С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«ВУЗовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, способна играть созидательную роль, если она твердо станет на рельсы творчества и развития. Если наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Суд оставляет иск без рассмотрения, если иск предъявлен недееспособным лицом».

«Суд не оставил иск без рассмотрения».

____________________________________________________________________ «Следовательно,...»

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом».

«В данном преступлении не было прямого умысла».

_____________________________________________________________

 «Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что во время рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки это лицо перестало быть общественно-опасным или это лицо после совершения преступления явилось с повинной, раскаялось и загладило причиненный вред».

«И. или явился с повинной после совершения преступления, раскаялся и загладил причиненный вред, или перестал быть общественно-опасным вследствие изменения обстановки».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«При осмотре буфета, откуда ночью 1 ноября была совершена кража, было установлено, что пол буфета был залит вином. На бутылках из-под вина, разлитого на полу, и бутылке шампанского, выпитой преступником, отпечатков пальцев не оказалось, так как бутылки были облиты вином. Осматривая помещение магазина, в котором 3 ноября также произошла кража, следователь установил, что за прилавком, где ходил преступник, все было залито вином. На прилавке стояли одна пустая и одна выпитая наполовину бутылка вина. Обе бутылки были снаружи облиты вином. Способ действия преступника, в частности обмывание бутылок вином, указывал на то, что данная кража совершена тем же лицом, что и кража из буфета».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«В рабочем поселке участились случаи нарушения общественного порядка детьми школьного возраста. Местные органы заинтересовались причиной этих явлений. Было установлено, что в предшествующие годы, когда активно работали штабы народных дружин, преступлений было значительно меньше. В текущем году работа народных дружин в рабочем поселке велась слабо. Это, очевидно, и явилось причиной роста случаев нарушения общественного порядка».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Некоторые модусы условно-категорического силлогизма дают вероятные выводы».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Болотистая местность явилась причиной сырости во всех близлежащих постройках».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Нынешним летом следует ожидать большой урожай яблок».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Убийство совершено по политическим мотивам».

b) «Преступник попал в квартиру через балконную дверь».

B) Основные логические законы

 

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«В скором времени ожидается указ Президента об амнистии (помиловании, прощении)».

 

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«Все участники преступления были пойманы».

«Ни один участник преступления не был пойман».

 

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Не все правовые преступления связаны с вещами».

«Все правовые отношения связаны с вещами».

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Установлено, что Р. мошенничеством не занимался. Значит, к уголовной ответственности он не привлекается».

 

Вариант 27

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Суверенитет»; b) «Гражданство»; в) «Алогичный».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Юридический институт»; b) «Ручка»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Живописец», «Художник»;

b) «Сильный», «Слабый»;

с) «Честь», «Бесчестие»;  

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «Видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка».

b) «Видами административных взысканий являются предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест».

с) «Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные».

 

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Правоспособность — способность иметь право».

b) «Инкриминирование — предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Некоторые млекопитающие являются грызунами».

b) «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».

с) «Часть собственности не принадлежит государству».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Если отпали основания, по которым гражданин был признан недееспособным, признание его дееспособности осуществляется в судебном порядке по заявлению членов его семьи, опекуна, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения, прокурора и других организаций».

b) «Быть или не быть — вот в чем вопрос».

с) «Если факт смерти гражданина с достоверностью установлен, то суд при отказе органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти не объявляет гражданина умершим, а устанавливает факт смерти в определенное время».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «Завещание, отмененное полностью или частично последующим завещанием, не восстанавливается, если последующее завещание отменено завещателем полностью или в соответствующей части».

b)«По результатам расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве или несчастного случая на производстве со смертельным исходом комиссия составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая на производстве».

с) «Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Закон признает недопустимым отказ гражданина от правоспособности и дееспособности».

b) «Алиби И. абсолютно доказано».

в) «В общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся материалов».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: