьем, построенное в заданном уменьшении и в определенной картографической про­екции, выполненное условными знаками и содержащее, помимо элементов общегеографической характеристики, также элементы специальной характеристики изобра­жаемого района.

Географические карты, на которых один или не­сколько элементов содержания изображены с особой подробностью, а остальные элементы упущены или но­сят подчиненный характер, называются специальными картами.

Морские карты в ряду общей классификации карт по признаку содержания и назначения являются карта­ми специальными.

Морские карты в свою очередь в зависимости от на­значения и содержания также делятся на различные типы.

Ниже приводится схема классификации морских карт.

1. Навигационные карты:

а) генеральные,

б) путевые,

в) частные,

г) планы.

2. Справочные карты:

а) обзорные,

б) бланковые,

в) карты часовых поясов,

г) карты радиомаяков и радиостанций,

д) карты гидрометеорологических элементов.

3. Учебные карты.

Наибольшее применение в судовождении имеют морские навигационные карты, основным назначением которых является обеспечение безопасного плавания судна с ведением на них прокладки и нанесением навигационных и астрономических обсерваций.

В основу деления навигационных карт на генераль­ные, путевые, частные и планы положено их предна­значение.

Генеральные карты предназначаются для об­щего изучения условий плавания в большом водном бассейне, для прокладки пути при плавании в открытом море для предварительной прокладки маршрута перехода.

 П у т е в ы е карты служат для обеспечения плавания вдоль побережий в значительном удалении от берега, иногда и с потерей его видимости. В некоторых случаях путевые карты используются для обеспечения подхода к берегу.

Частные карты предназначаются для обеспечения плавания в непосредственной близости от берегов.

Планы предназначаются для обеспечения безопас­ного входа на рейды, в порты, гавани, бухты и для постановки на якорь в стесненных районах.

 

Предельная точность масштаба.

 

Масштаб навигационной карты – это степень уменьшения характеризуемая отношением расстояния между двумя точками на карте к действительному расстоянию между теми же точками на земной поверхности. От масштаба навигационной карты зависит ее по­дробность содержания. Чем крупнее масштаб навигаци­онной карты, тем с большей подробностью при прочих равных условиях отображается на ней местность. По­этому между разновидностями навигационных карт и масштабами, в которых они составляются, существует взаимная связь. Данному типу навигационных карт  в основном со­ответствуют определенные их масштабы и, наоборот, известный масштаб навигационной карты в основном определяет ее тип.

В настоящее время навигационные карты составля­ются преимущественно в следующих масштабах:

Генеральные карты: 1:500000, 1:750000, 1:1000000,1:1500000, 1:2000000,1:3500000, 1:5000000.

Путевые карты: 1:100000, 1:150000, 1:200000, 1:250000, 1:300000, 1:500000.

Частные карты: 1:25000; 1:50000.

Планы: 1:1000, 1:2000, 1:5000, 1:10000, 1:15000, 1:20000.

 

Точные границы между различными типами навига­ционных карт по их масштабам проводить нельзя, так как карты одного и того же масштаба в зависимости от характера водного района и морского побережья могут иметь различное предназначение и, следовательно! могут относиться к разным типам. В связи с этим карты масштаба 1:500000 отнесены и к генеральным и к путевым картам.

Предельная точность масштаба – это то линейное расстояние на местности, которое соответствует наименьшему расстоянию, которое можно измерить на карте. Считается, что человеческий глаз может снять расстояние с точностью 0,2мм (точка поставленная иголкой циркуля). Предельная точность зависит от масштаба карты и может быть различной. Для определения предельной точности масштаба надо знаменатель численного масштаба, выраженный в сантиметрах, умножить на 0,02 см(0,2мм) и полученный результат перевести в метры.

 

Формат и нарезка навигационных карт.

Для удобства хранения морских карт и пользования ими на судне установлены следующие размеры листов карт: для карт, издаваемых на целом листе,

75 X 100 см;для карт, издаваемых на половине листа, 50 X 75 см; для карт, издаваемых на четверти листа, 38 X 50 см.

Предельные размеры внутренних рамок карты, изданной на целом листе, составляют 68 X 93 см. В случаях, когда данный район желательно охватить одной картой, но он не помещается в заданном мас­штабе на полном листе стандартного размера, карты издаются с „клапаном". Это означает, что карта состоит из двух частей: одна из них представляет собой целый стандартный лист, а вторая — неполный лист, подклеиваемый к первому. В месте стыка основного листа с клапаном на карте вычерчивается только внутренняя рамка, а внешняя рамка не дается. Кроме того, на поле основного листа карты за внутренней рамкой и параллельно ей помещается надпись „Клапан".

Нарезкой карты называются границы района, охватываемого данной картой. Определить нарезку карты значит задать координаты внутренних рамок карты. Нарезки карт определяются перед составлением карт в процессе их проектирования и зависят в пер­вую очередь от предназначения карт.

Картографирование водных бассейнов организуют так, что море или его часть стараются охватить серией одномасштабных генеральных, путевых, а иногда и частных карт.

Для обеспечения удобного и точного переноса места судна с одной карты на другую, а также для обеспечения проверки переноса места судна навига­ционными определениями нарезки серийных карт про­ектируются с „находами" (с перекрытиями). Размеры находных частей карт бывают различными, зависят от характера картографируемого района и колеблются от 10 см до 0,25 площади листа карты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: