Лекция №1. 9
Тема: Определение места судна визуальными способами по наземным ориентирам
(в соответствии с рабочей программой дисциплины)
Время 2 часа.
Вопросы выносимые на лекцию
- Сущность навигационных определений.
- Определение места судна по 2 пеленгам.
- Определение места судна по 3 пеленгам.
- Определение места судна по двум горизонтальным углам.
- Определение места судна по пеленгу и расстоянию.
6. Определение места судна способом крюйс-пеленга
7. Определение места судна по створу и пеленгу.
Сущность навигационных определений
С геометрической точки зрения нахождение обсервованного места судна сводится к проведению на карте двух навигационных изолиний соответствующих одновременно измеренным навигационным параметрам, и к определению точки их пересечения.
Таким образом, для определения обсервованного места судна достаточно измерить два навигационных параметра.
Место судна, полученное независимо от счисления по навигационным параметрам, измеренным относительно ориентиров, называется обсервованным.Совокупность действий, выполняемых при получении обсервованного места, называют обсервацией. Координаты обсервованного места называются обсервованными координатами (φо и λо).
В зависимости от числа и вида используемых навигационных параметров обсервации подразделяются на способы. Например, способ определения места по трем компасным пеленгам. Обсервация может быть получена по однородным навигационным параметрам (например, по двум горизонтальным углам или по двум разностям расстояний) и по разнородным навигационным параметрам (например, по компасному пеленгу и радиолокационному расстоянию).
Счислимое место из-за погрешностей в элементах счисления в общем случае не совпадает с обсервованным. Разница между обсервованным и счислимым местами называется невязкой. Она определяется вектором между счислимым и обсервованным местами и, являясь поправкой счислимого места, характеризуется направлением со счислимого места к обсервованному и длиной отрезка между этими местами в милях (направление измеряется с точностью до градуса, длина — с точностью до 0,1 мили). С= 225°—0,6 мили. Невязка обозначается символом С и графически изображается затухающей кривой от счислимого места к обсервованному. При наличии обсервованного места время и отсчет лага подписываются не у счислимого места, а у обсервованного.
Обсервованное место судна, полученное с точностью, превышающей точность счислимого места в 3 раза и более, принимается за исходную точку для дальнейшего счисления. Этим условиям, как правило, соответствуют обсервации, полученные по видимым ориентирам при прибрежном плавании, а также обсервации, полученные в открытом море (океане) с помощью высокоточных радионавигационных систем.
Итак, обсервованное место судна находится или графическим методом путем определения точки пересечения прокладываемых на карте навигационных изолиний, или аналитическим методом путем решения системы уравнений. Графический метод реализуется, как правило, вручную. Он используется в двух разновидностях.
При плавании вблизи берегов, когда ориентиры находятся на дальности визуальной видимости, навигационные изолинии изображаются на карте простыми линиями — прямыми или окружностями. Проведение на карте таких линий не вызывает затруднений. В этом случае обсервованное место судна определяется по навигационным изолиниям, проведенным относительно ориентиров. При плавании в открытом море (океане), когда ориентиры находятся на больших расстояниях от судна, навигационные изолинии изображаются на карте сложными кривыми. Это обстоятельство, а также расположение ориентиров за пределами данного листа путевой карты существенно осложняют прокладку навигационных изолиний. В этом случае место судна определяется не по навигационным изолиниям, а по заменяющим их прямым – линиям положения, наносимым на карту относительно счислимого места судна.
Линия положения (ЛП)— прямой участок навигационной изолинии, расположенный вблизи счислимого места.
В море нередко возникают ситуации, когда имеется лишь один навигационный ориентир. В таких случаях место судна определяется по разновременно измеренным навигационным параметрам. Способ определения места судна по разновременно измеренным навигационным параметрам называется крюйс-способом. Сущность этого способа состоит в специальном разделении моментов измерения навигационных параметров и в приведении навигационной изолинии (линии положения), соответствующей первому навигационному параметру, к моменту измерения второго навигационного параметра. Поскольку приведение первой изолинии производится по счислению (первая навигационная изолиния смещается параллельно самой себе по вектору плавания за время между измерениями навигационных параметров), то полученное крюйс-способом место называется счислимо-обс е р в о в а н н ы м. Точность счислимо-обсервованного места всегда ниже точности соответствующего обсервованного места, так как оно дополнительно отягощено погрешностью счисления. Каждое обсервованное или счислимо-обсервованное место обозначается на карте своим условным знаком. Вид знака зависит от способа определения места и от типа технических средств, с помощью которых измерялись навигационные параметры. Условные обозначения обсерваций приведены в приложении.
Рис.1