Тема 3. Умозаключение

А) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Некоторые простые решения не являются подготовленными».

b) «Некоторые свидетельские показания недостоверны».

с) «Все преступления — общественно-опасные деяния».

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Не все книги интересны, следовательно, неверно, что ни одна книга не интересна».

b) «Ни один математик не знает историю, значит, любой знающий историю не является математиком».

с) «Каждое государство имеет свой гимн, значит все образования, не имеющее своего гимна не является государством».

B) Простой категорический силлогизм

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

а) «Ни одна несправедливая война не может быть оправдана».

«Некоторые несправедливые войны были успешными».

_______________________________________________________

«Следовательно,…»

 

б) «Оскорбление есть умышленное унижение чести и достоинства

   личности, выраженное в неприличной форме».  

«Действия М. представляют собой умышленное унижение чести и

  достоинства гражданина Н, выраженное в неприличной форме».

_____________________________________________________________

«Следовательно, …»

 

С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения, утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Если гражданин имеет имущество на правах собственности, он может наследовать и завещать это имущество».

«Гражданин не имеет имущество на правах собственности».

____________________________________________________________________ «Следовательно,...»

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Трудовые договоры заключаются на: неопределенный срок, на определенный срок не более трех лет».

«На время выполнения определенной работы с Петровым заключен договор на неопределенный срок».

____________________________________________________________________

 «Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Брак не может быть заключен, если нет взаимного согласия лиц, вступающих в брак, и если они не достигли брачного возраста».

«Н. и Р. или не достигли брачного возраста, или между ними нет взаимного согласия по вопросу о вступлении в брак и условиях совместного проживания супругов».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«Следователю была вручена телефонограмма начальника милиции Дубровинского района, старшего лейтенанта милиции Семенова. В телефонограмме говорилось: «В воскресенье 18 ноября в 6 часов утра при смене сторожевой охраны склада текстильной фабрики «Заря» вступающий на дежурство сторож Игнатов при осмотре склада обнаружил пролом стены, выходящей во двор фабрики. Наличие пролома и куски мануфактуры, находящиеся в отверстии, дают основание предполагать, что была совершена кража».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«К. А. Тимирязев утверждал, что для образования хлороформа нужен свет и кислород. «Чтобы доказать это, — писал он, — прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим на обыкновенном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, лишенным кислорода, и вынем все на свет! Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску, другие, сколько бы мы их не держали на свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород и они непременно позеленеют».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Обвиняемый Ершов совершил умышленное преступление».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Некоторые выпускники БелЮИ МВД России работают в судебно-следственных органах».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Вероятно, обвиняемый Синичкин будет осужден на три года».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Судья Антонов не может принимать участие в уголовном деле, и подлежит отводу».

b) «Гражданин Н. не может быть признан безвестно отсутствующим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: