1 Выбрать ориентиры с углами пересечения
2 Проверить их наличие на карте
3 В быстрой последовательности снимаем пеленга и фиксируем время и отсчет лага
4 Полученные компасные пеленга исправляем на истинные пеленга
5 Полученные значения истинных пеленгов прокладываем на карте. Пересечение трех пеленгов даст нам точку- искомое место судна. При наличии небольшого треугольника погрешности со сторонами не больше мили принимаем место судна в центре треугольника.
6 Производим оформление обсервованного места судна
- находим счислимое место судна
-показываем невязку на карте направленную от счислимой точки в обсервованной
-стираем все лишни линии с карты
7 Оценка точности полученного места судна
8 Запись в вахтенный журнал
На практике три пеленга никогда не пересекутся в одной точке, а образуют треугольник погрешности.
Рис.5
- Определение места судна по 2 горизонтальным углам.
Если в пределах видимости наблюдателя, находящегося на судне, имеются три ориентира А, В и С (рис. 6), то измерив в быстрой последовательности углы — а между ориентирами А и В, β — между В и С место судна получится в пересечении двух изолиний, которыми будут являться дуги окружностей, вмещающих измеренные углу α и β.
|
|
Рис.6.
Сущность способа определения места судна по двум горизонтальным углам
Соединим.прямыми линиями ориентиры А и В, В и С Из середины отрезка АВ, из точки D, и середины отрезка ВС, из точки Е, восстановим перпендикуляры. Затем из точки А отложим отрезок прямой под углом 90° — α к линии АВ, а от точки С — отрезок прямой под углом 90° — β к линии СВ. Точки пересечения этих отрезков с соответствующими перпендикулярами, восстановленными из точек D и Е, дадут нам центры окружностей, вмещающих соответственно углы аир. Проведем эти окружности. Известно, что вписанные углы,, опирающиеся на одну дугу, равны между собой. Поэтому любой угол, вписанный в окружность ABF, опирающийся на дугу АВ, и будет равен углу а и любой угол, вписанный в окружность BCF,, опирающийся на дугу ВС, будет равен углу β. Общая точка, из которой ориентиры А и В будут видны под углом а, а ориентиры В и С — под углом β, будет точка F. Следовательно, окружности АВ и ВС будут изолиниями углов α и β, а точка F — точка пересечения изолиний будет являться обсервованным местом судна.
Однако определить место судна этим способом, если три избранные ориентира и судно будут находиться на одной окружности, нельзя, так как в этом случае обе изолинии — окружности сливаются, пересекаясь в бесчисленном количестве точек.
|
|
Рис.7. Случай неопределенности
Допустим, что ориентиры А, В, С и судно находятся в данный момент на одной окружности (рис.7). Тогда из любой точки окружности ориентиры А и В будут видны наблюдателю под углом α, а ориентиры В и С — под углом β. Любая точка данной окружности будет являться точкой, из которой наблюдатель будет видеть ориентиры А и В, В и С соответственно под углами а и р. Действительное место судна может быть в любой точке окружности. Такой случай называется случаем неопределенности. Из рисунка видно, что ориентиры А, В и С и точка F (место судна) составляют вершины вписанного в окружность четырехугольника. Известно, что сумма противоположных углов вписанного четырехугольника равна 180°. Тогда
α + β + ω = 180°,
где со — угол при точке В.
Следовательно, случай неопределенности возможен тогда, когда сумма измеренных углов α и β и угол при среднем ориентире составляют 180°. Этой является признаком случая неопределенности. Соответствующим выбором ориентиров случай неопределенности можно исключить. Случая неопределенности не будет, если:
судно (точка F) расположено ближе к среднему ориентиру;
ориентиры А, В и С находятся на одной прямой;
ориентиры А, В и С одинаково удалены от судна;
судно находится внутри треугольника, соединяющего ориентиры А, В и С;
два из трех ориентиров находятся в створе с судном.
Применение способа. Для определения места судна по двум углам» необходимо на побережье выбрать три ориентира, хорошо видимые и нанесенные на карту.
Секстаны подготавливают к наблюдениям иопределяют поправку индекса. Дванаблюдателя одновременно по команде измеряют углы, измерив секстаном углы α и β, исправляют их общей поправкой секстана:
Обсервованное место на карте находят с помощью протрактора. Установив на протракторе углы α и β, передвигают протрактор на карте так, чтобы срезы трех линеек прошли соответственно через выбранные для определения ориентиры.Место судна получится в точке накола фиксатора, находящегося в центре протрактора.
Получить обсервованное место судна можно также с помощью кальки. Проведя произвольную линию на кальке, выбирают на ней точку и из этой точки с помощью транспортира откладывают влево и вправо углы α п β (рис.8). Наложив кальку на карту, действуют ей так же, как протрактором. Место судна будет в вершине двух углов, которое отмечается на карте уколом циркуля, после чего кальку убирают (см.рис.8).
Как говорилось выше, от трех пеленгов можно перейти к двум горизонтальным углам. К этому приему прибегают в случае, если поправка компаса не надежна и в пересечении трех пеленгов получился треугольник погрешности, тогда, рассчитав углы между пеленгами, определим место по двум углам.
Рис.8
Соединив на карте обсервованное место судна с ориентирами, снимают истинные направления. Сравнив затем ранее взятые компасные направления с истинными, снятыми с карты, рассчитывают поправку компаса:
Осредненную поправку компаса принимают в дальнейшем при всех необходимых расчетах.
Точность способа. Место судна получается в пересечении двух изо
линий. Поэтому для оценки точности способа воспользуемся известной
формулой
Линиями положения в данном случае будут касательные, проведенные к окружностям в точке их пересечения F. Угол θ между линиями положения определяется по формуле
θ = 360 — (α +β + ω),
где со — угол при среднем ориентире.
Возможные ошибки Δα и Δβ измеренных углах α и β дадут смещение т линий положения:
где α и β— расстояния между ориентирами АВ и ВС; D1, D2,,D3 — расстояния от судна до ориентиров.
|
|
Данный способ является наиболее точным навигационным способом определения места судна.
С помощью секстана горизонтальные углы измеряются с высокой степенью точности, и полученные параметры не зависят от поправок компасов. К такому способу прибегают, когда необходимо получить наиболее точное место судна.
Недостатком способа является необходимость иметь три ориентира, Кроме того, использование секстана в условиях качки несколько усложняет выполнение наблюдений. К недостаткам способа также относится возможность случая неопределенности.