С) «Политические партии могут быть правящими и оппозиционными»

 

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Грабеж — похищение государственного, общественного или личного имущества граждан».

b) «Кибернетика не искусство».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Каждый профессиональный спортсмен имеет свой уровень мастерства».

b) «Ни одна книга не является периодическим изданием».

с) «Ряд важнейших преобразований в России были осуществлены Петром I».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Все люди рождаются свободными и разными в своих правах: (Всеобщая декларация прав человека)».

b) «В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него».

с) «Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы» (Лермонтов).

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «В случае, когда ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство».

b)«Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом».

с) «Уважительными причинами неявки обвиняемого по вызову следователя признаются болезнь, лишившая обвиняемого возможности явиться, несвоевременное получение обвиняемым повестки или иные обстоятельства, лишающие обвиняемого возможности явиться в назначенный час».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Материя неразрывно связана с движением».

b) «Любой объективный процесс есть разрешение назревшего противоречия».

в) «В общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся веществ».

Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Среди преступников есть особо опасные рецидивисты».

b) «Ни одна захватническая война не является справедливой».

с) «Каждый гражданин имеет право на самозащиту».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Неверно, что некоторые убийства раскрываемы, следовательно, некоторые убийства не раскрываемы».

b) «Всякая книга имеет своего автора, значит, каждый автор имеет написанную им книгу».

с) «Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления. Действия Н. содержат такие признаки. Следовательно, уголовное дело против Н. может быть возбуждено».

B) Простой категорический силлогизм

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

а) «Все люди говорят».

«Некоторые люди не умеют слушать».

_________________________________

«Следовательно,…»

 

b) «Все адвокаты имеют высшее юридическое образование». 

«Некоторые адвокаты занимаются научной деятельностью».

_______________________________________________________

«Следовательно, …»

 

С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Если лобая кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными»

«Суд установил, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение ими семьи невозможно».

____________________________________________________________________ «Следовательно,...»

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным».

«По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор».

_____________________________________________________________

«Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его постоянного места жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, или он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих его гибели от несчастного случая в течение шести месяцев».

«О гражданине Н. или в течение трех лет нет сведений о место его постоянного места жительства, или он пропал без вести при указанных обстоятельствах и о нем нет сведений в течение шести месяцев».

____________________________________________________________________«Следовательно...»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: