Порядок выполнения данного способа

1 Выбрать ориентиры с углами пересечения

2 Проверить их наличие на карте

3 В быстрой последовательности снимаем пеленга и фиксируем время и отсчет лага

4 Полученные компасные пеленга исправляем на истинные пеленга

5 Полученные значения истинных пеленгов прокладываем на карте. Пересечение трех пеленгов даст нам точку- искомое место судна. При наличии небольшого треугольника погрешности со сторонами не больше мили принимаем место судна в центре треугольника.

6 Производим оформление обсервованного места судна

- находим счислимое место судна

-показываем невязку на карте направленную от счислимой точки в обсервованной

-стираем все лишни линии с карты

7 Оценка точности полученного места судна

8 Запись в вахтенный журнал

На практике три пеленга никогда не пересекутся в одной точке, а образуют треугольник погрешности.

 

 

Рис.5

  1. Определение места судна по 2 горизонтальным углам.

 

Если в пределах видимости наблюдателя, находящегося на судне, имеются три ориентира А, В и С (рис. 6), то измерив в быстрой пос­ледовательности углы — а между ориентирами А и В,  β — между В и С место судна получится в пересечении двух изолиний, которыми будут являться дуги окружностей, вмещающих измеренные углу α и β.

 

Рис.6.

Сущность способа определения места судна по двум горизонтальным углам

Соединим.прямыми линиями ориентиры А и В, В и С Из се­редины отрезка АВ, из точки D, и середины отрезка ВС, из точ­ки Е, восстановим перпендикуляры. Затем из точки А отложим отре­зок прямой под углом 90° — α к линии АВ, а от точки С — отрезок прямой под углом 90° — β к линии СВ. Точки пересечения этих отрез­ков с соответствующими перпендикулярами, восстановленными из точек D и Е, дадут нам центры окружностей, вмещающих соответствен­но углы аир. Проведем эти окружности. Известно, что вписанные уг­лы,, опирающиеся на одну дугу, равны между собой. Поэтому любой угол, вписанный в окружность ABF, опирающийся на дугу АВ, и бу­дет равен углу а и любой угол, вписанный в окружность BCF,, опирающийся на дугу ВС, будет равен углу β. Общая точка, из которой ориентиры А и В будут видны под углом а, а ориентиры В и С — под углом β, будет точка F. Следовательно, окружности АВ и ВС будут изолиниями углов α и β, а точка F — точка пересечения изолиний бу­дет являться обсервованным местом судна.

Однако определить место судна этим способом, если три избран­ные ориентира и судно будут находиться на одной окружности, нель­зя, так как в этом случае обе изолинии — окружности сливаются, пересекаясь в бесчисленном коли­честве точек.

 

Рис.7. Случай неопределенности

 

Допустим, что ориентиры А, В, С и судно находятся в данный момент на одной окружности (рис.7). Тогда из любой точки окружности ориентиры А и В будут видны наблюдателю под углом α, а ориенти­ры В и С — под углом β. Любая точка данной окружности будет являться точкой, из которой наблю­датель будет видеть ориентиры А и В, В и С соответственно под углами а и р. Действительное место судна может быть в любой точке окружности. Такой случай назы­вается случаем неопреде­ленности. Из рисунка видно, что ориентиры А, В и С и точка F (место судна) составляют вершины вписанного в окружность четырехугольника. Известно, что сумма про­тивоположных углов вписанного четырехугольника равна 180°. Тогда

α + β + ω = 180°,

где со — угол при точке В.

Следовательно, случай неопределенности возможен тогда, когда сумма измеренных углов α и β и угол при среднем ориентире составля­ют 180°. Этой является признаком случая неопределенности. Соответ­ствующим выбором ориентиров случай неопределенности можно ис­ключить. Случая неопределенности не будет, если:

судно (точка F) расположено ближе к среднему ориентиру;

ориентиры А, В и С находятся на одной прямой;

ориентиры А, В и С одинаково удалены от судна;

судно находится внутри треугольника, соединяющего ориентиры А, В и С;

два из трех ориентиров находятся в створе с судном.

Применение способа. Для определения места судна по двум углам» необходимо на побережье выбрать три ориентира, хорошо видимые и нанесенные на карту.

Секстаны подготавливают к наблюдениям иопределяют поправку индекса. Дванаблюдателя одновременно по команде измеряют углы, измерив секстаном углы α и β, исправляют их общей поправкой секстана:

Обсервованное место на карте находят с помощью протрактора. Установив на протракторе углы α и β, передвигают протрактор на кар­те так, чтобы срезы трех линеек прошли соответственно через выб­ранные для определения ориентиры.Место судна получится в точке накола фиксатора, находящегося в центре протрактора.

Получить обсервованное место судна можно также с помощью кальки. Проведя произвольную линию на кальке, выбирают на ней точку и из этой точки с помощью транспортира откладывают влево и впра­во углы α п β (рис.8). Наложив кальку на карту, действуют ей так же, как протрактором. Место судна будет в вершине двух углов, которое отмечается на карте уко­лом циркуля, после чего кальку убирают (см.рис.8).

Как говорилось выше, от трех пеленгов можно перейти к двум горизонтальным углам. К этому приему прибегают в случае, если поправка компаса не надежна и в пересечении трех пеленгов полу­чился треугольник погрешности, тогда, рассчитав углы между пе­ленгами, определим место по двум углам.

 

 

 

 

Рис.8

 

 

Соединив на карте обсервованное место судна с ориентирами, сни­мают истинные направления. Сравнив затем ранее взятые компасные направления с истинными, снятыми с карты, рассчитывают поправку компаса:

      

     

       

Осредненную поправку компаса принимают в дальнейшем при всех необходимых расчетах.

Точность способа. Место судна получается в пересечении двух изо­
линий. Поэтому для оценки точности способа воспользуемся известной
формулой                                                                                    

 

Линиями положения в данном случае будут касательные, проведен­ные к окружностям в точке их пересечения F. Угол θ между линиями положения определяется по формуле

θ = 360 — (α +β + ω),

где со — угол при среднем ориентире.

Возможные ошибки Δα и Δβ измеренных углах α и β дадут сме­щение т линий положения:

 

 

где    α и β— расстояния между ориентирами АВ и ВС;        D1, D2,,D3 — расстояния от судна до ориентиров.

Данный способ является наиболее точным навигационным спосо­бом определения места судна.

С помощью секстана горизонтальные углы измеряются с высокой степенью точности, и полученные параметры не зависят от поправок компасов. К такому способу прибегают, когда необходимо получить наиболее точное место судна.

Недостатком способа является необходимость иметь три ориенти­ра, Кроме того, использование секстана в условиях качки несколько усложняет выполнение наблюдений. К недостаткам способа также от­носится возможность случая неопределенности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: