Главный принцип общественной нравственности

При несомненной важности того, что Л. Фуллер называл «моралью стремления», термины «мораль» и «нравственность» употребляются в двух основных смыслах: как нормы, или принципы, определяющие должное поведение, и как степень соблюдения этих норм лицом, группой, обществом в целом. В последнем случае речь идет о состоянии нравов, уровне нравственности, т.е. о характеристике носителей морали. Этот аспект нравственности, изучаемый социологическими методами, очень важен для законодателя, для органов исполнительной и судебной власти, он представляет собой материал, с которым необходимо считаться и соизмерять все их усилия. Нравы – один из основных факторов, формирующих тот «общий дух народа», от которого, по Монтескье, зависит характер законов в каждом государстве. С точки зрения теории права наибольший интерес представляют природа и содержание морали как норм поведения. Эта сторона дела сближает мораль и право и предопределяет их специфику.

Б.А. Кистяковский отмечал, что право регулирует внешнее поведение людей, а этика – внутреннее149. Мысль понятна и верна, хотя ее выражение не совсем точно. Что такое «внутреннее поведение»? Не ясно ли, что имеются в виду психические переживания, эмоциональные и рациональные соображения, формирующие поведение, которое может быть только «внешним»?

Н.М. Коркунов писал: «Оценка целей и интересов и есть дело нравственности»150. С ним солидарен М.М. Ковалевский: «Мораль имеет в виду оценку действий со стороны их внутреннего достоинства»151. Р. Дворкин отождествляет моральные суждения с суждениями справедливости152. С такой характеристикой трудно не согласиться. Мораль представляет собой оценку поведения как хорошего или плохого, заслуживающего одобрения или осуждения с точки зрения его соответствия справедливости.

Какое же поведение рассматривается как нравственно безупречное? Мнения большинства моралистов совпадают. Приведем несколько суждений по этому поводу. Ш.Л. Монтескье, провозгласив принципом демократии политическую добродетель, определяет ее как «самоотверженность – вещь всегда очень трудную». «Эту добродетель, – продолжает он, – можно определить как любовь к законам и отечеству. Эта любовь, требующая постоянного предпочтения общественного блага личному (в обоих случаях подчеркнуто мною – О.М.), лежит в основании всех частных добродетелей: все они представляют собою не что иное, как это предпочтение»153. «Требование нравственного образа действий есть не что иное, как требование самопожертвования, – пишет Н.Я. Данилевский. – Самопожертвование есть высший нравственный закон. Собственно говоря, это тождественные понятия»154.

Р. Иеринг различает низшие и высшие двигатели поведения людей в общественной жизни. Низшие или эгоистические двигатели – это вознаграждение и принуждение. Высшие или нравственные социальные двигатели – «чувство долга, т.е. гармония личной воли с требованиями общества, выраженными (право) или не выраженными (нравственность, мораль) в форме закона и свободное самоотречение, простирающееся дальше требований общества. Первое – проза, второе – поэзия нравственности»155. Р. Иеринг подчеркивает также безусловную связь содержания нравственности с благом общества: «Нравственные нормы в широком смысле слова (право, мораль, правила общежития) имеют в виду исключительно благо и преуспевание общества… Нравственное и общественное – одно и то же; то, что называется нравственным, мы всегда вместо этого можем назвать и общественным. Всякая нравственная норма не что иное, как общественный императив»156.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: