Под морской картой понимают изображение на плоскости (на бумаге) всего моря или его части с прилегающим к нему побережьем, построенное в заданном уменьшении и в определенной картографической проекции, выполненное условными знаками и содержащее, помимо элементов общегеографической характеристики, также элементы специальной характеристики изображаемого района.
Географические карты, на которых один или несколько элементов содержания изображены с особой подробностью, а остальные элементы упущены или носят подчиненный характер, называются специальными картами.
Морские карты в ряду общей классификации карт по признаку содержания и назначения являются картами специальными.
Морские карты в свою очередь в зависимости от назначения и содержания также делятся на различные типы.
Ниже приводится схема классификации морских карт.
1. Навигационные карты:
а) генеральные,
б) путевые,
в) частные,
г) планы.
2. Справочные карты:
а) обзорные,
б) бланковые,
в) карты часовых поясов,
|
|
г) карты радиомаяков и радиостанций,
д) карты гидрометеорологических элементов.
3. Учебные карты.
Наибольшее применение в судовождении имеют морские навигационные карты, основным назначением которых является обеспечение безопасного плавания судна с ведением на них прокладки и нанесением навигационных и астрономических обсерваций.
В основу деления навигационных карт на генеральные, путевые, частные и планы положено их предназначение.
Генеральные карты предназначаются для общего изучения условий плавания в большом водном бассейне, для прокладки пути при плавании в открытом море для предварительной прокладки маршрута перехода.
П у т е в ы е карты служат для обеспечения плавания вдоль побережий в значительном удалении от берега, иногда и с потерей его видимости. В некоторых случаях путевые карты используются для обеспечения подхода к берегу.
Частные карты предназначаются для обеспечения плавания в непосредственной близости от берегов.
Планы предназначаются для обеспечения безопасного входа на рейды, в порты, гавани, бухты и для постановки на якорь в стесненных районах.
Предельная точность масштаба.
Масштаб навигационной карты – это степень уменьшения характеризуемая отношением расстояния между двумя точками на карте к действительному расстоянию между теми же точками на земной поверхности. От масштаба навигационной карты зависит ее подробность содержания. Чем крупнее масштаб навигационной карты, тем с большей подробностью при прочих равных условиях отображается на ней местность. Поэтому между разновидностями навигационных карт и масштабами, в которых они составляются, существует взаимная связь. Данному типу навигационных карт в основном соответствуют определенные их масштабы и, наоборот, известный масштаб навигационной карты в основном определяет ее тип.
|
|
В настоящее время навигационные карты составляются преимущественно в следующих масштабах:
Генеральные карты: 1:500000, 1:750000, 1:1000000,1:1500000, 1:2000000,1:3500000, 1:5000000.
Путевые карты: 1:100000, 1:150000, 1:200000, 1:250000, 1:300000, 1:500000.
Частные карты: 1:25000; 1:50000.
Планы: 1:1000, 1:2000, 1:5000, 1:10000, 1:15000, 1:20000.
Точные границы между различными типами навигационных карт по их масштабам проводить нельзя, так как карты одного и того же масштаба в зависимости от характера водного района и морского побережья могут иметь различное предназначение и, следовательно! могут относиться к разным типам. В связи с этим карты масштаба 1:500000 отнесены и к генеральным и к путевым картам.
Предельная точность масштаба – это то линейное расстояние на местности, которое соответствует наименьшему расстоянию, которое можно измерить на карте. Считается, что человеческий глаз может снять расстояние с точностью 0,2мм (точка поставленная иголкой циркуля). Предельная точность зависит от масштаба карты и может быть различной. Для определения предельной точности масштаба надо знаменатель численного масштаба, выраженный в сантиметрах, умножить на 0,02 см(0,2мм) и полученный результат перевести в метры.
Формат и нарезка навигационных карт.
Для удобства хранения морских карт и пользования ими на судне установлены следующие размеры листов карт: для карт, издаваемых на целом листе,
75 X 100 см;для карт, издаваемых на половине листа, 50 X 75 см; для карт, издаваемых на четверти листа, 38 X 50 см.
Предельные размеры внутренних рамок карты, изданной на целом листе, составляют 68 X 93 см. В случаях, когда данный район желательно охватить одной картой, но он не помещается в заданном масштабе на полном листе стандартного размера, карты издаются с „клапаном". Это означает, что карта состоит из двух частей: одна из них представляет собой целый стандартный лист, а вторая — неполный лист, подклеиваемый к первому. В месте стыка основного листа с клапаном на карте вычерчивается только внутренняя рамка, а внешняя рамка не дается. Кроме того, на поле основного листа карты за внутренней рамкой и параллельно ей помещается надпись „Клапан".
Нарезкой карты называются границы района, охватываемого данной картой. Определить нарезку карты значит задать координаты внутренних рамок карты. Нарезки карт определяются перед составлением карт в процессе их проектирования и зависят в первую очередь от предназначения карт.
Картографирование водных бассейнов организуют так, что море или его часть стараются охватить серией одномасштабных генеральных, путевых, а иногда и частных карт.
Для обеспечения удобного и точного переноса места судна с одной карты на другую, а также для обеспечения проверки переноса места судна навигационными определениями нарезки серийных карт проектируются с „находами" (с перекрытиями). Размеры находных частей карт бывают различными, зависят от характера картографируемого района и колеблются от 10 см до 0,25 площади листа карты.