B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника)».

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«В некоторых государствах существует монархическая форма правления».

«В некоторых государствах нет монархической формы правления».

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Всякая наука имеет свой предмет исследования».

«Ни одна наука своего предмета исследования не имеет».

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Семенов — студент, ведь он сдает экзамены».

Вариант 14

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Учитель»; b) «Бескорыстие»; в) «Министерство юстиции».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Первый президент России»; b) «Отец»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Живописец», «Художник»;

b) «Сильный», «Слабый»;

с) «Честь», «Бесчестие».

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями».

b) «Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные».

с) «Главное управление внутренних дел г. Москвы делится на районные управления органы внутренних дел».

 

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Девиз — краткое изречение».

b) «Дееспособность — способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершение правонарушения».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Комната матери и ребенка есть при каждом железнодорожном вокзале г. Москвы».

b) «Некоторые трудовые споры рассматриваются городскими судами».

с) «Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам».

b) «Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры».

с) «Либо в стремя ногой, либо в пень головой».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей мировой войны».

b)«Договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре, если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, в случае его аварийного состояния, а также и в других случаях, предусмотренных жилищным законодательством».

с) «Трудовые договоры заключаются на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым Кодексом».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Обвиняемый может быть оправдан».

b) «Есть основания предполагать, что Н. не был участником преступления».

в) «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться».

Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Ни один философ не открыл секрет физического бессмертия».

b) «Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной».

с) «Подстрекатели — являются соучастниками преступления».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Неверно, что некоторые экзамены легко сдать, значит, неверно, что все экзамены легко сдать».

b) «Всякое правило имеет исключение, значит все, что не является исключением — правило».

с) «Некоторые юристы не являются следователями, значит среди следователей есть юристы».

B) Простой категорический силлогизм

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

а) «Административное правонарушение — антиобщественное деяние».

«Административное правонарушение не является преступлением».

_______________________________________________________________

«Следовательно,…»

 

б) «Все участники семинара по криминалистике - следователи». 

«Некоторые участники семинара по криминалистике не работают в

  прокуратуре».

______________________________________________________________

«Следовательно, …»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: