D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«18 декабря на Лесной улице напротив кафе гр-на А. догнали два парня и неожиданно ударили ножом в спину. Когда А. упал, парни обшарили его карманы. В тот же вечер на Красноармейской улице в 100 м от нападения на гр-на А. неизвестные лица нанесли ножевые ранения гр-ну Л. Потерпевший не разглядел нападавших и сообщить о них ничего не мог. Вскоре поступили сведения о разбойном нападении на гр-на С., которое произошло в ночь на 19 декабря. Преступники настигли С. на ул. Строителей, нанесли ему ножевые ранения в спину и отобрали ручные часы. Возникло предположение, что перечисленные преступления совершены одной и той же группой лиц. Все нападения совершены в одном микрорайоне, характер действий во всех случаях был одинаков: преступники нападали сзади, ударяли потерпевшего ножом в спину и, когда тот не мог уже сопротивляться, — грабили».

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«Сравнивая свидетельство о болезни и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «М», «3», «К» и цифр 7, 8, 9. В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение как в общих признаках почерка, так и в частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр, следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Если озоновая дыра над Антарктидой будет увеличиваться, то жизнь на Земле постепенно исчезнет».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Простой категорический силлогизм имеет семь общих правил».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Новый сотрудник нашего института должен отличаться ответственным отношением к делу».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Версия совершенного в гостинице преступления, которую предложил инспектор Лосев, в процессе расследования не подтвердилась».

b) «Человеку свойственно ошибаться».

B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами)».

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы».

«Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции».

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Каждое уголовное дело имеет свои особенности».

«Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют».

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Н. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности».

Вариант 13

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Государство»; b) «Невиновность»; в) «Причина».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Космонавт Юрий Гагарин»; b) «Спортсмен»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Высшее учебное заведение», «Университет»;

b) «Президент», «Президент Российской Федерации», «Глава государства»;

с) «Волевой», «Безвольный».

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «К ценным бумагам относятся акции и чеки».

b) «Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные».

с) «По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую».

 

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Нормативный акт — это правовой акт государства, в котором содержатся нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида».

b) «Мошенник — человек, занимающийся мошенничеством».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Каждому известно, что любые, даже самые отличные условия для занятий, не гарантируют успеха на экзамене».

b) «Некоторые летчики не являются космонавтами».

с) «Часть выпускников Московской государственной юридической академии работает в адвокатуре».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно».

b) «Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора».

с) «Дитя не плачет, мать не разумеет».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «Работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными способами».

b)«При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника».

с) «Суд не принимает отказа истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону и нарушают чьи-либо права и охраняемые законом интересы».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Наличие причинной связи между действиями, совершенными данным лицом, и наступившими общественно опасными последствиями — непременное условие привлечения его к уголовной ответственности».

b) «Каждый человек имеет право на гражданство».

в) «В случае пожара звоните по телефону 01».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: