17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.
«18 декабря на Лесной улице напротив кафе гр-на А. догнали два парня и неожиданно ударили ножом в спину. Когда А. упал, парни обшарили его карманы. В тот же вечер на Красноармейской улице в 100 м от нападения на гр-на А. неизвестные лица нанесли ножевые ранения гр-ну Л. Потерпевший не разглядел нападавших и сообщить о них ничего не мог. Вскоре поступили сведения о разбойном нападении на гр-на С., которое произошло в ночь на 19 декабря. Преступники настигли С. на ул. Строителей, нанесли ему ножевые ранения в спину и отобрали ручные часы. Возникло предположение, что перечисленные преступления совершены одной и той же группой лиц. Все нападения совершены в одном микрорайоне, характер действий во всех случаях был одинаков: преступники нападали сзади, ударяли потерпевшего ножом в спину и, когда тот не мог уже сопротивляться, — грабили».
|
|
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.
«Сравнивая свидетельство о болезни и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «М», «3», «К» и цифр 7, 8, 9. В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение как в общих признаках почерка, так и в частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр, следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П».
Тема 4. Аргументация и доказательство
А) Логические основы аргументации
19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.
«Если озоновая дыра над Антарктидой будет увеличиваться, то жизнь на Земле постепенно исчезнет».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.
«Простой категорический силлогизм имеет семь общих правил».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.
|
|
«Новый сотрудник нашего института должен отличаться ответственным отношением к делу».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:
а) «Версия совершенного в гостинице преступления, которую предложил инспектор Лосев, в процессе расследования не подтвердилась».
b) «Человеку свойственно ошибаться».
B) Основные логические законы
23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?
«Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:
«Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы».
«Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
«Каждое уголовное дело имеет свои особенности».
«Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
«Н. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности».
Вариант 13
Тема 1. Понятие
1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
а) «Государство»; b) «Невиновность»; в) «Причина».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:
а) «Космонавт Юрий Гагарин»; b) «Спортсмен»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
а) «Высшее учебное заведение», «Университет»;
b) «Президент», «Президент Российской Федерации», «Глава государства»;
с) «Волевой», «Безвольный».
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:
а) «К ценным бумагам относятся акции и чеки».
b) «Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные».
с) «По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:
а) «Нормативный акт — это правовой акт государства, в котором содержатся нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида».
b) «Мошенник — человек, занимающийся мошенничеством».
Тема 2. Суждение
6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:
а) «Каждому известно, что любые, даже самые отличные условия для занятий, не гарантируют успеха на экзамене».
b) «Некоторые летчики не являются космонавтами».
с) «Часть выпускников Московской государственной юридической академии работает в адвокатуре».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:
а) «Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно».
b) «Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора».
с) «Дитя не плачет, мать не разумеет».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.
а) «Работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными способами».
b)«При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника».
|
|
с) «Суд не принимает отказа истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону и нарушают чьи-либо права и охраняемые законом интересы».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:
а) «Наличие причинной связи между действиями, совершенными данным лицом, и наступившими общественно опасными последствиями — непременное условие привлечения его к уголовной ответственности».
b) «Каждый человек имеет право на гражданство».
в) «В случае пожара звоните по телефону 01».