B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

 «В подтверждение выдвинутых положений защитник привел убедительные аргументы (основания, доводы)».

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

 «Не каждый орган государственной власти имеет полномочия на издание нормативных актов».

«Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов».

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права».

«Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются».

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«М. обязан явиться в суд в качестве свидетеля и дать правдивые показания, т. к. он вызван в качестве свидетеля».

Вариант 9

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Преподаватель»; b) «Законность»; в) «Безрассудность».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Винтовка», b) «Начальник кафедры»;

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Адвокат», «Защитник»;

b) «Виновный», «Невиновный»;

с) «Следователь», «Шахматист», «Гражданин»;  

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «Привычки бывают полезные или вредные».

b) «Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим».

с) «Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные».

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Халатность — должностное преступление, состоящее в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностных обязанностей».

b) «Наказание — мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Большинство из нас хорошо учатся».

b) «Некоторые учащиеся не изучают логику».

с) «Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Если юридическое лицо является коммерческой организацией, то оно должно иметь лицензию на право заниматься соответствующей деятельностью».

b) «Банкротом юридическое лицо становиться в силу признания его таковым, по решению суда, либо по объявлению им о своем банкротстве, на основании совместно принятого решения».

с) «Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной ответственностью не вправе выпускать акции».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме, он может быть подтвержден документально или нет».

b) «Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договора с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом».

с) «Сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Возможно именно в этом направлении должны расследоваться все обстоятельства совершенного преступления».

b) «Неверно, что преступление было совершено в состоянии невменяемости».

в) «Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения».

Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Книга — источник знаний».

b) «Некоторые правонарушители — несовершеннолетние».

с) «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга или близких родственников, круг которых определяется ФЗ».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Все жидкости упруги, значит, неверно, что некоторые жидкости не являются упругими».

b) «Каждое отрицательное понятие имеет в своем содержании отрицательный признак, поэтому некоторые понятия, имеющие в своем содержании отрицательный признак, - отрицательные».

с) «Некоторые следователи допускают ошибки, значит некоторые люди, не допускающие ошибок, не являются следователями».

B) Простой категорический силлогизм

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

а) «Ни одна работа, в которой нет новых идей, не может быть

премирована».

«Работа Петрова не премирована».

________________________________

«Следовательно,…»

b) «Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной

ответственности». 

«Петров привлекается у уголовной ответственности».

_______________________________________________________

 «Следовательно, …»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: