Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Ни одно критическое замечание в мой адрес не оставляет меня равнодушным».

b) «Подстрекатели являются соучастниками преступления».

с) «Некоторые свидетельские показания недостоверны».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Некоторые сладкие продукты являются полезными для здоровья, значит, все неполезные для здоровья продукты являются сладкими».

b) «Всякое государство является политической организацией, а раз так, то всякая политическая организация - государство».

с) «Некоторые экзамены трудны, значит, некоторые экзамены не трудны».

B) Простой категорический силлогизм

 

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

а) «Все врачи имеют высшее образование».

«Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах».

_________________________________

«Следовательно,…»

 

б) «Оскорбление есть умышленное унижение чести и достоинства

   личности, выраженное в неприличной форме». 

«Действия М. представляют собой умышленное унижение чести и

  достоинства гражданина Н, выраженное в неприличной форме».

_______________________________________________________

«Следовательно, …»

 

С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения, утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Если гражданин имеет имущество на правах собственности, он может наследовать и завещать это имущество».

«Гражданин не имеет имущество на правах собственности».

____________________________________________________________________ «Следовательно,...»

 

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Трудовые договоры заключаются на: неопределенный срок, на определенный срок не более трех лет».

«На время выполнения определенной работы с Петровым заключен договор на неопределенный срок».

____________________________________________________________________

 «Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Брак не может быть заключен, если нет взаимного согласия лиц, вступающих в брак, и если они не достигли брачного возраста».

«Н. и Р. или не достигли брачного возраста, или между ними нет взаимного согласия по вопросу о вступлении в брак и условиях совместного проживания супругов».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

 

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«В телеграмме начальника милиции сообщалось, что 8 марта 1997 г. в 23 часа 25 минут в поселке Пашковском постовым милиционером обнаружено, что двери магазина взломаны, товары разбросаны в беспорядке. Предполагается, что совершена кража. Следователь дополнительно выяснил, что 7 марта в магазин была завезена большая партия товаров. В ночь на 8 марта должен был дежурить сторож Каприн. В момент обнаружения происшествия его не оказалось около магазина. Взломаны два навесных замка входной двери. Около магазина на дороге обнаружены следы автомобиля».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«При установлении причин дорожно-транспортных происшествий был сделан вывод о том, что несмотря на все различия этих происшествии (марка машины, возраст водителя и т.д.) большинство из них происходит в результате превышения скорости или алкогольного опьянения водителя».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Мой друг не холерик, и не флегматик».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Некоторые российские театры имеют в репертуаре произведения русских классиков».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Скорее всего младшая сестра моей сокурсницы имеет неплохой музыкальный слух».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым».

b) «Человек желает счастья».

B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«Злоумышленник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой)».

 

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«Большая часть машин находилась в парке».

«В парке не было ни одной машины».

 

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права».

«Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются».

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Данное умозаключение построено правильно, т. к. его посылки — истинные суждения».

 

Вариант 16

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Народный суд»; b) «Рабочий»; в) «Бесконтрольность».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Печатное издание»; b) «Закон»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Ученый», «Правозащитник», «Гражданин Российской Федерации»;

b) «Истец», «Ответчик»;

с) «Юрист», «Адвокат», «Прокурор», «Следователь»;  

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «По государственному устройству государства делятся на унитарные и федеративные».

b) «Приговоры бывают обвинительные, оправдательные и несправедливые».

с) «Способы защиты гражданских прав: признание права, самозащита права, возмещение убытков, возмещение неустойки».

 

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Преступление — это общественно-опасное деяние».

b) «Лев — царь зверей».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Некоторые артисты не являются женщинами».

b) «Некоторые общественно опасные деяния являются преступлениями против собственности».

с) «Субъект частных суждений не является распределенным».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта».

b) «Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование».

с) «Несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т. ч. по контракту или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «В случае если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок».

b)«Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лиц».

с) «Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, подвергаются штрафу в размере, который установлен федеральным законом».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Правоспособность неотчуждаема».

b) «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом».

в) «Неверно, что сумма углов треугольника больше 180 градусов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: