С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста, гражданин, не достигший восемнадцати лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак, приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. Закон обеспечивает равное положение несовершеннолетних супругов с совершеннолетними в решении вопросов жизни семьи, воспитания детей».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Если суд признает гражданина недееспособным, над ним устанавливается опека».

«Суд не признал гражданина недееспособным».

____________________________________________________________________«Следовательно...»

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Основаниями освобождения осужденного от отбывания наказания являются или отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда или в силу акта амнистии, или ввиду помилования, или в следствии отмены приговора с заменой наказания условным осуждением, или снижением наказания до пределов отбытого осуждения».

«И. освобожден от наказания не в силу амнистии, и не по отбытию срока наказания, и не по помилованию».

_____________________________________________________________

 «Значит,…»

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Профессиональный риск признается оправданным, если совершенное действие соответствует научно-техническим знаниям и опыту, а последствия, для которых необходимо достижение цели, не могли быть достигнуты не связанными с риском действиями и лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вреда предохраняемым интересам. Профессиональный риск не признается оправданным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы, угрозой здоровью или жизни людей».

«Но профессиональный риск или признается, или не признается оправданным».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«Н. не выполнил своего обещания. Значит, он вообще необязательный человек».

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«Сотрудники ГАИ преследовали угнанную машину. Угонщики заехали в парк и бросили машину. Двое из них были задержаны. Ими оказались Саксин и Рябов. Однако в процессе проведения следственного эксперимента было установлено, что ни Саксин, ни Рябов не владеют навыками вождения автомобиля. По-видимому, у Саксина и Рябова был соучастник, владеющий такими навыками».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Если лицо совершило предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, то, согласно ст. 99 УК РФ, ему может быть назначено амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, а также принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего, специального или специального типа с интенсивным наблюдением».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Вероятно, Перепелицын и Окунев именно те лица, которые совершали мелкие кражи в гардеробе».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Скорее всего студент первого курса Глупцов и в третий раз не сдаст экзамена по логике».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Петров — соучастник преступления».

b) «В крае сложилась неблагоприятная экологическая ситуация».

B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«Носителем суверенитета (самостоятельности, независимости) и единственным источником власти в Российской Федерации, является ее многонациональный народ».

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«Вечером 15 июня Р. находился на территории поселка, на месте происшествия». «Вечером 15 июня Р. находился в соседнем населенном пункте, в пяти километрах от поселка».

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Каждый имеет право на образование (Конституция РФ, ст.43)».

«Некоторые граждане не имеют право на образование».

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Если И. совершил разбойное нападение, он должен быть привлечен к уголовной ответственности. И. привлечен к уголовной ответственности, следовательно, он совершил разбойное нападение».

Вариант 10

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Административное правонарушение»; b) «Беззаконие»; в) «Истец».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Обвиняемый», b) «Газета»;

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Студент», «Юрист», «Спортсмен», «Отличник»;

b) «Истина», «Заблуждение»;

с) «Политическая организация общества», «Государство», «Политические партии», «Правоохранительная служба», «Правозащитная служба»;  

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «Политика бывает прогрессивной, консервативной, реакционной».

b) «Год делится на 12 месяцев».

с) «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права, работы и услуги».

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Подстрекателем является соучастник преступного деяния».

b) «Правоспособность — способность иметь права».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений».

b) «Некоторые европейские государства не являются членами НАТО».

с) «Ни один вопрос студента не остался без ответа».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (Конституция РФ)».

b) «Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна, (преобразовать в импликативное суждение)».

с) «Быть счастливым или несчастным — во многом зависит от самого человека, его целеустремленности».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями трудовых договоров».

b) «Если курс ценных бумаг растет или процентная ставка снижается, то либо падает курс акций, либо налоги не повышаются».

с) «При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которое обладало доверенностью, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность».

b) «Неверно, что преступление было совершено в состоянии вменяемости».

в) «Политическая нестабильность в обществе может привести к обострению международных отношений».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: