Для правильного выбора карты необходимо произвести оценку достоинства карты.
Основными критериями для оценки достоинства карты являются:
- давность гидрографических работ, по материалам которых составлена карта;
- масштаб карты, от величины которого зависит количество деталей, наносимых на карту
- подробность промера, которая характеризуется частотой галсов и расстояниями между глубинами на самих галсах;
- характер рельефа дна на интересующем участке.
Более старые гидрографические работы проводились менее совершенными инструментами и методами, поэтому всегда предпочтительнее карта, составленная по
материалам более поздних работ. С течением времени карта может терять сходство с местностью вследствие изменений как по причинам естественным (наносы, вековые колебания суши, землетрясения и т. п.), так и искусственным (строительство, посадка лесов и их вырубка и т. п.). Всегда надлежит пользоваться картой наиболее крупного масштаба для данного участка моря, в особенности при приближении к берегу, опасным районам и при плавании в узкостях.
|
|
В случае вынужденной необходимости пользования картой более мелкого масштаба надлежит одновременно руководствоваться данными также и карты более крупного масштаба.
Характер рельефа дна на данном водном участке имеет важное значение с точки зрения безопасности судовождения.
Плавный рельеф, характеризующийся согласием соседних глубин, отсутствием банок и островов, благоприятен для судовождения. Сложный рельеф, характеризующийся скачками глубин, наличием банок и островов, опасен и требует предосторожностей, так как в этом случае можно встретить сколько угодно малые глубины, не обнаруженные промером
На белых пятнах, имеющихся на картах, глубины никогда не измерялись и поэтому здесь можно встретить любую малую глубину, особенно при сложном рельефе.
Изобату 20 м следует считать предостерегательной для судов с большой осадкой, а
изобату 10 м для судов с малой осадкой.
За вышеуказанные предостерегательные изобаты без особой надобности заходить не рекомендуется. При необходимости такого захода надлежит принимать все меры предосторожности (уменьшение хода, непрерывное измерение глубин и т. д.).
При плавании за предостерегательными изобатами необходимо придерживаться проложенных и огражденных фарватеров.
При оценке грунта для выбора якорной стоянки, надлежит иметь в виду, что показанные на картах грунты определялись, как правило, по образцам, поднятым в выемках ручных и ме
ханических лотов, и характеризуют только верхний (часто очень тонкий) слой грунта морского дна..