Сущность навигационных определений

Лекция №1. 9

Тема: Определение места судна визуальными способами по наземным ориентирам

(в соответствии с рабочей программой дисциплины)

Время 2 часа.

Вопросы выносимые на лекцию

  1. Сущность навигационных определений.
  2. Определение места судна по 2 пеленгам.
  3. Определение места судна по 3 пеленгам.
  4. Определение места судна по двум горизонтальным углам.
  5. Определение места судна по пеленгу и расстоянию.

6. Определение места судна способом крюйс-пеленга

7. Определение места судна по створу и пеленгу.

Сущность навигационных определений

 

С геометрической точ­ки зрения нахождение обсервованного места судна сводится к прове­дению на карте двух на­вигационных изолиний    соответствую­щих одновременно изме­ренным навигационным параметрам, и к опреде­лению точки их пересече­ния. 

Таким образом, для определения обсервован­ного места судна до­статочно измерить два навигационных параметра. 

Место судна, полученное независимо от счисления по на­вигационным параметрам, измеренным относительно ориентиров, называется обсервованным.Совокупность действий, выполняемых при получении обсерво­ванного места, называют обсервацией. Координаты обсервованного места называются обсервованными координатами (φо и λо). 

В зависимости от числа и вида используемых навигационных параметров обсервации подразделяются на способы. Например, способ определения места по трем компасным пеленгам. Обсервация может быть получена по однородным навигацион­ным параметрам (например, по двум горизонтальным углам или по двум разностям расстояний) и по разнородным навигационным параметрам (например, по компасному пеленгу и радиолокацион­ному расстоянию).

Счислимое место из-за погрешностей в элементах счисления в общем случае не совпадает с обсервованным. Разница между обсервованным и счислимым местами назы­вается невязкой. Она определяется вектором между счислимым и обсервованным местами и, являясь поправкой счислимого ме­ста, характеризуется направлением со счислимого места к обсервованному и длиной отрезка между этими местами в милях (на­правление измеряется с точностью до градуса, длина — с точно­стью до 0,1 мили). С= 225°—0,6 мили. Невязка обозначается символом С и графически изображается за­тухающей кривой от счислимого места к обсервованному. При наличии обсервованного места время и отсчет лага подпи­сываются не у счислимого места, а у обсервованного.

Обсервованное место судна, полученное с точностью, превы­шающей точность счислимого места в 3 раза и более, принимается за исходную точку для дальнейшего счисления. Этим условиям, как правило, соответствуют обсервации, полученные по видимым ориентирам при прибрежном плавании, а также обсервации, полу­ченные в открытом море (океане) с помощью высокоточных ра­дионавигационных систем.

Итак, обсервованное место судна находится или графиче­ским методом путем определения точки пересечения прокладывае­мых на карте навигационных изолиний, или аналитическим мето­дом путем решения системы уравнений. Графический метод реализуется, как правило, вручную. Он ис­пользуется в двух разновидностях.

При плавании вблизи берегов, когда ориентиры находятся на дальности визуальной видимости, навигационные изолинии изобра­жаются на карте простыми линиями — прямыми или окружно­стями. Проведение на карте таких линий не вызывает затруднений. В этом случае обсервованное место судна определяется по на­вигационным изолиниям, проведенным относительно ориентиров. При плавании в открытом море (океане), когда ориентиры находятся на больших расстояниях от судна, навигационные изолинии изображаются на карте сложными кривыми. Это обстоятельство, а также расположение ориентиров за пределами данного листа путевой карты существенно осложняют прокладку навигационных изолиний. В этом случае место судна определяется не по навигационным изолиниям, а по заменяющим их прямым – линиям положения, наносимым на карту относительно счислимого места судна.

Линия положения (ЛП)— прямой участок навигационной изолинии, расположенный вблизи счислимого места. 

 В море нередко возникают ситуации, когда имеется лишь один навигационный ориентир. В таких случаях место судна опреде­ляется по разновременно измеренным навигационным параметрам. Способ определения места судна по разновременно измерен­ным навигационным параметрам называется крюйс-способом. Сущность этого способа состоит в специальном разделе­нии моментов измерения навигационных параметров и в приведе­нии навигационной изолинии (линии положения), соответствую­щей первому навигационному параметру, к моменту измерения второго навигационного параметра. Поскольку приведение первой изолинии производится по счислению (первая навигационная изолиния смещается параллельно самой себе по вектору плава­ния за время между измерениями навигационных параметров), то полученное крюйс-способом место называется счислимо-обс е р в о в а н н ы м. Точность счислимо-обсервованного места всегда ниже точности соответствующего обсервованного места, так как оно дополни­тельно отягощено погрешностью счисления. Каждое обсервованное или счислимо-обсервованное место обоз­начается на карте своим условным знаком. Вид знака зависит от способа определения места и от типа технических средств, с помощью которых измерялись навигационные параметры. Услов­ные обозначения обсерваций приведены в приложении.

Рис.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: